ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 12 августа 2016, 20:47

Деньги вместо автографов

Подписная кампания за выдвижение кандидатов в Законодательное собрание Петербурга принесла ее участникам финансовые расходы, нервные срывы, и, в абсолютном большинстве случаев — плачевный результат – снятие с выборов. Такой сценарий навел почти всех "неудачников" кампании на мысль о необходимости реформирования избирательного законодательства. В чем политики видят несостоятельность "подписного выдвижения" и есть ли альтернатива, разбирался ЗАКС.Ру.

До 2009 года в России, кандидаты и партии могли не собирать подписи, а внести избирательный залог – фиксированную сумму, которая гарантировала участие в выборах, но в случае если участник электорального процесса не набирал определенного процента голосов, деньги ему не возвращались.

Такая практика распространена сегодня во многих развитых странах: Франции (1500 Евро на выборах в Парламент возвращаются при получении 5% голосов), Великобритании (на выборах в палату общин 500 фунтов стерлингов, которые также возвращаются при преодолении 5% барьера), Нидерландах, Японии, Канаде, Болгарии и даже в Таджикистане.

Пострадавшие от подписного террора

Сопредседатель петербургского отделения "ПарНаСа" Наталья Грязневич сразу после официального отказа ГИКа в регистрации городского списка поделилась впечатлениями от подписной кампании.

— Когда я увидела такое огромное количество сборщиков, которые приходят, и огромное количество брака, который мы были вынуждены выбрасывать, эти подписные листы, пахнущие подъездами, и комиссию, которая бракует подписи из-за пропущенной запятой, мне стало понятно, что это глубоко порочный механизм, и его, конечно же, нужно отменить. Количество подписей, которое должно собрать избирательное движение огромно. Комиссии легко назначить определенный процент брака, но они не представляют что это за объем работ, так как сами никогда подписи не собирали, — заявила Грязневич.

Она также отметила, что процедура не только сбора, но и проверки подписных листов излишне трудоемка, что приводит к большому количеству ошибок и неточностей, которые допускают сами сотрудники ГИКа и ТИКов.

— И кандидаты и члены комиссий, которые это понимают, должны проводить общественную кампанию по изменению избирательного законодательства. И в этом должны участвовать все! Не знаю, как себя чувствуют члены избирательной комиссии, которым приносят на самом деле рисованные подписи, и они должны их рассматривать и проверять. Это абсурд! — считает кандидат.

Она полагает, что необходимо снижать количество требуемых подписей, либо вводить избирательный залог. На данный момент, по мнению Грязневич, этот механизм — орудие для устранения неугодных для власти кандидатов.

Грязневич поддержал ее коллега по "ПарНаСу" Андрей Пивоваров. Он указал, что введение процедуры избирательного залога поможет сделать политическую систему более репрезентативной, и уменьшить социально-политическое напряжение в стране.

Глава регионального отделения партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович, несмотря на диаметрально противоположные идеологические установки, в данном случае, почти полностью солидарен с демократами.

— Процедура сбора подписей введена лишь с той целью, чтобы местные чиновники, исходя из своих симпатий и антипатий, кого-то допускали, а кого-то нет. В Нижегородской области на выборах губернатора наш председатель набрал очень существенные голоса, и нас побоялись не допустить по подписям. То же самое в Кировской области, где после инцидента с Белых чиновники побаиваются, и нас допустили, — поясняет Малинкович.

Он также отметил, что идея с возвращением в законодательство права выдвижения через внесение избирательного залога справедлива, но большое значение играет объем самого залога.

— Для левых оппозиционных партий, не имеющих государственного финансирования, введение даже небольшого избирательного залога будет существенным, но преодолимым барьером. Залог не более 500 тысяч рублей на региональные выборы, наверное, будет нам по силам, хотя это потребует большой работы, — прикинул лидер "Коммунистов России".

Еще одной "чепуховой" деталью действующего электорального законодательства политик считает необходимость собирать подписи для выдвижения в региональный парламент партиям, которые имеют право избираться в Госдуму.

Репрезентативный залог

Координатор общественного движения "Наблюдатели Петербурга" Виктор Венгеров, считает, что, несмотря на все сложности сбора подписей, у этой процедуры есть положительные стороны.

— Эта практика показывает не поддержку избирателями того или иного кандидата, а его способность и возможность осуществить определенную организаторскую работу. И это может характеризовать человека, как обладающего либо не обладающего способностями, необходимыми для работы на выборной должности, — подметил Венгеров.

Однако он считает, что избирательный залог может иметь разную форму реализации. Например, по его мнению, можно установить норму, согласно которой за кандидата вносят залог его избиратели, что должно проявить представительский аспект выдвижения.

По мнению координатора "Наблюдателей Петербурга", он не сталкивался со случаями, когда комиссии умышленно устраняют участников выборов. Но он помнит примеры, когда ТИК или ГИК могли закрыть глаза не некоторые мелкие неточности.

Депутат ЗакСа Максим Резник поддерживает введение избирательного залога и рассматривает его как "более честную процедуру, чем сбор подписей". Парламентарий полагает, что коллективный залог может не в меньшей степени, чем сбор подписей отражать степень поддержки кандидата избирателями.

— Залог не должен быть большим. А если человек сам беден и не может его внести, как, например, я, то можно рассчитывать на поддержку людей. Учитывая современные способы сбора средств, люди, которые хотят видеть меня кандидатом, могут сброситься. Эта процедура все равно намного проще, чем сбор подписей, который существует сегодня для того, чтобы регистрировать нужных и устранять неугодных, — предположил политик.

С другой стороны, Резник полагает, что залог не станет панацей для проведения честных выборов, ведь даже эту идею можно воплотить в соответствии с требованием конъюнктуры, как это произошло на петербургских выборах в городской парламент 2007 года.

— Можно сделать залог 20 миллионов, и сказать бизнесу — кто не поможет, тот получит кучу проверок. Любую идею можно извратить. Если будет задача обеспечить максимально репрезентативное участие в выборах – это одно. А если будет задача соорудить барьер, то это другое, будь то подписи, муниципальный фильтр или залог. Мы это проходили в 2007 году, когда я возглавлял петербургское "Яблоко". Перед выборами внесли изменение в закон и многократно увеличили залог, у нас не было денег и пришлось собирать подписи, как сейчас это делал "ПарНаС", только нас "отшили", с еще большим цинизмом, — рассказал депутат.

Самовыдвиженец в ЗакС по первому округу Александр Шуршев, испытавший на себе беспрецедентное давление во время подписной кампании, которою в итоге проиграл, мыслит схожим образом.

По его словам, идея залога хороша, но не сможет разом вылечить все болезни нашей избирательной системы.

— Главная проблема — это жульничество избирательных комиссий. Будет ли там залог, или что-то иное, все будет происходить в том же духе. Важно обновить избирательную систему по всей вертикали, а не только на самом верху. А пока в системе будут работать люди, которые совершали фальсификации на протяжении многих лет, наши выборы не будут ни честными, ни конкурентными, ни открытыми, — заявил в беседе с ЗАКС.Ру Шуршев.

Святослав Афонькин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама