ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 октября 2016, 21:12

Правозащитники не поверили ФСИНу

С  2017 года в РФ будет применяться норма, предполагающая замену реальных сроков лишения свободы на принудительные работы. По задумке властей, инициатива должна привести к гуманизации уголовного законодательства. У экспертов пока нет однозначного мнения, что из этого выйдет на практике. Принимая во внимание несовершенство судебной системы, многие опасаются, что таким образом государство хочет вернуться к использованию бесплатной рабочей силы в трудовых лагерях.

Что такое принудительные работы?

Согласно Уголовному кодексу принудительные работы будут применяться как альтернатива лишению свободы за некоторые преступления небольшой или средней тяжести или за совершение тяжкого преступления впервые. Рассчитывать на замену реального срока принудительными работами смогут осужденные не более чем на 5 лет.

В конце августа Министерство юстиции опубликовало правила, регламентирующие исполнение нового вида наказаний.

Согласно этим документам, осужденные на принудительные работы будут жить в специальных общежитиях при исправительных центрах и работать там, куда их направит этот самый центр. Рабочее место может находиться на территории исправительного учреждения или за его пределами. Согласно документу, осужденные могут работать как в государственных, так и в частных компаниях. За свой труд осужденные будут получать зарплату.

Часть зарплаты осужденного, а именно от 5 до 20%, будет удерживаться в пользу государства. Точный размер выплат в пользу государства будет определяться судом. Кроме того, из зарплаты будут удерживаться взыскания, назначенные судом, например ущерб потерпевшим. И еще осужденные должны будут отдавать часть денег за проживание в общежитии. Кроме того, они будут сами покупать себе еду и одежду.

Принудительные работы не могут назначаться несовершеннолетним, инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, а также пожилым людям (женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста).

Условия в исправительном центре должны стать мягче, чем в колонии общего режима, и чем-то напоминать условия содержания осужденных в колониях-поселениях. Люди в исправительных центрах будут находиться не под конвоем, а только под надзором. Будет разрешено пользоваться обычной одеждой, а не формой. Осужденные смогут свободно перемещаться по территории центра, пользоваться деньгами, телефоном и интернетом.

Но будет и ряд ограничений: осужденные не смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять сферу занятости, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Однако осужденному якобы будут подбирать работу, подходящую по возрасту, полу. Специальность осужденных при подборе работы в ФСИН будут учитывать по возможности.

Также в исправительных центрах предусмотрен ежегодный оплачиваемый отпуск в течение 18 дней, который приговоренный к принудительным работам сможет проводить вне центра.

Если осужденный без нарушений отбудет больше трети срока, то он сможет рассчитывать на возможность жить с семьей за пределами исправительного центра, но в пределах муниципального образования, на территории которого располагается центр.

История вопроса

Статья о принудительных работах была введена в Уголовный кодекс еще в конце 2011 года. Применять этот вид наказания предполагалось с 2013 года, но реализацию нормы отложили сначала до 2014 года, а потом и вовсе до 2017-го. Перенос реализации инициативы был связан с неготовностью уголовно-исполнительной системы. Тогда ЗАКС.Ру сообщал, что из 30 запланированных исправительных центров к работе были готовы менее десятка. Однако известно, что в ближайшее время планируется открыть только четыре таких центра.

4 октября 2016 года заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний России Валерий Максименко рассказал, что с 1 января 2017 года исправительные центры будут готовы принять всего около 900 осужденных.

По словам Максименко, все центры будут функционировать на базе уже существующих колоний, их просто переквалифицируют. Исправительный центр на сто мест в Тюменской области будет работать на базе исправительной колонии №6, в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии, которая перепрофилируется в центр на 144 места, в Тамбовской области на базе исправительной колонии №3 будет работать центр на 70 мест. В Приморском крае на базе колонии-поселения откроется центр на 150 мест.

Кроме исправительных центров откроются исправительные участки для принудительных работ в Уфе, Краснокаменске, Волжском, Анохово, Североонежске, Новосибирске и Сегеже, которые в общей сложности смогут принять 432 осужденных.

Антиконституционная мера?

Правозащитники не могут пока однозначно оценить нововведение. Некоторые опасаются, что оно не будет работать должным образом, а некоторые видят в принудительных работах конфликт с положениями Конституции России о свободном труде.

— Принудительные работы — это лучше, чем сидеть за колючей проволокой. Первое время это будет с перегибами и взятками, но лет через 75 мы научимся пользоваться этой мерой, — считает правозащитник Юлий Рыбаков.

А вот зампредседателя организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин уверен, что идея о замене лишения свободы на принудительные работы обречена на провал.

— Служба исполнения наказаний не готова к реализации этой инициативы, поскольку она напрямую заинтересована в том, чтобы тюремное население было больше, потому что от этого зависит их зарплата, — считает эксперт.

Однако он отмечает, что в целом идея гуманизации системы наказаний заслуживает положительной оценки.

— Замену репрессивной компоненты на более гуманную можно оценить положительно. Но представить разумную реализацию этой идеи трудно. Потому что у нас сейчас очень мало рабочих мест. Осужденных хотят заставить работать на тех местах, где никто работать не хочет. Опыт внедрения любых добрых начинаний у нас всегда оборачивается негативной стороной, которую даже предвидеть трудно, — заключил эксперт.

Адвокат, руководитель "Команды 29" Иван Павлов тоже считает, что инициатива о применении принудительных работ неоднозначная.

— С одной стороны, альтернативные лишению свободы виды наказания, при жестокости, которая существует в нашей системе наказаний, дают надежду, что кому-то удастся избежать лишения свободы, — говорит эксперт.

Однако адвокат считает, что принуждение к труду противоречит основному закону страны.

— Есть положение Конституции, согласно которому принудительный труд запрещен, поэтому принудительные работы вступают в конфликт с законом. Однако этот конфликт можно увидеть, если посмотреть на сегодняшнее положение вещей в исправительных учреждениях. Люди, которые отбывают сроки, вынуждены работать за копейки. Именно вынуждены, потому что, если заключенные не работают, они получают дисциплинарные взыскания. Есть правовые ограничения, но на практике они легко обходятся,  — отмечает эксперт.

Похоже на ГУЛАГ

Некоторые эксперты говорят о схожести исправительных центров и учреждений советского ГУЛАГа. Заместитель директора ФСИН Валерий Максименко называет такое сравнение глупостью и утверждает, что подобная мера пойдет только на пользу заключенным. Хотя не скрывает того, что "при подготовке и разработке нормативной базы учитывали лучшее из опыта СССР".

— Когда говорят, что это чуть ли не возврат к ГУЛАГу, — это глупость, здесь даже и близко ничего подобного нет. Работа нашей службы больше имеет социальную ориентацию, в том числе в оказании помощи при трудоустройстве, создании социальной поддержки, — говорит он.

Иван Павлов считает, что проблема применения принудительного труда в системе исполнения наказаний в России существовала всегда.

— Советские лагеря никуда не делись, они как были, так и есть. Заключенные заняты на производстве: кто-то шьет рукавицы, кто-то делает мебель. Большую часть своего времени они проводят в труде, — считает эксперт.

Схожесть нововведения с советской системой трудовых лагерей обусловлена необходимостью отбывать "трудовую повинность" не в регионе проживания, а именно там, где расположен центр. А это значит, что перспектива за нетяжкое преступление, а то и вовсе по доносу или в результате судебной ошибки, отправиться рыть какой-нибудь канал или работать на руднике выглядит в обозримом будущем вполне реалистично.

Серафима Курдюбова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама