ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 12 августа 2009, 20:42

"Щука" ухватилась за фаллос

Открытки и стикеры с провокационными слоганами и изображением "Охта-центра" вот уже две недели можно встретить в общественных местах Петербурга. На первый взгляд, оригинальная акция сильно смахивает либо на "партизанскую" пропаганду башни, либо, наоборот, на глумление над ней. Однако, как уверяет автор затеи, лидер творческого объединения "Щука" Сергей Черемухин, скандальная полиграфия – это вовсе не реклама или антиреклама небоскреба, а самопиар на одной из наиболее обсуждаемых в городе тем.


"Мы попали в струю"
Акцию по распространению стикеров с емкими двустишьями "Бросай курить и выпивать... Будет стоять!", "Начни культурно отдыхать... Будет стоять!" молодые креативщики назвали "Потенцией". По словам Сергея Черемухина, суть мероприятия – призвать обывателя вести более здоровый образ жизни. "Если он перестанет курить и выпивать, будет больше бывать на свежем воздухе и начнет культурно отдыхать, то сможет начать жить лучше", – в принципе, автор идеи секретов не открывает.

Что касается открыток, то акцией под названием "Шок" "щукинцы" постарались призвать тех, кто и так живет неплохо, "гордиться своим городом, уважать его и в то же время не теряться в мире больших изменений". "Таким образом, если "Потенция" в первую очередь обращена на обывателей, то "Шоком" мы смогли донести какой-то месседж людям с доходом от чуть выше среднего", – убежден Черемухин.

У неподготовленного посетителя кафе, пусть даже и с высоким доходом, от увиденного и правда может случиться шок. "В ногу со временем надо шагать! На небоскрёб гляди и не ахай! Стоял Петербург и будет стоять! Не согласны? Идите на ..." – именно таким текстом снабжена каждая открытка. Художественное решение по стилю напоминает "Окна РОСТА": памятники Петербурга (Медный всадник, Адмиралтейство, Петропавловская крепость) выстроены в ряд, который "логически" завершается небоскребом "Охта-центра". При этом силуэт башни приходится точно на многоточие в слове "на...".

"Естественно, мы хотели добавить скандальности в наше творчество. Поэтому мы внесли некий образ, который многим показался похожим на "Охта-центр". И раздражитель был внесен, мы попали в струю, общественность взволновалась", – поясняет задумку автор. При этом, по словам Черемухина, отождествление образа башни со словом из трех букв, которое часто пишут на заборе, оказалось не случайным и было подсказано самими участниками дискуссии по поводу проекта:

"Мы проанализировали множество интернет-ресурсов и пришли к выводу, что как противники, так и сторонники проекта сравнивают его с фаллическим символом, называя то кукурузиной, то елдой. Поэтому и возникла идея отождествить здоровый образ жизни с этим символом. Ведь на Руси издревле половой орган мужчины обозначал плодородие, рост и развитие. Вот мы и привели его в пример".

Распространением стикеров, по словам Черемухина, занимались друзья и знакомые: "Мы просили ни в коем случае не клеить их на машины, потому что это вызывает агрессию, и стараться не размещать на административных зданиях – зачем лишний раз нервировать серьезных людей, которые занимаются серьезными делами?" Что касается открыток, то главный "щукарь" в очередной раз подтвердил: полиграфия распространялась компанией FlyCards по цене 1 рубль за штуку. "У нас заключен с ними договор, в рамках договора указана стоимость "рубль", – сказал он.

Правда, координатор петербургского филиала компании FlyCards Ольга Хрычева сказала корреспонденту ЗАКС.Ру, что открытки Черемухина они распространяли бесплатно, так как существуют некие договоренности между "Щукой" и директором петербургского филиала FlyCards Инессой Климовой. В чем конкретно заключаются эти договоренности, Хрычева не знает, а Климова сейчас в отпуске.

Реклама "Газпрома" – опять двойка
Основной целью акций Сергей Черемухин открытым текстом провозгласил самопиар. Он заверил, что никакой пропаганды или, наоборот, антирекламы "Охта-центра" в открытках и стикерах нет. "Мы нигде не выражали свою позицию к возможному строительству и изначально позиционируем свой проект как некоммерческий и неполитический. Потому что политика и коммерция – это такие серьезные дела, в которых маленькие творческие ребята, как правило, ничего хорошего для себя не находят. А мы движемся в творческом аспекте", – пояснил лидер "Щуки".

В акции, по его словам, нет даже стремления призвать людей к дискуссии по "Охта-центру": "Я никогда не говорил, что хочу привлечь людей к обсуждению этой острой темы. Наоборот, тема настолько обсуждаемая, что через нее мы решили привлечь внимание к себе. Такое мы уже проделывали на волне скандала с Киркоровым, который жестко поговорил с журналисткой. Мы сделали принт на футболках, и эти футболки очень хорошо продавались в Москве и Питере. Для начинающих самая простая тема – подхватить скандальную историю и на этом выехать".

При этом попутно преследуется и благая цель – "напомнить людям об истинных ценностях и помочь обрести уверенность в завтрашнем дне": "Истинные ценности – это внутренняя гармония и комфорт. Это то, что нам жизненно необходимо. А мы об этом забываем, идя каждый день на работу, делая какие-то суетливые движения. Мы забываем о чем-то важном.

Когда вы бежите куда-то в этой суете будней и вдруг замечаете, что вас послали на х…, то вы остановитесь и подумаете: "Ни х… себе!" Или, наоборот: "Что-то я не понял – а куда я вообще бегу?" Это такой резкий тормоз для читателей. Человек остановился, подумал и сделал что-то по-другому. Не позвонил тому, кому собирался позвонить, а позвонил старому другу или подруге, не пошел на совершенно ненужную встречу".

Отвечая на вопрос, почему, глядя на небоскреб, не надо ахать, ведь авторы проекта ставят своей целью именно поразить воображение обывателей, Сергей Черемухин развернул плакат с изображением небоскреба, строящегося сегодня в Дубаи: "Здесь уже 700 метров, и неизвестно, сколько еще будет, – вот это действительно ах!". Что касается сходства виршей на открытке со слоганом из рекламы "Охта-центра", то, по словам главного "деда Щукаря", этого "газпромовского" ролика он даже не видел. "Видел рекламу "Газпром – детям" с очень грустной девочкой, и мне эта реклама не понравилась. Девочка должна быть веселая, а она как с картины "Опять двойка", – сказал Черемухин.


"Мы существуем в рамках этой системы"

О своем отношении к градостроительной политике нынешней городской власти лидер "Щуки" говорит неохотно. В качестве оправдания он объясняет, что в конфликтных ситуациях крайне трудно разобраться, кто прав, а кто нет: "Происходит много разных строительств, и вокруг них нагнетается много разных скандалов. Какие-то скандалы справедливы, а какие-то спровоцированы конкурентами.

По проекту "Макромира" я столкнулся с ситуацией, когда есть ряд общественных организаций, которые созывают митинг. На этот митинг съезжаются люди со всего города, большинство из которых не представляет, что происходит в районе. При этом выманиваются оголтелые пенсионеры, потому что приличные люди на такие акции не ходят. Может быть, им дают выпить немножко водки, и они скандируют "против" или "за" в зависимости от того, кто и что кричит в мегафон. Это, наверное, классно, но это не позволяет нам разобраться, где корень проблемы, почему можно или нельзя строить", – рассказал "щукарь".

При этом, по его словам, общественные слушания по торговому комплексу у "Ломоносовской" превратились в свое время в "избиение младенцев" – тех, кто хотел сказать хоть слово в защиту "Макромира": "Для меня это стало шоковым зрелищем. Я не ожидал, что это происходит так. Это было маленькое помещение, где было много людей, из них все хотели выступить, причем все повторяли друг друга. Из молодежи были только я и двое моих друзей. Нам пришлось драть глотку с требованием получить слово. Обсуждение было однобоким. Когда мы пытались что-то сказать, люди кричали: "Гоните их в шею, бейте их палками!"

Напомним, Сергей Черемухин в свое время активно выступал в поддержку строительства торгового центра возле станции метро "Ломоносовская". Свой ТК компания "Макромир" намеревалась возвести на месте бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища. Несмотря на сомнительность затеи, лидер "Щуки" до сих пор уверен в своей правоте: "Да, я был за торговый комплекс. Если мы пройдем с вами по району, то вы поймете, почему он здесь необходим".

Не собираются протестовать "щукинцы" и против действующего режима. По словам Черемухина, члены творческого объединения не чувствуют на себе давление со стороны властей, не ощущают ущемления прав и свобод и вполне довольны текущим социально-политическим устройством. "Мы существуем в рамках этой системы, и мы не против нее", – сказал он.

В любом случае определенного результата художники добились. Еще две недели назад о Черемухине не знал почти никто. Теперь – знают.

Егор Наймушин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама