ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 27 августа 2020, 21:07

"Город превращается в коллекцию квадратов"

Закон в защиту уличного искусства еще может быть принят в Петербурге. Во всяком случае, на это надеется его автор, депутат Заксобрания от "Единой России" Денис Четырбок. Инициатива застопорилась больше года назад на этапе согласования поправок ко второму чтению. Теперь единоросс просит чиновников Смольного наложить хотя бы временный мораторий на уничтожение стрит-арта.

photo_2019-08-19_12-01-16.jpg (134 KB)

С просьбой дать поручение чиновникам не закрашивать полгода работы уличных художников депутат Денис Четырбок обратился сразу к трем вице-губернаторам: "строительному" Николую Линченко, "молодежному" Александру Бельскому и "хозяйственному" Николаю Бондаренко. Его обращение стало реакцией на пресс-релиз Государственной административно-технической инспекции, в котором та, подводя итоги "Недели чистоты", заявила о ненадлежащем состоянии нескольких трансформаторных подстанций. ГАТИ, в частности, не понравилось, что на две будки в центре города без предварительного согласования были нанесены портреты Зины Портновой и Сергея Бодрова. В сообщении инспекции утверждается, что "Ленэнерго", в ведении которого находятся подстанции, ранее привлекалось к административной ответственности за состояние этих объектов.  

Четырбок проблемой уличного искусства обеспокоен уже давно и даже к вице-губернатору Бондаренко обращается не в первый раз. В январе депутат просил его спасти от закрашивания граффити по мотивам фильма "Иван Васильевич меняет профессию", появившееся на трансформаторной будке на Литейном проспекте. Не прошло и полугода, как усилиями коммунальщиков оно превратилось в желтый квадрат.

Обычно стрит-арт, каким бы он ни был, закрашивают по инициативе снизу – после жалоб на портале "Наш Санкт-Петербург". Районные чиновники разводят руками – если такие сообщения поступают, они обязаны реагировать и возвращать объектам традиционный вид. Таким образом Петербург потерял, например, портрет Виктора Цоя у знаменитой "Камчатки", изображения героев юмористических шоу "Осторожно, модерн" и "Крутое пике" и многие другие работы коллектива HoodGraff.

5432.png (320 KB)фото: Instagram**.com/myhoodisgood

Сегодня это самая известная группа уличных художников Петербурга. Об их новых работах пишут СМИ, а гости города записывают будки с рисунками HoodGraff в списки мест, где надо сфотографироваться. Однако в среде уличных художников отношение к коллективу неоднозначное. Многие граффитисты недолюбливают их именно за мейнстримовость и контакты с властями. Представители HoodGraff, например, участвовали в заседаниях рабочей группы ЗакСа по вопросу уличного искусства и отправлялись в Израиль в одной делегации с чиновниками Смольного. В рамках проекта "Петербургские встречи" они выполнили портрет художника Ильи Репина на стене Управления абсорбции города Хайфа. Но даже в этом случае бюрократия сильнее – от уничтожения работ знакомства с представителями законодательной и исполнительной власти художников не спасли.

В Законодательном собрании проблему фактического запрета уличного искусства обсуждали не раз, причем главными инициаторами ее решения выступали представители "Единой России". Особенно болезненно в партии власти восприняли уничтожение граффити "Крылья дружбы" – изображения двух крыльев, раскрашенных цветами российского и сирийского флагов. Оно появилось на трансформаторной будке у домов № 20-22 по проспекту Маршала Жукова в июне 2019 года. На его презентации присутствовали почетный консул Сирии Малаз Гхази, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, сенатор Андрей Кутепов и другие политические деятели. Менее чем через два месяца "Ленэнерго" было вынуждено закрасить работу после поступившей на "Наш Санкт-Петербург" жалобы. 

AO8A3151.jpg (264 KB)

К моменту уничтожения российско-сирийских крыльев в ЗакСе уже прошел первое чтение законопроект, частично легализующий стрит-арт. Разработанный Четырбоком документ вводил в городское законодательство понятие "элемент уличного искусства". Смольный, по замыслу единоросса, должен был разработать правила размещения этих элементов на фасадах зданий, ограждениях и заборах, а также согласовывать стрит-арт работы. 

Четырбок рассказал ЗАКС.Ру, что ко второму чтению была подготовлена поправка, согласно которой в Петербурге должны появиться несколько открытых площадок, где рисовать можно вообще без предварительного согласования. Главное, чтобы при этом соблюдался закон. Однако, как отметил депутат, в некоторых комитетах Смольного это предложение не одобрили, и принятие инициативы забуксовало.

- Мы до сих пор ощущаем на себе противодействие со стороны представителей ряда ведомств, которые, на мой взгляд, занимают крайне консервативную позицию и не желают легализации граффити в Санкт-Петербурге, - сообщил Четырбок. - Например, представители одного из комитетов заявили, что блоки могут упасть, кого-то придавить и тогда им придется нести ответственность 

Мораторий в полгода единоросс предложил, чтобы постараться за это время найти общий язык с чиновниками для "спокойного существования уличного искусства". 

- Мне непонятно, почему нельзя создать условия для детей, чтобы они могли [легально] творить, а не делать это под угрозой наказания. Хочется, чтобы у людей не возникал вопрос, почему коммунальщики гораздо быстрее справляются с закрашиванием уличного искусства, чем с тем, чтобы убрать мусор из помойки или подмести парадную. Посмотрите на город – он превращается в коллекцию разноцветных квадратов и прямоугольников, - заявил Четырбок. 

Депутат не скрывает, что взял идею зон для свободного творчества уличных художников из опыта других стран. Как правило, такие территории появляются не в исторических и тем более деловых центрах городов, но и в пригороды или глухие "спальники" их не загоняют. Например, самая известная зона для граффити в США – район Бушвик, расположенный на севере нью-йоркского Бруклина. В австралийском Сиднее туннель для граффити выделили на территории местного университета.

Несмотря на культурную и политическую специфику России, практика зон для граффити может быть использована и в нашей стране, уверена сооснователь и куратор программ Института исследования стрит-арта Альбина Мотор. Она считает, что при определенных условиях районные администрации и граффити-райтеры смогут быть взаимоэтичными:

- Не должно быть работ, противоречащих уголовному кодексу, например, призывов к экстремизму. Они сразу должны уничтожаться. А если этого нет, то никакой другой цензуры и [согласования] эскизов заранее быть не должно. Это даст определенную степень свободы. Это будет взаимоуважением со стороны властей и чиновников. Этика есть у граффити-райтеров – они, например, не тэгают на религиозных учреждениях и исторических памятниках, том, что может быть испорчено безвозвратно.    

Мотор напомнила, что идея разрешенных для уличного искусства мест не нова для Петербурга. В 2014 году, еще во времена правления Георгия Полтавченко и законотворческой деятельности предыдущего, пятого созыва депутатов ЗакСа, Смольный представил проект "Сто легальных стен" для граффити. Первую такую стену презентовали на Главной улице в Приморском районе. Сейчас о проекте мало кто помнит, да и вспоминать нечего – об открытии других площадок общественности объявлено не было.

Сергей Еремеев


** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама