ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 3 ноября 2008, 21:37

Евгений Анисимов: Праздновать День национального единства 4 ноября – это нелепость

4 ноября наша страна будет отмечать День национального единства, новый государственный праздник. О причинах выбора именно этой даты ЗАКС.Ру поговорил с  известным российским историком, доктором исторических наук, профессором, главным научным сотрудником Санкт-Петербургского Института истории РАН, автором более 250 научных работ Евгением Анисимовым.

– В 2004 году Госдума РФ перенесла государственный выходной день с 7 ноября (который нынче стал называться Днем согласия и примирения) на 4 ноября (который окрестили Днем национального единства). Официально - это день, когда русское ополчение освободило Москву от "польских захватчиков". И в тот же день Русская Православная Церковь отмечает день "Казанской иконы Божьей Матери". Что еще известно об этой дате?
– Это сама нелепость – праздновать 4 ноября День национального единства. Никакого единства тогда и потом не было, потому что с освобождением Москвы не кончилась смута и гражданская война. На протяжении еще 5 лет шли бои самые разные, не только с поляками, но и с внутренними противниками Романовых, сторонниками уже тогда покойного Лжедмитрия второго. В общем, был страшный бардак, и никакого народного единства не было. Его даже не было, когда в 1613 году к власти пришел Михаил Романов.  Когда, наконец, страна успокоилась – трудно сказать, это произошло лет через 7-8  после смуты, и она приобрела то единство, когда царь правил на всей территории и нигде не было никаких оппонентов.  

– Имеет ли эта именно эта дата отношение к освобождению Москвы от поляков?
– Это неправильно – называть 4 ноября датой освобождения Кремля. В тот день был взят не Кремль, а Китай-город, то есть внешнее укрепление московской крепости, а сам Кремль был взят позже, когда поляки вышли и сдались. Не только поляки, там еще много кого было. Касательно праздника Казанской Божьей матери, известно, что икона Казанской Божьей матери появилась в ополчении Дмитрия Пожарского, когда они шли на Москву, а празднование иконы Казанской Божьей матери началось лет 20 спустя после смуты, после освобождения Москвы от поляков. То есть здесь произошла такая контаминация, соединение праздника Казанской Божьей  матери с днем якобы освобождения Москвы от захватчиков. Грубо говоря, современные деятели из Думы взяли, не подумав, дату, которую придумали лет 20–30 спустя после смуты. Икона Казанской божьей матери долгое время вообще после Смуты не выплывала, и стала известна в 1630-х годах. А известность эта икона получила около 1578 года, когда она явилась в Казани одной женщине, и она в пожарище нашла эту икону.  

– Почему, на ваш взгляд, была выбрана именно эта дата (4 ноября) для празднования дня национального единства?  Ведь история знает немало событий, которые также могли бы стать поводом для этого праздника (например, Куликовская битва, Ледовое побоище)?
– Для меня днем  национального единства всегда был День Победы 9 мая, потому что не было в нашей стране почти ни одной семьи, которая не потеряла близких в этой войне. Поэтому это святой праздник среди светских праздников. Что же касается выбора 4 ноября, когда ничего особенного не происходило в Москве 1612 года, я думаю, что здесь была предпринята попытка замещения праздника 7 ноября как наиболее близкого по дате. Условно говоря, где-то в начале ноября надо сделать некий такой передых и перетянуть общественное настроение на другой праздник, хотя, как мне кажется, это сделать не удалось. В итоге у нас не празднуется ни 4, ни 7 ноября, а так - все просто валяются на диванах и смотрят телевизор.  

– Насколько я знаю,  идея этого праздника появилась у Межрелигиозного совета России в сентябре 2004 года, ее потом поддержал комитет Госдумы по труду и социальной политике. Учитывалось ли мнение специалистов историков, при принятии решения об этом празднике?
–  Никого из профессионалов не спрашивали. Они ссылаются на межрелигиозный совет, но там произошла какая-то странность. Прямо можно сказать – давайте праздновать день Казанской Божьей матери, собственно религиозный праздник – один из вариантов национального праздника, но проблема в том, что в России много других конфессий, это во-первых, а во-вторых, судя по всему, они не знали историю возникновения этого праздника. Самое странное, что обсуждение началось уже после того, когда этот праздник учредили. Меня пригласили в Кремль на совещание, но я туда не поехал, потому что это бессмысленно, потому что уже был издан закон, уже были внесены поправки в Трудовой Кодекс. Это типично по-русски, сначала сделать глупость, а потом обсуждать, что делать дальше.

Потом оживился Смольный. Тоже стал требовать справки по этому поводу от наших коллег. Но день уже был обозначен. Не знаю, почему так произошло. 25 октября - День Казанской Божьей матери и освобождение России от поляков по юлианскому календарю. Перенеся эту дату на грегорианский календарь – получили 4 ноября. Решили сделать этот день праздником. С церковной точки зрения, такие праздники, может, и не подвергаются сомнению, а со светской точки зрения, для меня, историка, чрезвычайно важно, почему этот день 4 ноября называется Днем народного единства. Вроде как мы празднуем в этот день то, чего на самом деле не происходило. Хотя, наверное, это и хорошо: если ничего не произошло, то мы вроде – все едины.

– Известно, что это нововведение вызвало возмущение у поляков, среди которых есть немало граждан России. Кроме того, по свидетельствам некоторых историков, эта дата является оскорбительной и для татар, чье государство было уничтожено войсками Ивана Грозного. "Казанскую икону" они по сей день воспринимают как "символ порабощения, колониального угнетения и унижения татарского народа". Более того, в Казани неоднократно было заявлено о том, что возвращение в город копии этой иконы из Ватикана – деяние, "оскорбляющее национальное достоинство татар и религиозные чувства мусульман". Как в связи с этим, на ваш взгляд, может подпадать эта дата под символ национального единства? Могло ли быть спровоцировано такое противоречие?
– Я думаю, что это не было сознательной провокацией, скорее всего, это плод невежества. При принятии такого решения не учитывалась масса обстоятельств, которые вы обозначили. Помимо этого, неверно говорить об освобождении Москвы от поляков. Помимо поляков там было немало русских, коллаборационистов, там было много казаков, литовцев, наемников и немцев. Борьба с поляками еще продолжалась, и в 1618 году поляки подступали к Москве, так что в этом смысле поляки напрасно обиделись.
Что касается татар, то икона Казанской Божьей матери прямого отношения к взятию Казани не имела, она появилась лет сорок спустя. То,  что она Казанская и Божья матерь, возможно,  их и оскорбляет. Это обстоятельство тоже надо учитывать, известно, что в Москве живет миллион татар. Таким образом, если мы говорим о русском национальном единстве, то все нормально, если же говорить о межнациональном единстве России, так как Россия национально неоднородна, то нужно было выбрать другой праздник, который бы праздновали все.
Очевидно, что поляки и татары этот день отмечать не будут. Мне нравится день национального флага, он объединяет всех живущих в стране, это единственный праздник, который одинаков для всех. Все остальное неизбежно касается каких-то притеснений. Я считаю, что даты сражений не самые лучшие даты для праздников.

-  Какая историческая дата в российской истории, на ваш взгляд, могла бы стать более логичным поводом для этого праздника?
- Трудно сказать, у нас нет четкой даты образования древнерусского государства. Раньше была так называемая  Киевская Русь, теперь она исчезла, теперь в учебниках не пишут о Киевской Руси, потому что Киев не принадлежит России. Историков  собирали, чтобы они думали, откуда пошла земля русская. Были разные споры, то ли Старая Ладога, то ли Владимир, то ли Новгород.  Мне иногда кажется, давайте праздновать день рождения Пушкина, который вполне подходит под понятие национального достояния, гений которого признается. Меня в свое время поразило в Голландии то, что у них почти нет памятников военным победам, они считают, что нужно делать памятники выдающимся деятелям духа и искусства. Мне кажется, что в этом вопросе нельзя обращаться к общественному мнению, поскольку оно весьма консервативно, инертно, оно точно 7 ноября назовет.

- Раз уж мы заговорили об общественном мнении в историческом контексте, то вы, наверное, знаете, что сейчас по телевидению и в  интернете проходит громкий проект под названием "Имя России". Как вы относитесь к этому проекту, и какую из кандидатур поддерживаете?
- Мне кажется, наиболее подходящая кандидатура для имени России – Веничка Ерофеев (смеется) (Веничка Ерофеев – герой произведения "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева, примечание ЗАКС.Ру). Если серьезно, то я видел его только краем глаза, и мне кажется, что это голосование управляемо. Когда они увидели, что первенство в этом проекте занимает Иосиф Сталин, то начали притормаживать голоса в его пользу. Потому что, если в начале XXI века вдруг окажется, что первым человеком нашей страны является тиран, убийца и параноик, что будет? Это стыдно, поэтому, мне кажется, что это чисто пропагандистское мероприятие.

Если же говорить о том, какого лидера, символизирующего Россию, я бы выбрал, то мы опять переходим в ту же плоскость, о чем мы говорили. Если я назову Петра I, то его имя вызовет сопротивление тех же татар, говорят, что они даже не позволили поставить ему памятник. Если же взять интеллектуальных лидеров, то, конечно же, мне ближе Пушкин и Чайковский, которые отражают наш интеллект, или Вавилов и другие выдающиеся ученые, но не люди, которые багрили свои руки кровью других. Хотя сам по себе Петр, конечно, личность грандиозная и историческая. Его фигура не уменьшается, как бы далеко мы не зашли в будущее. Особенно с точки зрения развития государственности. Но Россия – не только государственность, есть и другие составляющие нашей истории, поэтому не случайно я назвал Веничку Ерофеева.

- Возвращаясь к 4 ноября, что, по вашему мнению, означают такие праздники в современной жизни? Являются ли они просто праздниками или отражают какой-то политический процесс?
- Если вы посмотрите праздники на Западе, например день Святого Патрика, это действительно праздник, мало того, что люди к этому готовятся, это грандиозное шествие, веселье, это дети на плечах, это все, что связано с народными гуляниями. У меня осталось ощущение именно праздника, у нас же этого нет. Праздничный день воспринимается как день пассивного отдыха, это не день единения, когда люди выходят на улицы.

- Ну, в Советском Союзе были распространены как раз такие массовые праздники-шествия,  с детьми на плечах, гвоздиками и прочими атрибутами. Тот же главный праздник 7 ноября, насколько я знаю, отмечался достаточно ярко и массово. Сейчас эта традиция нивелировалась, почему?
- Если говорить о 7 ноября, то это был не совсем добровольный праздник. То есть, известно, что назначали тех, кто понесет портрет,  например, товарища Устинова, или какой-то плакат, и ты должен его потом под расписку сдать. И я помню даже однажды видел на кладбище Александро-Невской Лавры сразу после праздников кучу этих портретов членов политбюро, которые были натыканы в могилах. Но я о других праздниках хотел сказать, я жил в маленьком городке под Москвой, где находилось паровозное ДЕПО, и первый день августа, день Железнодорожника, был там истинно народным праздником. Собирались застолья, пляски, это было удивительно. В сущности, мы не умеем праздновать в Новый год, например, можно обалдеть от сумасшедшей стрельбы, она абсолютно бессмысленна. Видимо, сказываются последствия тоталитарной жизни, принудительные праздники кончились, а истинно народные праздники еще не начались. Единственный день, в  1965 году, когда отмечалось 20-летие победы, был феноменальным. Впервые после длительной подготовки народ хлынул на улицы, старики вышли с медалями, а после этого праздник вновь стал казенным, формальным и постепенно ушел из людских сердец. Чем их наполнить, чтобы люди действительно с душой отмечали праздник, я не знаю. В начале ноября еще и не лучшее время  для прогулок.

- Как вам кажется, 4 ноября россияне будут в едином порыве отмечать этот праздник?
- Да не будут. Я думаю, что все будут лежать на своих диванах
 
- Это русский менталитет или просто дата неудачная?
- И русский менталитет, и ничем не зацепленное сознание.  Я уже не говорю о том, что в праздниках всегда важно оформление. Все сделать красиво. В свое время коммунисты очень хорошо улавливали эту связь, например, весны, мая, цветов и яркого солнца, и 1 мая был действительно радостным праздником, хоть и казенным.  Я думаю, что празднования никакого, в сущности, не будет, и трудно себе представить, в каком виде оно могло бы быть. Я бы сказал, что советское прошлое отбило всякое желание что-то праздновать.

Беседовала Екатерина Стекольщикова.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама