ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 17 февраля 2006, 12:00

Леонид Курза: Друзей у "Наших" не так много. Врагов - больше.

О молодежном демократическом антифашистском движении "Наши" в последнее время услышишь нечасто. Количество публичных акций, а, следовательно, и упоминаний в городской и федеральной прессе, заметно уменьшилось. О причинах этого явления, а также о том, чем занимается организация и что ее активисты думают о последних событиях, с корреспондентом ЗАКС.Ру побеседовали комиссар, руководитель петербургского отделения Движения "Наши" Леонид Курза и его коллега по движению Мария Петрова.


Корр.:- Расскажите о том, чем занимается движение "Наши" в последние месяцы.
Мария Петрова: - В молодежном демократическом антифашистском движении "Наши" запущена программа, которая называется "Россия - столица мира". Цель данной программы - профилактика и борьба с фашизмом и национализмом в нашей стране. Первый ее этап - это уроки в школах или встречи в ВУЗах и колледжах с ребятами, которые проводят комиссары движения "Наши" и представители граждан дальнего зарубежья - африканцы, китайцы, японцы и так далее. Второй этап - это опять же уроки или встречи, которые проводят жители стран СНГ: таджики, азербайджанцы, то есть люди, к которым не особо положительно относятся в нашей стране. И третья волна уроков - это уроки, которые проводятся малыми национальностями России: чеченцы, представители народов Сибири, народов Крайнего Севера, татары. Суть данных уроков - познакомить молодежь с культурой других стран, показать, что данные люди - такие же, как и мы, несмотря на то, что у них другой цвет кожи, другой разрез глаз или какая-то другая культура. В принципе, если программа пройдет успешно, мы хотим предложить ее Министерству культуры и Министерству образования для дальнейшего использования в образовательном процессе. Уроки проходят в интерактивной форме, ребята вместе с выступающими учат национальные танцы, национальные песни, говорят на их языке. Некоторые ребята действительно меняют свою позицию. Подходят, предлагаю рассказать о тех местах, где собираются фашисты, чтобы там не ходить. Программа абсолютно не затратная. Музыкальные атрибуты обычно имеются у самих выступающих. Если что-то нужно, то это не много, мы можем позволить себе купить барабан, оплатить проезд.
Леонид Курза: - Та ненависть, которую зачастую значительная часть общества испытывает к представителям других народов, происходит из-за того, что они не знают их культуру, их особенности. В результате возникает миф, что это наши враги, которых надо уничтожать, избивать. Программа нкжна для того, чтобы разбивать эти мифы. Надо, чтобы молодые люди увидели, что африканцы - это вовсе не наркодилеры, которые торгуют наркотиками и ничего не делают. С другими народами тоже не все так просто. Мы хотим, чтобы меньше ненависти было, это наша основная задача.

Корр.: - Все-таки, в последнее время создается впечатление, что движение "Наши" снизило свою активность, стало меньше проектов. Так ли это и почему это происходит?
Л.К.: - Нет, проектов меньше не стало. Другое дело, что мы сейчас концентрируемся на "малых делах". Это то, что не получает освещения во всех федеральных средствах массовой информации, об этом не пишет вся пресса города. В результате возникает иллюзия, что активность движения спадает. Это не так. Мы переходим к таким делам, которые не так интересны СМИ, но которые приносят реальную пользу обществу. К примеру, в значительном количестве городов движение "Наши" организовывает акции протеста против продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции. В некоторых городах ситуация уже близка к тому, что алкоголь вообще перестанут продавать без паспорта. Если взять социальное направление деятельности нашей организации, мы стараемся обеспечить больницы Москвы кровью для детей. Там, к сожалению, стремление обеспечить больницы кровью вызвало непонимание среди некоторых людей из государственных структур, было оказано, мягко говоря, некоторое противодействие. Это тот случай, когда общественная активность молодых людей встретила непонимание у чиновников, вследствие чего возникли какие-то проблемы у наших ребят в Москве.

Корр.: - Часто ли у вас с чиновниками возникает непонимание в регионах?
Л.К.: - Это региональная специфика. Где-то отношения с региональными властями лучше, где-то хуже. В любом случае они носят всегда рабочий характер и до какого-то жесткого противостояния не доходят. Очень много схожих моментов в отношениях с властями в Петербурге и Москве, отношения одинаково сдержанные.

Корр.: - Движение у вас не только антифашистское, но еще и демократическое. Какие мероприятия вы проводите для развития демократии в обществе?
Л.К.: - Если брать подобную тематику, то мы сейчас развиваем программу "Наши выборы", которая заключается в гражданском контроле над выборами, их процессом, подсчетом голосов. Есть удачный опыт работы на выборах в Московскую городскую Думу. Были случаи, когда наблюдатели работали на выборах и в других регионах. Выявлялись случаи нарушения законодательства, о чем движение заявляло. Не стоит питать иллюзий, что наши выборы проходят без нарушений. Другое дело, что, наблюдая за выборами, непосредственно имея возможность составить полную картину того, что происходит, мы видим, как пролиберальные силы страны вроде "Яблока", "Союза правых сил", других организаций драматизирую ситуацию, называют выборы несостоявшимися, полностью сфальсифицированными. Мы видим, что это абсолютно не так. У нас есть своя картина происходящего, которая не совпадает с той, что говорят представители того же "Яблока". Честно говоря, у них и наблюдателей было поменьше, на некоторых участках их не было вообще.

Корр.: - Это скорее ваши соперники. А есть ли у "Наших" союзники? Как вы с ними взаимодействуете. Расскажите, что связывает вас с Евразийским союзом молодежи, активистов которого спикер Государственной Думы Борис Грызлов назвал ультранационалистами?
Л.К.: - С ЕСМ у нас тоже ситуация непростая. Я называл их одним из возможных партнеров. Многие за эту фразу уцепились мол, "Наши" начинают сотрудничать с фашистами. На самом деле подразумевалось не то, что мы союзники и сходимся во многих программных позициях. Речь шла о том, что есть организации, по отдельным моментам с которыми мы можем потенциально сотрудничать. Необязательно будем сотрудничать и необязательно совпадаем с ними по многим позициям. Если брать позицию Евразийского союза молодежи по поводу неприятия оранжевой революции, то да, безусловно, мы здесь можем найти общий язык. С другой стороны, и у ЕСМ есть очень много минусов, к которым можно отнести довольно противоречивый кадровый состав этой организации - там даже выходцы из НБП есть. И питерская их организация - не исключение. Если брать мою позицию относительно идеологии Дугина и евразийства, то она довольно скептическая. Но это моя личная позиция, а не позиция организации. Поэтому не стоит муссировать тему отношений ЕСМ и "Наши". Она довольно искусственная. А что касается друзей-врагов, мы - самодостаточная организация, которая самостоятельно может реализовать поставленные перед нами задачи. Поэтому друзей у нас не так много, врагов больше.

Корр.: - Если говорить о точках соприкосновения, то таковые есть у вас и с такими, по сути, соперниками, как "Оборона". И вы, и они боретесь против националистических проявлений в обществе. Возможно ли сотрудничество с ними?
Л.К.: - С "Обороной" вопрос сложный. Дело в том, что сейчас мы можем наблюдать, как идет попытка легализации фашизма на политическом уровне. Слава богу, все эти попытки не проходят, вроде попыток регистрации НБП и подобных примеров. "Оборона", к сожалению, в своем неприятии путинского режима, как они это называют, опускаются зачастую до союзничества с подобными фашистскими организациями. Это не пойдет им на пользу в любом случае. Но в том-то и дело, что они несколько забывают о своих изначальных установках на права человека, на свободу личности, построение демократического государства, поддерживая организации, которые зачастую к этому вообще никакого отношения не имеют. Другое дело, что потенциально, если "Оборона" всерьез захочет бороться с фашизмом, то мы можем пойти на какие-то контакты с ними. Но что-то, наблюдая за "Обороной", я не могу представить, что они всерьез захотят бороться с фашизмом, за исключением каких-то писулек, каких-то маршей с участием нескольких десятков человек, - то, что не имеет никакого влияния на общественное мнение. Вот движение "Наши" проводит уроки дружбы, через которые уже прошли несколько тысяч человек. Готовы ли они помочь нам с проведением уроков дружбы? Если у них появится желание оказать какое-то содействие, не вижу в этом ничего такого. Но, сотрудничая с нами, им придется отказаться от контактов с фашистскими организациями вроде НБП. Члены НБП сами должны понимать,что тот неконструктив, который у них есть, будет все меньше привлекать внимание. Пусть пытаются найти какие-то другие формы, более полезные для общества, становятся нормальной организацией, откажутся от фашизма, откажутся от Лимонова и тогда пусть себе живут нормально.

Корр.: - Ваша организация не раз заявляла о поддержке инициатив президента. Одной из последних таких инициатив является введение новых правил при пользовании интернетом, фактически паспортизация сети. Как вы относитесь к этому процессу?
Л.К.: - Интернет - это такое пространство, где люди свободно общаются, свободно высказывают свою позицию по политическим или личным вопросам. Интернет должен оставаться таковым. Я прекрасно понимаю, что в условиях абсолютных политических неудач для некоторых организаций Интернет становится единственным, по большому счету, пространством, где они могут громко высказывать свою позицию. Опять же с Интернетом есть некоторые проблемы, когда ряд сайтов, являясь средствами массовой информации, таковыми не регистрируются. Есть проблема, связанная с распространением идей фашизма, зачастую на сайтах, зарегистрированных за рубежом, до которых наши правоохранительные органы не могут добраться. Все эти инициативы, в любом случае, к кардинальным переменам не приведут.

Корр.: - Вы считаете, что все интернет-СМИ должны быть зарегистрированы?
Л.К.: - Нет, я считаю, что если какой-то сайт действует фактически как СМИ, он должен иметь регистрацию как средство массовой информации. Например, возникает много проблем законодательного характера. Действуя на выборах, в периоды избирательных кампаний, гораздо сложнее оценивать действия какого-либо сайта с позиции законодательства. Если мы возьмем такую проблему, как досрочное извещение граждан о результатах голосования, когда голосование еще не завершено, но на каком-то сайте есть уже результаты голосования. Во время последних выборов неоднократно возникали такие проблемы. Если интернет-СМИ не хочет регистрироваться, пусть действует также. Единственное, как-то надо этому интернет-изданию соотносить свои действия дальше с законодательством и не нарушать его. Свобода слова в Интернете как была, так и останется. Другое дело, что мы говорим об ответственности каких-то частных лиц, причем ответственности, скорее, с моральной точки зрения.

Корр.: - Как ваша организация относиться к последним скандалам в армии? Ответственен ли, по-вашему, министр обороны Сергей Иванов за произошедшее и должен ли он уйти в отставку?
Л.К,: - Конечно, руководство Министерства обороны несет ответственность за то, что происходит в рядах вооруженных сил. Это без сомнений. Последние события показали, что армию надо очень серьезно менять. Мы снова убеждаемся в том, что реформа армии - это не абстрактное понятие, она должна реализовываться. Эта реформа идет медленно, как и многие другие реформы в нашем государстве. Насчет отставки министра обороны это, скорее, ему решать. Если он понимает свою ответственность за происходящее, чувствует свою определенную вину, наверное, он должен уйти в отставку. Это сложный момент, всегда легче вину повесить на одного человека, обвинив его во всех бедах. Но, гораздо сложнее понять, что действительно происходит, что виноват не один человек, не пять и не десять, виновата сама система. А систему, я имею в виду армию нашу, надо во многих отношениях уже менять.

Корр.: - Вы поддерживаете нынешнюю реформу армии или все-таки полный ее переход на контрактную основу?
Л.К.: - Полный переход на контрактную основу - это некая перспектива, пусть и отдаленная. Это то, к чему должна прийти российская армия. Но это, опять же, моя позиция, а не позиция движения. Что касается нынешней реформы, то это некоторое продвижение по сравнению с ельцинским периодом. То, что делает президент Путин - это реальные шаги по изменению ситуации. Хотя все идет не так быстро, как хотелось бы, но, наверное, на то есть объективные причины.

Корр.: - Объясните свою позицию по поводу поправок к законодательству о некоммерческих организациях.
Л.К.: - Если брать проблему НКО, то очевидно, что многие организации, которые действуют в нашей стране и декларируют, что они некоммерческие и призваны способствовать продвижению демократии в стране, выполняют задачи несколько иного характера. Что, случайно западные фонды финансируют определенные темы, на которые эти организации живут? Случайно ли западные страны выделяют огромное количество денег на проведение всевозможного рода, иногда социальных мероприятий, но зачастую мероприятий, которые не имеют к улучшению жизни людей никакого отношения? К сожалению, часто это все является просто прикрытием для реализации интересов западных государств на территории России. Политическую деятельность не должны финансировать западные организации. Пусть старикам нашим помогают. Почему они не хотят все свои миллионы долларов, которые идут на семинары о демократии, пустить на какие-то социальные программы помощи детям-инвалидам или старикам, у которых, к сожалению, нет денег, чтобы пройти какое-то лечение и которые просто нищенствуют? Надо понимать, что каждое государство стремиться к тому, чтобы отстоять свои интересы. В этом ничего плохого нет. И любое государство стремиться максимально знать о том, что происходит в другом государстве, попытаться поставить под контроль то, что можно поставить под контроль. К сожалению, так сложилось, что определенный спектр организаций в России, прежде всего правозащитных и некоторых иных, оказался под финансовым контролем западных фондов и, соответственно, иностранных государств, на территории которых эти фонды находятся. Это неправильно.

Корр.: - Вы как движение, декларирующее демократические принципы, готовы помочь правозащитникам?
Л.К.: - Например, в Грозном у нас действует Центр гражданского общества, в котором работают многие организации, в том числе правозащитные, и движение "Наши" оказывает им помощь. Я думаю, мы будем это распространять этот опыт и на другие регионы. Если правозащитники хотят и дальше действовать, пусть больше занимаются своим делом - защищают права людей.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама