В Смольном продолжаются поиски кандидата на пост главы Фонда имущества. Уход нынешнего руководителя компании Андрея Степаненко предрекают уже довольно давно. Говорят, что он работает до тех пор, пока вице-губернатор Игорь Дивинский не согласует подходящую кандидатуру. Эксперты также связывают эту ситуацию с борьбой двух идеологий в сфере управления недвижимостью: ручного управления и рыночного регулирования.
Кулуарные праймериз
О скором уходе Андрее Степаненко, нынешнего главы контролируемого КУГИ Санкт-Петербурга ОАО "Фонд имущества", заговорили чуть более месяца назад. Большинство наблюдателей единодушно считали эту отставку делом практически решенным. Но Степаненко до сих пор руководит компанией и заявляет ЗАКС.Ру, что слухи "не соответствовали действительности и не подлежат дальнейшему обсуждению".
В кулуарах Смольного говорят, что глава Фонда имущества продолжает занимать свою должность, лишь пока идет подбор подходящего преемника. Внутри Смольного идет борьба за контроль над строительным блоком и сферой управления недвижимостью, которые курирует вице-губернатор Игорь Метельский. Вице-губернатор Игорь Дивинский, которого называют "серым кардиналом" городской администрации, хочет заменить Степаненко на более лояльного себе человека.
Дивинский, по слухам, уже смог повлиять на принятие решения по двум важным должностям строительного блока. Во-первых, после перехода в Московскую область экс-председателя КУГИ Дмитрия Куракина Игорь Метельский хотел видеть на освободившемся посту одного из первых замов ушедшего главы комитета – Олега Ляпустина или Кирилла Федорова. Однако Дивинский якобы пролоббировал на должность главы комитета по управлению государственным имуществом Марию Смирнову.
Второе решение, принятое под влиянием Дивинского, – это назначение руководителя ГУП "Государственное управление оценки недвижимости". 11 июля на этой должности был утвержден бывший глава управления распоряжения государственной собственностью КУГИ Петербурга Александр Зленко – после ухода с поста Александра Чупракова. Зленко также выходец из КУГИ, но, как и Смирнова, никогда не являлся приближенным к Метельскому человеком.
Однако, как говорят, в этой ситуации у Игоря Дивинского частично "связаны руки". Игорь Метельский, единственный крупный чиновник, сумевший сохранить свой пост после ухода Валентины Матвиенко, имеет мощный козырь – близкое знакомство с Дмитрием Козаком, зампредом правительства России. В ситуации выхода из-под его контроля строительного блока (что практически неизбежно ведет к дальнейшему увольнению и профильного вице-губернатора) Метельский может воспользоваться заступничеством Козака. Говорят, эту схему строительный замгубернатора уже обкатал, когда его, как уверяли злопыхатели, пытались сместить весной. Рассказывают, что тогда представители строительного бизнеса Петербурга таинственно собрались в Смольном и якобы хотели попросить градоначальника назначить вице-губернатором Александра Громова, бывшего коллегу Полтавченко. Но в последний момент неожиданно передумали и уже в ходе заседания изменили повестку и решили довести до сведения губернатора, что строительный блок должен остаться за Метельским.
В связи со всем вышеизложенным Игорь Дивинский якобы вынужден действовать крайне осторожно, "незаметно" для посторонних (или, по крайней мере, не давая повода предъявить претензии) уменьшая влияние Метельского.
Борьба идеологий
Андрей Степаненко пришел в Фонд имущества в 2004 году с должности начальника КУГИ Петроградского района. Тогда Фонд был еще государственным учреждением, но Степаненко его акционировал, и Фонд стал ОАО со стопроцентной долей города. За последние 8 лет своей работы компанией продано более 13,6 тысяч объектов на общую сумму более 111 млрд рублей – она выступает эксклюзивным продавцом государственного имущества Петербурга.
Возглавив Фонд имущества, Степаненко перешел к активной продаже городской собственности. За основу изменений, говорят источники, он взял, как ни странно, опыт таких частных аукционов, как Sotheby's и Christie's – дорогой антураж и игру на азартности владельцев крупных компаний. Следствием стал рост крупных сделок по продаже пакетов городских акций, участков под инвестиционные проекты, нежилых встроенных помещений, наделов под ИЖС, аварийных объектов, исторических зданий в центре города.
Впрочем, злопыхатели Степаненко утверждали, что его жизненные успехи связаны с деятельностью супруги. Мол, Ирина Степаненко фактически руководила компаниями "Бургомистр" и "Миллениум. Недвижимость и консалтинг". А они якобы выступали посредниками между городом и бизнесом, скупавшим казенное имущество, которое Фонд имущества распродавал.
Степаненко является человеком прежней городской администрации, с соответствующими взглядами на инвестиции и приватизацию. Как и большинство представителей КУГИ и подведомственных ему учреждений, "он человек, заточенный на получение дохода в условиях рынка", говорят представители строительного бизнеса. Но, как известно, у новой администрации на городское имущество иная точка зрения.
Нынешнее правительство пришло в город под флагом глобального аудита. В городе были свернуты такие дорогостоящие проекты, как "Орловский тоннель", Ново-Адмиралтейский мост, легкорельсовый трамвай, зоопарк в Юнтолово. Фактически, новая администрация приняла на себя роль "ревизоров". Однако и после того, как аудит закончился и все дорогостоящие проекты Матвиенко были закрыты, руководители не отказались от своего амплуа.
Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что из Смольного начали активно уходить сотрудники бывшего строительно-инвестиционного блока. Вероятно, вместе с ними уходят и принципы извлечения прибыли для города. Деятельность Фонда имущества в последнее время – тому пример. Шеф-редактор журнала "Недвижимость и строительство Петербурга" Дмитрий Синочкин напоминает, что в этом году через него был продан лишь один участок под застройку – в Зеленогорске. А город "свернул приватизацию".
На поприще управления недвижимостью противостояние тезок - Дивинского и Метельского - обозначило противостояние двух идей: ручного управления посредством жесткого контроля и стремления к рыночному регулированию путем приватизации, считают эксперты. Концепция рыночного регулирования свои позиции сдает – управленцы переходят в Московскую область. Руководство города считает, что лучший менеджмент – это госрегулирование без отклонений. Пока эта идеология на практике показывает не лучшие результаты: если раньше город ради прибыли шел на постоянные уступки инвестору, даже если инвестор откровенно нарушал закон, то теперь уступок инвестору не делают, но при этом и выгоду для города не извлекают.
– Они напуганы тем, что не хватает доходов в бюджет, начали резать расходы. Там класс тяготеет к государственному управлению. Как-то посчитывать и контролировать они умеют, а зарабатывать – нет. И боюсь, уже не научатся, – опасается Синочкин.
Впрочем, по мнению главы СРО "Объединение строителей СПБ" Алексея Белоусова, в этом процессе нет никаких подводных камней.
– Это обычный процесс, когда новый руководитель подбирает под себя новую команду. Валентине Матвиенко также понадобился где-то год, чтобы разобраться со строительным блоком. После этого она виртуозно помогала строителям – появился Генплан, ПЗЗ. А на месте Георгия Полтавченко я бы организовал несколько встреч с лидерами этого рынка, чтобы начать диалог, – отметил Белоусов.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
И.о. главного редактора: Леньков К.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.