ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 1 февраля 2006, 14:30

Олег Третьяков: Общественная палата - это такой инструмент, когда разговоры на кухне выливаются в разговоры на трибуне

Процесс формирования Общественной Палаты РФ завершился. Теперь общественный орган контроля за властью, созданный по инициативе президента, начинает свою работу. Корреспондент ЗАКС.Ру попросил члена Общественной Палаты РФ от Санкт-Петербурга, главного редактора газеты "Деловой Петербург" Олега Третьякова рассказать, какие цели преследует ОП, какие механизмы воздействия на власть будут задействованы и каковы планы работы Палаты на ближайшее время.


- Для чего создана и какие цели преследует Общественная палата?
- Идею Общественной Палаты высказал Президент. И поэтому пока можно только цитировать президента, для чего она создана. Потому что, это еще новое образование, дитя, которое не начало жить своей жизнью. Члены Палаты пока только входят в курс дела, через три-четыре месяца можно сказать, как она будет работать. Общественная Палата создана для того, чтобы доносить до исполнительной и законодательной власти мнения простых граждан или мнения общественных организаций по тому или иному вопросу экономической или социальной жизни человека. Второе - это экспертиза законодательных актов думы и правительства. Третье - контролировать ход и реализацию национальных проектов - строительство, здравоохранение, обучение. Если почитать отклики и реакцию на создание ОП, существует мнение, что если бы пресса выполняла нормально свои функции и парламент, то может, и не нужна бы была ОП. Но, мне кажется, что в данный исторический отрезок она не помешает.

- А какой, по-вашему, должна быть пресса, чтобы страна меньше нуждалась в Общественной Палате?
- В Америке часто говорят, что пресса - это цепной пес общества. И там сами граждане заинтересованы в том, чтобы пресса была свободной. Я давно работаю в этом бизнесе, нет такого ощущения, что все заинтересованы в том, чтобы пресса была свободной. Проходит смена поколений, живут свободные люди, которые родились в свободной стране и хотят читать свободные СМИ. Проблема снижения доверия к прессе существует не только в России. Люди больше верят своим собеседникам в чате или на форуме, чем СМИ. Сейчас вырастают новые, гражданские СМИ, которые люди сами пишут, сами читают. Это показывает, что прессе тоже есть над чем задуматься, над собой поработать.

- Секретарь Общественной Палаты академик Евгений Велихов заявил следующее: Мы будем работать в согласии с президентом, администрацией президента, Госдумой и правительством. Политолог, член Общественной Палаты Сергей Марков сказал, что Общественная палата это орган президента, а не бюрократии. Чей же это орган все-таки?
- У нас же президентская республика и, в конце концов, президент влияет на жизнь исполнительной власти, законодательной власти и Общественной Палаты. Его влияние заключается в том, что он подписывает или не подписывает тот или иной закон или тот или иной указ, не важно, кто его произвел. Он может подписать указ, подготовленный администрацией или правительством, или реагировать на заключения ОП или не реагировать. Вот в этом заключается прямое влияние на Общественную Палату.

- Каковы механизмы воздействия и контроля со стороны Палаты над властью?
- В законе, регламенте четко прописано, что члены Палаты могут влиять через общественные слушания, через форумы, через создание общественного мнения. Есть какая-то проблема в жизни общества, на нее можно реагировать по-разному, можно принимать ее, можно молча на кухне поговорить. А ОП - это такой инструмент, когда разговоры на кухне выливаются в разговоры на трибуне, разговоры на страницах газет. Можно довести ситуацию до того, что люди выйдут на улицы, но возможно ситуацию не доводить, потому что члены Общественной Палаты лучше чувствуют настроение людей и быстрее могут вмешаться в ситуацию, чтобы приостановить действие закона или повлиять на Думу еще в стадии разработки закона. Чтобы не было дурацких законов, которые потом придется отменять. Здесь проблема еще в том, что когда появляются плохие законы, потом их нужно срочно переделывать, народ бастует, возникает некий правовой нигилизм, появляется привычка всегда все оспаривать. Какой смысл выполнять закон, если ты знаешь, что он плохо подготовлен, все равно его отменят или будут переделывать. Поэтому, плохо подготовленные законы очень дурно влияют на общественную жизнь, люди расслабляются и перестают вообще соблюдать какие-либо законы.

- Подписание Путиным закона об НКО, вызвавшего нарекания у Общественной Палаты. Можно ли сказать, что власть проигнорировала ею же созданный орган общественного контроля?
- Тут много может быть разных оценок, кто что проигнорировал. Для начала, мало кто из журналистов читал закон об НКО ни старый, ни новый. Никто не изучал суть проблемы. Например, мы, представителей общественных организаций, с этим живем. Я могу сказать, о нашей общественной организации - Лиги Журналистов, мы перерегистрируемся и все. У нас нет проблем. Кто нам мешает собираться и проводить те или иные мероприятия? Дело все в том, что многие говорят о западном влиянии, а еще многие НКО - это форма бизнеса, когда коммерческая организация использует НКО для своих бизнес-процессов.

- Возможность ликвидации Российского исследовательского центра по правам человека "выглядит как политический заказ" и "прессинг" со стороны государства на некоммерческие неправительственные организации. Такое мнение высказала президент Института проблем гражданского общества, член Общественной палаты Мария Слободская. Как, по-вашему, будет ли этот закон использоваться в репрессивных целях и что ОП может в таком случае сделать?
- Здесь все-таки нужно выяснить, в чем вопрос. Или мы говорим о законе или о ситуации, связанной с деятельностью той или иной организации. Все-таки, закон так быстро не применяется. там дается время на приведение уставных документов в порядок. Наша организация два года назад проходила перерегистрацию. Я сторонник того, чтобы получить все обстоятельства дела и изучить. Мы работаем в этой профессии, если бы мы писали со слов некомпетентного человека, то не вылезали бы из судов. У меня нет документов, почему закрыли, какие претензии предъявили этому центру. Когда я стал президентом Лиги Журналистов, вовремя не перерегистрировали и, по решению суда, мы должны были закрыться. Получили повестку в суд. Но, я же не устраивал пресс-конференции, что власть не устраивает деятельность Лиги Журналистов.

- Каким образом должен быть усилен контроль над законопроектами со стороны ОП, чтобы впредь у власти не было желания подмять под себя мнение общественности?
- Во многом, через общественное мнение. Мнение общественности зависит от того, насколько свободны региональные СМИ. Тут не обо всех регионах можно говорить, что СМИ свободны, что там есть широкий плюрализм мнений, как в одну сторону, так и в другую. Ответ на этот вопрос строится из двух частей: возможность граждан свободно высказываться и дальше, свободны ли местные СМИ, чтобы свободно опубликовать эти высказывания. Вопрос - что с этим делать? Комиссия по СМИ в ОП призвана стать еще одним органом, который должен ограждать местные СМИ от произвола. Есть проблема еще и экономическая. Если в регионе нет рынка, нет возможности делать нормальный бизнес на газетах, журналах, телевидении, то они будут подпадать под зависимость регионального бюджета или бюджетообразующих компаний.

- Как вы сами видите формы борьбы с принимаемыми властью решениями?
- Если посмотреть на последние события - изменения правил дорожного движения, явно поторопились с принятием этих правил. Политики и члены Общественной Палаты высказывались против этих правил. Народ устраивал по выходным пикетирования. Никто не мешал этого делать. И Исполнительная власть увидела, что этот законопроект - глупость. Фактически, как произошло, общественные организации, которые организовывают людей, выводят на улицы, они послали своих представителей в Общественную Палату, так можно это смоделировать. Что будет делать в той или иной ситуации Общественная Палата? Есть возможность делать заявления. Но, если посмотреть глобально, то общество не может жить по законам войны. Очень часто многие действия планируются, исходя из того, что мы на войне. То есть, получается, может быть только одна точка зрения и эта точка зрения не подлежит корректированию. Если взять политическую партию или Госдуму, там очень часто любят принимать полярные решения: черное-белое, холодное-горячее. А Общественная Палата она должна как раз сближать интересы общества и интересы власти, то есть быть посредником. В принципе, организации, которые призваны воевать, устраивать конфронтации, таких организаций полно. А вот, нет на самом деле системы, когда люди должны договариваться. Все время воюем и в обществе мало создано предпосылок, чтобы договариваться.

- Как быть в таких случаях как с законом об НПО? Он уже принят, будет ли Палата заниматься его доработкой?
- Да, само собой. Есть ряд системообразующих законов, которые влияют на жизнь общества или отрасли, за которую отвечает комиссия, и которые требуют коррекции. Вот, пожалуйста, есть такая возможность скорректировать эти законы.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама