ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 декабря 2007, 17:49

"Родовая травма" Владимира Путина

В советские времена примета была такая: кто возглавит комиссию по организации похорон почившего генсека, тот и станет следующим. Современные реалии внесли свои коррективы теперь стоит обращать внимание на то, кто был у руля предвыборных штабов первых политических фигур.

Выбирая старые грабли

С новоиспеченным преемником Дмитрием Медведевым, как говорят, нынешний gрезидент сблизился во время работы в предвыборном штабе Анатолия Собчака, который сам Владимир Путин и возглавлял. Об этом свидетельствуют многие его современники и товарищи по выборной кампании-1996. Хотя сам Владимир Владимирович и поспешил откреститься от свой причастности к провалу Анатолия Собчака почти тотчас после победы Владимира Яковлева:

"Я напрямую не участвовал в избирательной кампании Собчака, не вмешивался в нее и не был членом избирательного штаба", уверял Путин в интервью газете "Дело" летом 1996 года.

Сегодня же СМИ, представляя биографию Дмитрия Медведева, вновь наперебой напоминают о том, как он под водительством Владимира Владимировича работал в штабе Собчака. Но больший интерес вызывают даже не расхождения в редакции этих страниц новейшей истории, а любопытные параллели той и нынешней предвыборных кампаний.

Еще в преддверии последних думских выборов аналитики и комментаторы немало удивлялись тому, зачем власть так грубо использует административный ресурс, зачем так прессует и без того еле живую оппозицию, так жестко разгоняет марши несогласных и так навязчиво рекламирует заведомо обреченную на победу "партию Путина". Последнее обстоятельство в особенности вызывало ощущение дежавю. Вот, например, как описывали путинско-собчаковскую кампанию издания десятилетней давности:

"Мэрский агитпроп находчивостью не блистал: вереницы уличных столбов украсились одинаковыми портретами градоначальника, словно петербуржцы могли его подзабыть", "на центральных улицах Санкт-Петербурга, на каждом столбе появились портреты действующего мэра. Естественно, что действовали они лишь раздражающе".

Если же обратиться к тезисам "плана Путина", то в них обнаруживается немало калек с тогдашней предвыборной программы Анатолия Собчака. Он (как и его ученик теперь) не входил в подробности ("Излагая свою программу, я не хочу тратить ваше время и свои силы"), а давил на то, что его команде "удалось достичь стабильности", а потому "главная задача теперь продолжить начатое". Еще Собчак требовал "ужесточения налогового контроля за деятельностью организаций, укрывающих от налогообложения миллиардные доходы, заработанные на спекулятивных операциях" и обещал не допустить превращения вверенной ему части отчизны "в индустриальный придаток развитых капиталистических стран", настаивая на равноправном партнерстве и укреплении нашего международного авторитета. И нынешний олимпийский козырь Владимира Путина будто вытянут из рукава его доброго учителя. В программе Собчака читаем:

"Важным способом интенсивного привлечения средств для модернизации городского хозяйства, транспорта, дорог, систем связи, гостиниц является проведение в Петербурге Олимпийских игр 2004 года".

Были там обозначены и основные направления нынешних путинских нацпроектов: стимулирование рождаемости, поддержка молодых семей, строительство жилья и расселение коммуналок, поддержка малого и среднего бизнеса, реформа образования

С той же настойчивостью, с которой теперь нам напоминают о якобы имеющихся заслугах в борьбе с террористами и прочими врагами России, Анатолий Александрович напоминал тогда о своих заслугах с "врагами демократии" и в том, что благодаря его мужеству и твердости "кровь не пролилась на питерские мостовые" и в перечне его заслуг "спасенные жизни и спасенный город". Сегодня Владимир Владимирович клеймит едва не угробивших страну реформаторов, между тем еще в программе его учителя 1996 года содержится удивительная констатация: "Все устали от перестроек".

Ошибки резидента судьба резидента


Как Путин теперь, так и Собчак тогда оба настаивали на том, что конкуренты-болтуны только обещают и лишь ведомая ими команда обладает реальными возможностями для решения проблем и способна обеспечить порядок. "Единая Россия" отказывается от участия в дебатах так и в программе Собчака заявлялось:

"Я не намерен ни во время избирательной кампании, ни когда-либо участвовать в диспутах, потому что [] споры между кандидатами носят по большей части эмоциональный характер. А пункты программ у всех одни и те же: "Я дам! Я обеспечу!"

Да, всем памятны скандальные теледебаты на которых, по официальной версии, как раз настаивал штаб Собчака (уверяя своего кандидата, что тут-то не умеющий связать двух слов Владимир Анатольевич наверняка с позором проиграет блистательному оратору Анатолию Александровичу). Результат известен. "В итоге, как признает впоследствии сам Собчак, если Яковлев и не одержал победы, то в глазах избирателей я явно проиграл".

В своей книге "Дюжина ножей в спину" Собчак попытается объяснить этот провал и собственной усталостью, и организованной против него "трехмесячной кампанией травли", и даже тем, что противная сторона использовала против него гэбэшный такой прием: привели с собой в студию "сильного экстрасенса, вызванного из Москвы", дабы парализовать волю первого петербургского мэра. В результате, пишет Анатолий Александрович, "мой язык с каждой минутой становился все тяжелее и тяжелее. Горло перехватывали спазмы, появилась головная боль" и температура поднялась почти до 39 градусов. Так что все мысли, которые его "переполняли", выразить оказалось невозможно.
С горечью констатирует Собчак и то, что его штаб, оказывается, кишмя кишел засланными казачками, предателями и двойными агентами (и это притом, что его возглавлял руководитель ФСБ!):

"благодаря предательству А. Мокрова, работавшего одновременно в моей команде и у Яковлева, в прокат был запущен ролик с дачей Яковлева, но в действительности в провокационных целях была снята другая дача, приводит Собчак один из примеров. Это и дало Яковлеву основание уличать меня во лжи в период теледебатов. К сожалению, я об этом ничего не знал"

Но то, чего не знал, получается, и возглавляющий его штаб офицер ФСБ Путин, было известно простым смертным: Собчака в последний момент предупредил один из его "активных сторонников еще по первой избирательной кампании 1989 года", "с трудом прорвавшись" к Анатолию Александровичу чуть ли не на пороге телестудии. Но было уже слишком поздно.

Говоря о другом предателе А. Прохоренко, Собчак называет его лишь "номинальным руководителем" своей избирательной кампании, на деле "ведавшим и распоряжавшимся всеми финансовыми средствами". Едва ли, впрочем, Прохоренко мог заниматься этой деятельностью без ведома не номинального, но фактического руководителя штаба.

"На мои же деньги Прохоренко, Мокров и им подобные создавали мне антирекламу, утверждает Анатолий Собчак в цитируемой книге. Без моего ведома они разместили вдоль основных магистралей тысячи плакатов с надписью Мэра в губернаторы!, которые вызвали у жителей города лишь насмешки и отторжение. Многие мои сторонники звонили мне и говорили, что эти плакаты лишь отталкивают людей от меня и что лучше вообще никакой рекламы, чем такая".

Поразительно, но факт вовсе не полковнику КГБ Путину удалось выявить и обезвредить шпионов и вредителей. А, как рассказывает Собчак, только его супруге, Людмиле Борисовне Нарусовой:

"Надо отдать должное моей жене с ее приходом обнаружились крупные провалы в тактике и стратегии моей избирательной кампании, допущенные либо сознательно, либо по недомыслию. Ей удалось провести решительную кадровую чистку в штабе и избавиться от многих бездельников и "двойных агентов".

Подводя черту под сравнительным анализом работы команд двух основных кандидатов, Анатолий Александрович делает не лестный для Владимира Путина вывод:

"Мой избирательный штаб, к сожалению, оказался куда менее эффективным и работоспособным".

Примерно такую же оценку аналитиков получила и деятельность Путина на думских выборах, когда он вел региональное отделение НДР:

"Путин стал председателем совета городского отделения НДР, и автоматически ответственным за думскую предвыборную кампанию "домушников" в Петербурге. Здесь Путина ждала одна из немногих его неудач НДР в Петербурге ничем не блистал, а кампания была проведена откровенно бездарно. Достаточно привести такую деталь: располагая значительными ресурсами, НДР выставил своего кандидата лишь в одном из восьми округов, да и тот не был избран. Правда, по партийным спискам "домушники" в Петербурге были третьими после "Яблока" и ДВР, что позволило (после длительных интриг) получить два депутатских мандата, второй из которых достался супруге мэра Людмиле Нарусовой". ("Известия", 12 августа 1999 г.)

Роль последней, правда, этот же источник оценивает вовсе не так восторженно, как ее супруг:
"В апреле-мае 1996-го, возглавляя штаб Собчака, Путин, видимо, делал все что мог но мог он не так и много, явно не владея искусством избирательных технологий. К тому же рядом имелся параллельный "штаб" в лице Нарусовой, постоянно вмешивавшейся в работу и дававшей столь "грамотные" указания, что окружающие лишь диву давались"

Но и то, что делал как мог Владимир Владимирович, обернулось против ведомого им кандидата:
"...именно Владимир Путин в интересах своего шефа, что называется, не щадил себя, пробивая в Законодательном Собрании решение о переносе выборов мэра с 16 июня на 19 мая 1996 года. Сокращение предвыборной кампании было чрезвычайно важно для Собчака его конкуренты не успевали бы раскрутиться, но соответствующее решение должны были принять депутаты. Именно Путин ранним утром 13 марта 1996 года привез в Законодательное Собрание президентский указ, "разрешавший" выборы мэра 19 мая, и проект решения о переносе выборов, а затем на протяжении недели буквально выкручивал руки городскому парламенту: кого-то уговаривал, кому-то откровенно обещал руководящую должность в мэрии, кого-то просил смириться с неизбежным... Тогда он откровенно (и, пожалуй, впервые публично) нервничал, будучи не уверен в выполнении поручения мэра, но все же добился своего. Возможно, если бы Путин знал тогда, что именно перенос выборов, очевидно проведенный в интересах Собчака, станет одним из факторов его грядущего поражения, он бы вел себя иначе... В итоге Собчак проиграл, и Путин, как человек, знающий правила игры, немедленно подал в отставку. К тому же навряд ли Владимир Яковлев оставил бы его на этом посту слишком тесная связь Путина с проигравшим мэром была очевидна. Казалось, что карьера прервана но происходившие "наверху" события все изменили: Путин оказался в Москве. Дальнейшее достаточно хорошо известно". ("Известия", 12 августа 1999 г.)

Дарья ЛУСПЕКАЕВА


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости

О редакции Реклама