ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 декабря 2006, 15:31

Уставный суд против Устава

В прошлом году Смольный при поддержке лояльных депутатов потратил немало усилий, чтобы превратить высший судебный орган Петербурга в исключительно декоративный элемент управляемой демократии. Тогда в бюрократическом клинче сцепились особы, согласно общественному мнению, приближенные ко двору: губернатор Валентина Матвиенко и председатель Уставного суда Николай Кропачев. Победу одержала женщина. Суд, по большому счету, превратился в карманную фабрику по принятию нужных Смольному решений. Состав его обновили, мантии носить в Петербурге дозволили только проверенным людям. Казалось бы живи и радуйся.

И вдруг о неожиданность! новый председатель УС Сергей Сергевнин, казалось бы - сама лояльность, требует себе полномочий. Да таких, какие и не снились опальному ныне Кропачеву. Чудовищная неблагодарность или "синдром Кадырова", когда "друзья" за поддержку требуют больше, чем могут отобрать враги?

Жажда власти
Началось все достаточно спокойно. Сергей Сергевнин собрал журналистов, подвел итоги работы суда за год да посетовал, что объективно оценить труд его коллег неспециалист вряд ли сумеет. "Суд это не фабрика, - отметил юрист И не производство Это - другое заведение". Каким таким "заведением" суд должен стать, по версии Сергевнина, все узнали через несколько минут.
"Мне кажется было бы неплохо, если бы Уставный суд мог бы вносить законы на рассмотрение в ЗакС, пока у нас нет права законодательной инициативы, - начал Сергевнин. - Также было бы неплохо, если бы Уставный суд мог давать свое экспертное заключение по законам еще до их подписания губернатором".

Для того чтобы оценить предложение Сергевнина, надо отметить одну юридическую тонкость. Согласно Уставу Петербурга, решение Уставного суда обжаловать нельзя. Он никому не подчиняется, его вердикты пересмотру не подлежат. По сути, господин Сергевнин потребовал для УС возможности полностью заблокировать работу парламента а кто помешает судьям браковать все значимые городские законопроекты? Впрочем, даже для внесения этих изменений надо менять Устав Города.

Но лиха беда начало. Очень скоро судья добрался до самого важного, ради чего, кажется, и была придумана пресс-конференция.
"Мне кажется. Можно было бы подумать. Сергевнин осторожно подбирал выражения, и о таких полномочиях Уставного суда, как роспуск Законодательного Собрания и отрешение от должности губернатора".
Браво, господин Сергевнин! Для петербургской политической ситуации это все равно, что революция. Или переворот. Кому как больше нравится.

Вы, судьи, кто?
Первыми возмутились депутаты. И те, кто когда-то поддерживал предыдущий состав суда, и те, кто помог его нейтрализовать, решили, что Сергевнин явно загнул.
"Дело в том, что есть федеральный закон о местных органах власти. Там четко прописано, что губернатора может снять с должности только президент Российской Федерации, депутат-"единоросс" Игорь Михайлов и по совместительству глава комиссии по законодательству не скрывает недоумения. - А Законодательное Собрание распустить может губернатор. Словом, сделать то, о чем говорит Сергевнин, можно только поменяв федеральное законодательство. На уровне города это нереально".
Депутат-демократ Амосов выразился еще более резко: "Мне кажется, Уставный суд ведет себя некорректно. Этот орган существует для того, чтобы проверять на соответствие Уставу города законопроекты парламента и указы Смольного. Согласитесь не совсем понятно, когда орган, который должен следить за незыблемостью Устава, вдруг выступает за его изменение. Уставный суд не для этого придумывали".

Господин Сергевнин, по всей видимости, так не считает. И от слов своих отказываться не собирается: "Да, тут возможны сложности с федеральный законодательством. Но опыт некоторых субъектов Федерации показывает, что все-таки возможно наделить Уставные суды такими полномочиями".

Политический треугольник
Разногласия председателя Уставного суда и парламентариев возникли только из различных представлений о роли высшего судебного органа Петербурга. Законодатели отчего-то считают, что дело суда как ни банально судить. "Я думаю, Уставный суд не должен быть политическим органом, формулирует мнение коллег депутат Амосов. И то, что Сергевнин заговорил об этом перед выборами нехорошо. Суд все-таки задумывался как некий наблюдатель".

Судьи с этим готовы спорить. "Суд должен быть в какой-то мере включен в политический процесс, не скрывает амбиций Сергевнин. У нас получается такой треугольник из исполнительной, законодательной и судебной властей. Мы пока просто наблюдаем за процессом. И эта конструкция тоже имеет право на существование, но можно подумать о том, чтобы мы стали некой такой подпоркой для вертикали власти".

По поводу инициатив Сергевнина губернатор Валентина Матвиенко не высказалась. Между тем, председатель УС проговорился, что озвученные им инициативы вот-вот воплотятся в законопроект. Кто, интересно, его готовит? Депутаты открещиваются от авторства, сам суд права законодательной инициативы не имеет. Если Валентина Матвиенко в ближайшее время не выскажет свое мнение, надо полагать, что капризы Фемиды дело рук Смольного.
Зачем только губернатору потребовалось бы за три месяца до выборов выводить на политическую сцену нового игрока загадка. Может быть, чтобы напомнить некоторым депутатам, что после выборов на них найдется управа? Но это была бы совсем уж неуклюжая попытка.

Одно можно сказать точно подпорок для устойчивости вертикали власти становится слишком много. Сама же вертикаль при этом все больше напоминает шалаш.


Андрей КОРШУНОВ

Андрей Коршунов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама