ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 сентября 2010, 17:35

Ржавая вода как зеркало несостоятельности системы

По мнению руководства ГУП "Водоканал СПб", если из крана течет ржавая вода, нужно менять внутридомовые сети. Или управляющую компанию. Эксперты идут дальше — они считают, что следуют пересматривать всю политику договорных отношений по цепочке поставщик услуг — потребитель. Об этом говорили на конференции "Инженерная инфраструктура СПб XXI века", организованной региональной общественной организацией "Общественный совет по инженерному обеспечению Петербурга".

Иду на вы!
ГУП "ТЭК СПб" намерено кардинально решить вопрос со злостными должниками среди строительного комплекса. Оно готовит документы для запуска механизма банкротства в отношении одной из крупных строительных компаний, долг которой перед ГУП достиг 25 млн рублей. Как рассказал корреспонденту ЗАКС.Ру гендиректор предприятия Александр Исаев, возврат денег по схеме банкротства будет применен и к другим злостным неплательщикам. Всего же строители задолжали тепловикам около 500 млн рублей.

Как прозвучало на конференции, долги перед ГУП "ТЭК СПб" достигли 6,5 млрд рублей. "Такого еще не было", — отметил Исаев. Большая сумма неоплаченных услуг числится за жилищными организациями (1,8 млрд руб.). Однако вернуть эти деньги, по словам гендиректора, практически невозможно, потому что "прокуратура заняла жесткую позицию в защите населения": если в доме есть хоть один исправный плательщик, здание отключать от горячего водоснабжения нельзя!

Из зала поступило предложение: не пробовали закрыть границы перед должниками, передавая сведения на таможню? Это юридически бесперспективный путь, считает глава компании. Разговор об этом шел применительно к руководителям УК, но не более. "Считаю, нужно увеличивать штрафы, выселять. Только повышением тарифов этой проблемы не решить", — заключил он.

У компании ОАО "ТГК-1" со строителями проблем нет (чего не скажешь про обратный вектор отношений). "Промышленность не имеет долгов и иметь не может — мы их сразу отключаем, и деньги находятся. Строители у нас в списке производств. Поэтому с ними проблем нет по части неплатежей", — пояснил генеральный директор "ТГК-1" Борис Вайнзихер.

У компании только одна головная боль, но большая — жилищные организации. Неплатежи по ним превысили 2 млрд рублей. "Это социальная проблема", — пустился в рассуждения Вайнзихер. Логика прокуратуры более чем странная. Так можно всем домом сбрасываться на одного штрейкбрехера и годами не платить. Населению внушили, что за коммунальные услуги можно не расплачиваться. Это серьезный сдвиг в сознании, выразил беспокойство за моральное состояние современного российского общества гендиректор.

"Считаю, происходить должно все наоборот — должно быть порицание неплатежей на всех уровнях. И тут главное слово должно сказать государство. Я специально спросил в Норвегии — холодной стране: что вы делаете, если вам не платят за тепло? Ответ последовал сразу и однозначно: отключаем! Так делает весь цивилизованный мир", — привел он пример для подражания.

Структура теплоотпуска в Петербурге: 43% — ТЭЦ филиала "Невский" ОАО "ТГК-1", 41% — ГУП "ТЭК СПб" и ООО "Петербургтеплоэнерго", 4% — ЗАО "Лентеплоснаб". Прочие — 12%.

Качества никогда не было
Когда проблемы отрасли обсуждаются в узком кругу монополистов, то они сводятся исключительно к неплатежам. Вопрос качества коммунальной услуги в лучшем случае мелькает мимоходом. Хотя качество — это количественное выражение этой самой услуги, и что примечательно — нередко требующее перерасчета в сторону в снижения.

Борис Вайнзихер отчего-то разоткровенничался на конференции. По его словам, ТГК-1 в Петербурге никогда не давала температуры в соответствии с температурным графиком. На бытовом языке это означает хронический недогрев квартир. Потребителям компании повезло только в Петрозаводске. Там, пояснил гендиректор, "исторически хорошая ситуация" с теплоснабжением.

Заметим, что расходная статья на отопление квартир петербуржцев — одна из самых дорогих. И рассчитывается этот тариф как раз на основании графика наружной температуры. Что-то не припоминается, чтобы потребителям возвращали деньги за недотоп. Подобное откровение главы теплоснабжающей организации — повод для подачи петербуржцами (и потребителями других городов) заявления на возврат оплаченных средств в течение трех лет, если уж мы говорим о правильных моральных установках для общества. И как это делает весь цивилизованный мир.

Первый заместитель генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по производству Анатолий Кинебас напомнил, что в Петербурге самая передовая в мире система очистки воды. Это единственный город в мире, где вся питьевая вода обеззараживается ультрафиолетом. Даже в Нью-Йорке к этому только подступают. Увы, петербуржцы могут испытывать гордость за отечество чисто теоретически — из их кранов течет желтая вода.

Участник конференции полюбопытствовал: нельзя ли изменить ситуацию, чтобы деньги горожан и предприятия зря не утекали? Как-никак мировые достижения оплачиваются из кармана петербуржцев. Анатолий Кинебас заверил, что "Водоканал" чист перед петербуржцами. "Ответственность предприятия заканчивается на входе в здание. Сам прочувствовал: как только в нашем доме поменяли трубы, пошла прозрачная вода", — поделился он жизненным опытом.

Поэтому, если у вас из крана течет грязная вода — нужно требовать от УК поменять внутридомовые трубы", — посоветовал первый замгендиректора ГУП. Сегодня, по его словам, решить проблему доставки воды того качества, в котором она подготавливается, невозможно, так как потребителя и "Водоканал" разделяют чужие сети — зона ответственности жилищной управляющей компании. "Мы не можем влиять на содержание чужой собственности", — заявил он.

Системный корень зла
Если бы "Водоканал" был по договору ответственен перед потребителем (имел прямые договоры с населением), он бы нашел способ разобраться с любым подрядчиком транзита.
 
Но монополисты категорически не желают размениваться по мелочам — нести ответственность перед каждым петербуржцем. Не желают они заниматься адресно и долгами. Им удобнее оптом: отключать дома и ждать, когда соседи проведут разъяснительную работу — ни средств на это не надо тратить, ни времени.

Именно этому — перекладыванию своих проблем на плечи законопослушных потребителей — и противостоит прокуратура. И никакого сдвига в сознании, в чем обвиняют правоохранительный орган, в этом нет. Что касается нейтральной полосы в лице жилищной компании (УК, ЖКС, ЖСК), то степень защиты интересов жильцов, к сожалению, до сих пор находится на совести УК, а не в плоскости юридической ответственности. Об этом знают чиновники всех уровней, но почему-то не исправляют этой болезненной для обеих сторон ситуации.

Советник вице-губернатора Ленобласти Владимир Кобзаренко обращает внимание на то, что проблемы с коммунальными услугами начинаются на стадии строительства, когда используют некачественные трубы. Затем внутридомовые сети отдают в руки юридически безответственной жилищной управляющей организации. Конечно, отметил он, собирать платежи до колодца (границы ответственности между монополистом и УК) удобно. Но при таком раскладе влиять на качество конечного продукта — коммунальной услуги — практически невозможно.  

В Европе, по его словам, у монополиста на учете вся сеть до потребителя. Он контролирует новые здания с момента проектирования. "У нас все по-другому, и это наша системная причина неплатежей и некачественных коммунальных услуг", — убежден эксперт.


Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама