ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 10 апреля 2009, 12:38

Алексей Мусаков: "Разговоры о смене губернатора случайными считать уже нельзя"

Незадолго до юбилея Валентины Ивановны Матвиенко в политическом и чиновничьем сообществе Петербурга активно заговорили о ее скорой замене. В качестве кандидата на ее место называют министра юстиции Александра Коновалова. Руководитель Санкт-Петербургского центра регионального развития Алексей Мусаков в интервью ЗАКС.Ру поделился своим видением политического процесса.

– Во властных кругах Петербурга активно говорят о скорой замене губернатора. Причем называют уже вполне конкретные фамилии...
- Знаете, я мало чему удивляюсь. Но я был удивлен, что в последнее время я слышу и от людей, далеких от политики, и от экспертного  сообщества, что губернатором станет министр юстиции Александр Коновалов, а спикером парламента – Виктор Евтухов. Валентина Матвиенко якобы отправится послом в Украину. Ничего еще не решено, а об этом говорят как о решенном деле.

Я говорил в свое время, что Коновалов – это будущая звезда и что я хотел бы, чтобы он возглавил Петербург в трудные времена. И очень неожиданно, что об этом заговорили. Такой разговор случайным я уже не считаю. Идея, похоже, начала овладевать массами.

Очевидно, предполагаемое назначение будет прежде всего способствовать дальнейшей стабилизации на пути продолжения реформ в обстановке планетарного кризиса. Преобразования будут призваны профилактировать бузотерство и либеральную отвязность.

– Вы согласны с утверждением, что Валентина Матвиенко приняла город в застойном состоянии и подняла его?
– Город подняло время. Петербургское время. Петербург поднялся с участием Матвиенко, которая выполняла волю главы государства, но благодаря Владимиру Путину. Матвиенко, безусловно, как ставленница Евгения Примакова, ближайшего старшего соратника Путина, способствовала тому, что Петербург получил особое положение и особое финансовое обеспечение.

Как справедливо отмечал один из городских либеральных экономических обозревателей, заслуга Валентины Матвиенко в части мягкого реформирования была в том, что она купировала вечный петербургский конфликт между представителями мыслящей интеллигенции и так называемыми "консервативными созидателями", которые раньше относились к агрессивно-послушному большинству. Вот этот конфликт между агрессивно-послушным большинством и агрессивно-непослушным меньшинством, условно говоря, между "собчаковскими" и "яковлевскими", она  купировала.

– Так зачем ее менять тогда?
– В триединстве – стабилизация и неукоснительное выполнение курса – есть и третья составляющая – необходимость форсированной модернизации, преобразование страны на марше. Жизненно необходимо преобразование элит для преобразования страны на марше в тяжелых условиях, сопоставимых с войной.

Масштаб проблем, с которыми столкнулись Путин и его команда в 1999 году, был не меньше тех, что стояли перед страной десятилетием раньше. Ситуация 1989 года была значительно легче тех условий, в которых приходилось действовать Путину. Сейчас, безусловно, масштаб проблем еще больший.

– И что, нынешний губернатор не справится?
– Дело не в том, что кто-то не справится. Речь не идет об отставках или наказаниях – это вообще не в стилистике Путина. Нужна модернизация страны.

–  Но до того, как перейти к модернизации, нужно амортизировать кризисные явления. Как вы оцениваете действия Валентины Ивановны в период кризиса во вверенном регионе?
– В общем, она справилась. Единственным серьезным упущением была осторожная и робкая финансово-экономическая политика. Смольный так и не обратился к предложенной депутатом Виктором Евтуховым идее выпуска гособлигаций Петербурга, что могло бы упрочить положение города.

– Зависит ли от действий в период кризиса вопрос дальнейших перспектив губернатора?
– Линейной связи с топ-менеджерской состоятельностью в период кризиса и возможными кадровыми перемещениями нет. Этот вопрос имеет политический характер.

– Критика в адрес Матвиенко за некоторые ее действия в отношении, например, политики в области малого бизнеса или перестройки исторического центра серьезно рассматривалась на федеральном уровне. От этого может зависеть?
– Если перемещение с поста губернатора и произойдет в обозримый период, то данные замечания будут иметь характер повода, а не причины. Причина – переход на петербургское время, и связано это с тем, что политическая система приобрела определенный контур. Конструкция задумывалась десятилетием раньше. Это, как я его характеризую, "православно-христианский монархический петербургский триумвират" - Путин, Медведев и патриарх Кирилл. Тандем Путина – Медведева был протомонархическим "властным дуумвиратом", сейчас же система определилась.

– А разве Валентина Матвиенко в этот контур не вписывается?
– Если бы не вписывалась, ее судьба была бы решена гораздо раньше. Речь идет о модернизации, о политическом преобразовании. Я впервые сказал об этом 24 августа 1998 года.

Изначально Валентина Ивановна Матвиенко была компромиссной фигурой в период перехода политического времени с московского на петербургский. И в этот период главной ее задачей было неукоснительно выполнять волю главы государства. И с этой большой стратегической задачей она, по-видимому, справилась. Даже такой опасный момент, как "Охта-центр" - проект был связан с выполнением обязательств по созданию инфраструктуры для планировавшегося размещения здесь штаб-квартиры газового консорциума. Но не удалось решить эту задачу на международном плацдарме – и надо отдать должное Матвиенко, она никогда не говорила, решению какой задачи была посвящена вся деятельность вокруг этого сомнительного плана мероприятий. Понимание языка канцелярита у Матвиенко есть. Помните, как закончил свое первое интервью Владимир Путин, еще на посту главы комитета по внешним связям? Он закончил фразой: "Кажется, я ничего лишнего не сказал"?

Беседовал Максим Молотков

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама