Информация о том, что в рядах петербургских демократов назревает очередной раскол, появилась еще в начале апреля. Тогда стало известно, что 100 членов петербургского "Яблока" обратились в федеральное бюро партии с письмом, в котором выразили недоверие своему руководителю Михаилу Амосову. На условиях анонимности источник в партии сообщал ЗАКС.Ру, что именно обращение группы противников Амосова послужило для федерального руководства поводом отменить отчетно-выборную конференцию, запланированную на 15 апреля, и запустить процедуру перерегистрации "Яблока" в Петербурге.
Всего в Северной столице около 500 членов "Яблока", то есть о своем недовольстве работой руководителя регионального отделения заявил каждый пятый "яблочник".
Отмена конференции, на которой уже 21 апреля глава отделения мог бы уверенно переизбраться на новый срок, и время до 20 мая, которое уйдет на последующую перерегистрацию, позволят более детально разобраться и "решить проблемы" отделения – утверждали тогда источники в партии.
Тем не менее обе стороны конфликта старались не выносить его в публичное поле и предпочитали называть происходящие события "нормальным положением дел". Однако, судя по внутрипартийной переписке, противостояние становится с каждым днем острее.
Верхи не могут
Несмотря на то, что Амосов не стал комментировать заявление о недоверии к нему в прессе по существу, вместе с Вишневским он распространил обращение среди однопартийцев в связи с "чрезвычайной ситуацией, сложившейся вокруг Петербургской организации "Яблоко". Документ оказался в распоряжении ЗАКС.Ру.
В своем обращении решение федерального бюро о перерегистрации партии, которое поддержал экс-депутат ЗакСа, а ныне помощник Вишневского Александр Кобринский, они назвали "несправедливым". А претензии, которые к петербургским "яблочникам" предъявило федеральное руководство, являются "необоснованными" (их обвинили в том, что они якобы срывали собрания в местных отделениях, а также в уменьшении числа членов отделения за последнее время).
Авторы обращения пояснили, что на самом деле в срыве собраний виноваты их внутрипартийные соперники, которые любой ценой пытались сорвать проведение партийной конференции, где Амосов должен был переизбраться на свой пост. А когда соперники поняли, что количества делегатов от местных отделений хватает, чтобы провести конференцию, то написали обращение в федеральное бюро, с целью ее саботировать.
Обвинение в утечке кадров из партии Амосов и Вишневский опровергают цифрами. По их данным за период после выборов 2016 года в партию вступило 102 человека, и только девять были из нее исключены за то, что вступили в "Единую Россию", а еще семь ушли по собственному желанию.
В конце обращения авторы призывают однопартийцев соблюсти регламент, пройти перерегистрацию, принять участие в предстоящих собраниях и "нормализовать работу отделения".
В "правящую" верхушку партии входят бывший глава отделения Михаил Амосов, который потерял свою должность после решения о перерегистрации партии, лидер фракции "Яблоко" в Законодательном собрании Борис Вишневский. В их команде состоят заместитель Амосова Владимир Силантьев, Анатолий Голов, руководитель партийного аппарата отделения Кирилл Страхов, член совета отделения Ольга Цепилова. Кроме этого, команда пользуется поддержкой зампреда "Яблока" Николая Рыбакова.
Низы не хотят
В группировку революционеров, желающих сместить руководство, входят руководивший отделением в 2012 – 2015 годах Андрей Палевич, Арсений Анфиногенов, Ольга Ковалева, Екатерина Кузнецова, Владимир Молодоженя, Светлана Попова, Людмила Прэйман, Даниил Семенов, Ирина Синельщикова, руководитель молодежного отделения "Яблока" Илья Смирнов, Максим Халимовский и Софья Чистякова. Кроме этого, их поддерживает Александр Кобринский. По информации ЗАКС.Ру, именно он активно способствовал принятию решения о перерегистрации петербургского отделения.
Сразу после заявления Амосова и Вишневского "мятежники" составили и распространили свой ответ на него. Этот ответ также есть у редакции ЗАКС.Ру. В нем оппоненты не поскупились на критику и констатировали, что существующий в отделении "раскол носит как личностный, так и политический характер", ответственность за который возложена на бывшее руководство.
Михаилу Амосову припомнили его "провластную позицию" по Крыму и заявили, что его публичный отказ от нее был "неискренним". В качестве доказательства этого авторы ответа на обращения привели политический взлет Андрея Якимова. Указывается, что Якимов был избран председателем Красносельского отделения и членом регионального совета партии якобы под патронажем Амосова.
В качестве еще одного примера идеологической нелояльности бывшего руководителя приводится включение Евгения Истомина в заксовский список "Яблока" на выборах, который в "своих агитационных материалах открыто заявлял о своем несогласии с позицией Явлинского по вопросу Крыма".
"Интересна позиция М. И. Амосова и по ситуации вокруг Исаакиевского собора. Сначала он, как и Б.Л. Вишневский, боролся против его передачи РПЦ. Но после того, как в Законодательном собрании началось сильнейшее давление на помощников фракции "ЯБЛОКО", М.И. Амосов на Бюро не смог сформулировать позицию по Исаакиевскому собору. Г-н Страхов начал пугать членов бюро репрессиями власти. Впрочем, буквально через два дня с помощью РБК была опубликована информация, что передача Исаакиевского собора церкви не была согласована с президентом Путиным, и после этого направление работы М.И. Амосова снова изменилось", – написано в документе.
"Мы считаем позорным внесение депутатом ЗакСа от "ЯБЛОКА" Михаилом Амосовым вместе с единороссом Денисом Четырбоком поправки в интересах сохранения доходов парковщиков, занимающихся принудительной эвакуацией неправильно припаркованных машин. Недопустимо поддерживать одну из самых коррупционных схем в нашей стране. Но не менее позорным считаем блокирование М.И. Амосовым и прежним руководством РО возможности открыто обсудить эту поправку", - также написано в документе.
Возмущение авторов ответа вызвал и факт "лжи" при включении в партийный список кандидатов в городской парламент координатора "Красивого Петербурга" Романа Шайхайдарова, "который на тот момент был действующим членом "Единой России"". Предполагается,
что Амосов и Голов сознательно скрыли этот факт от делегатов конференции, утверждавших список "яблочных" кандидатов.
Кроме этого, Амосова, Силантьева и Страхова обвиняют в клевете на Кобринского, правда, суть этих наветов не раскрывается.
Еще одной претензией к руководству является "хамский стиль общения", который распространился в партии за последнее время.
"Если ты, [незензурно], будешь еще так мне улыбаться в лицо, я тебе набью морду!" - вы думаете, это разговаривает шпана из НОДа или "Молодой гвардии"? Нет, это 21 декабря 2016 года на заседании Бюро регионального отделения заместитель председателя регионального отделения СПб "Яблока" Силантьев обращается к лидеру "Молодежного Яблока" Илье Смирнову в присутствии изумленных членов партии и людей, ожидающих вступления в нее", – приводят примеры авторы обращения.
В брани, хамстве и мате также упрекают и Анатолия Голова, делами с участием которого якобы завален партийный арбитраж.
А ответственность за все это возлагается на Михаила Амосова, который "ничего ровным счетом не сделал для борьбы с этим хамским стилем, который, увы, стал фирменным стилем прежнего руководства".
Не обошлось также без обвинений в партийных репрессиях.
"Сотрудники аппарата РО неоднократно осуществляли обзвон Петроградского отделения – в обход его руководства – с предложениями выйти из партии, что порождало естественные обиды и раздражение. Все эти обзвоны с целью спровоцировать людей на выход из партии были справедливо сочтены Бюро "Яблока" прямо противоречащими уставу. В феврале 2017 года дело дошло до того, что к людям на дом направлялся помощник М.И. Амосова по договору, который диктовал им заявления о выходе из партии. Так велась "внутрипартийная борьба", – пишут авторы обращения.
В конце они призывают однопартийцев пройти перерегистрацию и выбрать "новое руководство".
Что будет дальше?
Сам Михаил Амосов утверждает, что в ответном письме бунтовщиков не опровергнуты доводы из его с Вишневским заявления. В комментарии ЗАКС.Ру он отметил, что решение федерального бюро о перерегистрации, когда в местных отделениях было уже выбрано более половины от необходимого числа делегатов, "деструктивно", но в любом случае ему необходимо подчиниться.
– Это письмо подписал только один член городского и федерального Бюро – Александр Кобринский. Большинство нашего бюро и людей, представляющих Петербург в федеральных [партийных] структурах, поддерживают нашу позицию, – сказал Амосов.
Но добавил, что не может точно сказать, сможет ли он сохранить свой пост на предстоящей после перерегистрации конференции.
Сам Кобринский утверждает, что его желание сменить руководство РО вовсе не означает, что он "враждебно" настроен в отношении своего однопартийца – Амосова. Он также воздержался от того, чтобы называть имена альтернативных бывшему руководителю кандидатур.
– Я не могу ответить на этот вопрос. Для того чтобы называть чье-то имя, надо с ним поговорить. 99,9%, что это буду не я. Кандидатов еще нет. Когда они появятся, то я буду из них выбирать, – сказал Кобринский.
Депутат городского парламента от фракции Партии роста, бывший глава отделения петербургского "Яблока" Максим Резник отказался давать подробный комментарий. Но он отметил, что "эта ситуация не идет на пользу взаимодействию оппозиционных сил в Петербурге".
Член федерального бюро, зампред "Яблока" Николай Рыбаков заявил, что "все вопросы будут решены на партийной конференции, которая пройдет после перерегистрации".