Чиновники Смольного 23 августа провели выездное совещание на теплоходе, следовавшем по Неве. Во время водного путешествия губернатор Петербурга Александр Беглов, вице-губернаторы Николай Линченко и Евгений Разумишкин, а также главы комитетов обсуждали планы по благоустройству набережных и возведению новых переправ. Маршрут их пролегал и через стройку Большого Смоленского моста.
"Мы еще раз рассмотрели перспективу строительства переправ через Неву, посмотрели как строится Большой Смоленский мост, он сейчас в активной стадии находится, рассмотрели Широтную магистраль — это еще один разводной мост через Неву, смотрели Ново- Адмиралтейский мост, его строительство тоже в Генплане, и Арсенальный мост", —цитирует губернатора телеканал "Санкт-Петербург".
Большой Смоленский мост введут в эксплуатацию к 2029 году. Работы по возведению переправы вошли в активную фазу прошедшей весной. 4 апреля 2024 года на левом берегу Невы была забетонирована первая опора для эстакады Большого Смоленского моста. До конца года строители планируют разрешить все вопросы, касающиеся освобождения территории, где будет проходить мост.
Идея постройки Большого Смоленского моста в Санкт-Петербурге появилась в 2013 году. В 2014 году городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) инициировал конкурс на предпроектные исследования нового транспортного объекта. Контракт заключили с АО "Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург" - проектировщиком крупных инфраструктурных сооружений, в том числе Крымского моста.
В конце декабря 2023 года в присутствии губернатора Петербурга Александра Беглова на Октябрьской набережной на месте строительства Большого Смоленского моста установили закладной камень, символизирующий начало строительства. Мост соединит Большой Смоленский проспект на левом берегу Невы с улицей Коллонтай на правом.
Соединить север и юг
"Большой Смоленский мост станет частью будущей магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра. Это первый новый разводной мост через Неву, который построят в Северной столице за последние 40 лет. Предыдущий такой мост — Кантемировский — был открыт в 1982 году. Большой Смоленский мост будет иметь лёгкие арочные пролёты, которые продолжат традиции исторических переправ города", — говорится в информационном сообщении пресс-службы Смольного. Кроме того, появятся развязки на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом.
Появление нового моста должно улучшить транспортные условия в трех районах, упростив передвижение для 800 тысяч жителей Санкт-Петербурга, а с учетом активной застройки Невского района – в будущем для 1,1 миллиона горожан. По словам эксперта Дмитрия Баранова, ведущего транспортного инженера бюро OTS Lab и автора телеграм-канала "Город в движении", "функция моста - не разгружать дороги, а обеспечивать транспортную связь. Да, с его вводом потоки перераспределятся, где-то ситуация улучшится (например, в районе моста Александра Невского).
Проект Большого Смоленского моста обсуждался и на недавней встрече Александра Беглова с министром транспорта России Романом Старовойтом. Губернатор говорил о крупных инфраструктурных проектах, которые реализуются с федеральной поддержкой:
"Широтная магистраль, КАД-2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, трассы М-32 и М-49, а также множество других объектов представляют собой сложные, но крайне важные инфраструктурные проекты для города. При поддержке Президента и федеральных властей у Санкт-Петербурга есть возможность воплотить эти планы в жизнь".
Проект Большого Смоленского моста планировался еще во времена СССР и стал частью Генплана города, однако по разным причинам откладывался. Рассматривались другие варианты, такие как строительство тоннеля или высокого неразводного моста, но именно разводной мост был выбран в качестве оптимального решения для разгрузки транспортной сети города.
В документах по городскому планированию упоминается, что последний из действующих в настоящее время больших мостов через Неву (не считая Большого Обуховского моста по трассе КАД) был введен в эксплуатацию в 1965 году. Это мост Александра Невского. А уже в генеральном плане Ленинграда и Ленинградской области 1987 года были показаны два новых моста через Неву на южном участке, где зафиксировано наибольшее расстояние между действующими мостами. Следует отметить, что в этот период достаточно активно застраивались южные и юго-западные района города.
Согласно Генплану, створы новых мостовых переходов должны располагаться на формируемых широтных магистралях и иметь в качестве продолжения следующие улицы: улицы Фаянсовая-Зольная, расположенные южнее существующего железнодорожного моста, и Большой Смоленский пр.— ул. Коллонтай. Мост в створе улиц Фаянсовая-Зольная изначально рассматривался в качестве платного. А Большой Смоленский мост с подходами входил в систему магистралей городского значения регулируемого движения.
Кольцевая автодорога и ЗСД, а в планах также Широтная магистраль скоростного движения (Восточный скоростной диаметр) составляют транспортный каркас города. КАД и так называемые дуговые магистрали города помогают транспорту перемещаться из центральных районов на те самые "вылетные" магистрали, и далее — в область. Но дуговая магистраль, включающая Благодатную улицу и Салова, проспекты Энергетиков и Северный "не работает полноценно из-за отсутствия моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай и подходов к нему", считают представители компании-проектировщика.
Генеральным проектировщиком является компания ООО "БКН-проект". Проектные работы выполняет акционерное общество "Институт Гипрострой мост - Санкт-Петербург", а их финансирование осуществляется за счет средств застройщика Setl Group.
Проект строительства моста и подъездных путей к нему предполагает снос ряда зданий постройки конца XIX-начала ХХ века.
Финансы и контракты
В 2023 году ориентировочная стоимость объекта составляла 50 миллиардов рублей. В бюджете СанктПетербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы на строительство Большого Смоленского моста было предусмотрено более 27 миллиардов рублей. Их планировалось направить на закупку материалов и технологий, чтобы обеспечить своевременный старт строительно-монтажных работ в этом году. Однако, отмечали власти, итоговая сумма контракта станет известна после получения одобрения проекта от Главгосэкспертизы.
Так, в 2024 году начальная максимальная цена контракта составила 40,4 млрд руб. (3,3 млрд руб. на 2024 год, 5,8 млрд на 2025 год, 8,1 млрд на 2026 год и 23,2 млрд — на оставшиеся годы)
Контракт на первый и второй этапы строительства был заключен между Дирекцией транспортного строительства, которая подчиняется комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, и компанией "Дороги и мосты". Подрядчики обязуются подготовить рабочую документацию к середине апреля 2025 года, а завершить строительство моста и сопутствующей дорожной инфраструктуры к 2029 году.
Также в апреле 2024 АО "Дороги и Мосты" заключила сделку с банком ВТБ в рамках строительства Большого Смоленского моста в Петербурге. Согласно соглашению, банк должен будет обеспечить расширенное банковское сопровождение процедур, которые будут связаны со строительством моста через Неву.
Особенности проекта
Разводной пролет нового моста - двукрылый, раскрывающейся системы. При разведении моста ширина судоходного пролета — 66,5 метров. В сведенном положении высота центральной части моста над водой составит 15 метров. Протяженность нового моста — 2,3 км, а ширина — 37,4 метра. Общая длина мостового сооружения, включая подходы и транспортные развязки, превысит 8 км. Расчетная интенсивность движения по новому мосту — 99 тысяч автомобилей в сутки.
Проезжая часть будет включать в себя шесть полос движения (по три в каждом направлении, ширина каждой полосы движения для автомобильного транспорта - 3,5м), предусматривается устройство пешеходных тротуаров с одной стороны моста и велодорожки с другой стороны.
Через мост предполагается пустить трамвайную линию, которая должна стать частью маршрута от Дальневосточного проспекта до Бухарестской улицы. Кроме того, предполагается запуск трамвая-челнока, который будет курсировать от улицы Коллонтай до остановки на пересечении Большого Смоленского пр. и ул. Бабушкина, обеспечивая таким образом связь наземным транспортом Правобережной и Невско-Василеостровской линий метрополитена. Кроме того, в проекте предусмотрены два подземных перехода через Дальневосточный проспект.
На этапе предпроектирования рассматривали три варианта для переправы: тоннель, вантовый мост и разводной мост. Для Большого Смоленского моста выбрали третий вариант. "Проектная организация всегда разрабатывает несколько вариантов, они должны быть альтернативными, и потому в процессе сравнивания всех показателей, в том числе один из основных — это стоимостной показатель, принимают соответствующее решение. В данном створе предполагалось три вида сооружений: это тоннель, вантовый мост и разводной мост классический, который соответствует, скажем так, истории Петербурга и самому городу. При сравнении стоимостных характеристик было принято наиболее оптимальное решение", заявляет заместитель директора СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" Максим Молчанов в мае 2024 года в интервью каналу 78.ru.
Согласно проекту, разводной мост должен сохранить петербургские архитектурные традиции и последние инфраструктурные тренды. По словам эксперта Дмитрия Баранова, "облик моста довольно интересный. С одной стороны, подчёркивает традиции, с другой - вносит и что-то новое. Вероятно, мост будет выглядеть небанально".
По последним данным, готовность объекта сегодня — около 10%. Работы ведутся в основном на шестой опоре, потому что именно там будет разводной пролет.