ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 28 апреля 2017, 15:21

"Музейное дело" соборов, или Почему их передача РПЦ незаконна

В связи с большим количеством публикаций, касающихся моих запросов в Генеральную прокуратуру РФ, хочу обратить внимание на ряд важных моментов.

Так, 19 апреля 2017 года в средствах массовой информации появилось сообщение, содержащее единую позицию не уточненного представителя Министерства культуры и руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Натальи Родомановой. Оба источника утверждают, что передача РПЦ комплекса зданий Сампсониевского собора состоялась в феврале 2017 года на основании закона и надлежаще оформленных документов.

Несмотря на то, что фактическая передача действительно состоялась, утверждение о "законности" передачи, а тем более о надлежаще оформленных документах вызывает сомнение, обусловленное следующим.

В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса РФ договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия подлежит обязательной государственной регистрации. В то же время статья 8.1. ГК РФ предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в реестр.

По данным Росреестра, на 20 апреля 2017 года собственником комплекса зданий Сампсониевского собора является Санкт-Петербург, при этом каких-либо обременений, в том числе в виде безвозмездного пользования, не зарегистрировано. Напомню при этом, собор фактически используется организацией, которая, как уже раньше говорилось, не обращалась за передачей ей Сампсониевского собора.

Таким образом, в отсутствие "надлежащим образом" оформленных документов утверждение о "законности" передачи со стороны Министерства культуры РФ выглядит как минимум странно, если не сказать лживо.

Если обратиться к ответу министерства, то понять, что и кому передавалось, еще более затруднительно. Поскольку, по мнению ведомства, собор передали РПЦ, а музейные предметы передали епархии (напомню, договор на передачу, согласованный Минкультом РФ, подписан не с епархией, а с иной организацией).

Хочу также отметить, что фактическая передача Сампсониевского собора произошла по распоряжению комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, не вступившему в законную силу. Распоряжение 101-Р от 26.08.2016 комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, на основании которого указанный комплекс зданий был изъят из оперативного управления Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" и, как утверждают указанные представители, передан в безвозмездное пользование религиозной организации, не вступило в силу.

Данный вывод основывается на положениях самого распоряжения и имеющихся фактических данных. Пункт 10 указанного распоряжения устанавливает, что распоряжение вступает в силу после представления Религиозной организацией Договора на Музейные предметы согласно пункту 5.1. Пункт 5.1 устанавливает обязанность Религиозной организации представить в комитет договор о передаче музейных предметов, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, заключенный между Музеем и Религиозной организацией и утвержденный Министерством культуры РФ. Преамбула указанного распоряжения прямо определяет под Религиозной организацией, для целей распоряжения, Санкт-Петербургскую епархию Русской православной церкви (Московский патриархат) (ОГРН 1037858002423). Однако договор, представленный в КИО, заключен между Музеем и православной местной религиозной организацией Приход Сампсониевского собора г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) (ОГРН 1037858002401) — другим юридическим лицом.

Вызывает недоумение тот факт, что этот договор действительно утвержден Приказом Министерства культуры РФ № 2902 от 23 декабря 2016 года. Таким образом, обстоятельство, обуславливающее вступление в силу указанного распоряжения, не возникло и распоряжение в силу не вступило. Однако именно на основании этого распоряжения комплекс зданий Сампсониевского собора изъят из оперативного управления Музея и, как утверждают представители Минкульта и РПЦ, передан религиозной организации в безвозмездное пользование. Я предполагаю, что Министерство культуры РФ допустило невнимательность (а не нечто большее), утверждая указанный договор и заявляя потом, в лице своего представителя, что музейные ценности стоимостью почти 200 млн рублей переданы Санкт-Петербургской епархии. В этой ситуации если уж говорить про закон, то государственные органы должны обратиться в Росреестр с заявлением об аннулировании записи о прекращении права оперативного управления Музея на комплекс зданий Сампсониевского собора и обеспечить фактическое изъятие этого имущества из владения неполномочного лица и передачу его во владение Музея. С учетом того, что данные действия соответствующими государственными органами до сих пор не осуществлены, возможно, этот процесс начнется только после применения соответствующих мер прокурорского реагирования.

Здесь нужно сделать отступление. Госпожа Родоманова утверждает, что юридически и канонически все приходы входят в структуру епархий и что имущество приходов является имуществом РПЦ в соответствии с уставом РПЦ. Канонически – не спорю. Однако в соответствии со ст. 14 Конституции РФ Россия – светское государство, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Таким образом, при регулировании правоотношений нужно руководствоваться не внутренним уставом РПЦ, а Гражданским кодексом и иными нормативными актами. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Обратившись к ЕГРЮЛ, можно обнаружить, что Приход и Епархия – самостоятельные юридические лица. И если учредителем Санкт-Петербургской Епархии является Русская православная церковь (в свою очередь, по данным ЕГРЮЛ, учрежденная единолично патриархом всея Руси), то у Прихода такой юридической связи с РПЦ нет.

Необходимо также обратить внимание на позицию главы юридической службы РПЦ Ксении Чернеги, так смело применяющей аналогию закона и поддержанной КИО Санкт-Петербурга.

Тут вынужден возразить уважаемому юристу, указав на то, что в соответствии со ст. 6 ГК РФ аналогия закона возможна в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу.

Ситуация же с изъятием недвижимого имущества из оперативного управления государственных музеев прямо урегулирована статьей 29 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", предусматривающей, что недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

Соответственно, мы имеем правоотношения, в полной мере урегулированные действующим законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ, и применение каких-либо норм закона по аналогии будет противоречить самому Гражданскому кодексу.

Что же касается ссылки Чернеги на пункт 11 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации", то, исходя из положений пункта 12 данного Постановления Правительства, под совместным использованием подразумевается использование совместно с организацией, за которой закреплено указанное имущество (в нашем случае с музеем). Ведь именно на такой вариант использования (либо на передачу) дает согласие организация, за которой закреплено имущество.

Кроме того, вызывает искреннее недоумение позиция представителей РПЦ о том, что обращения религиозных организаций - это пустые формальности, хотя именно с наличием таких обращений и особенно с содержанием этих обращений действующее законодательство связывает инициирование любых процессов по передаче как в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", так и в соответствии вышеуказанным Постановлением Правительства.

В заключение хотелось бы обратить внимание всех заинтересованных лиц на то обстоятельство, что мы с вами живем в светском правовом государстве, где все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), и мои действия направлены исключительно на проверку соблюдения норм действующего законодательства. Для чего я и обратился в Генеральную прокуратуру РФ.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Максим Резник


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама