ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Новости 8 июня 2006, 14:31

Большинство депутатов ЗакСа не считают величину избирательного фонда на будущих выборах в городской парламент дискриминационной

Законодательное Собрание Петербурга недавно рассмотрело во втором чтении закон о выборах в городской парламент. Одна из поправок внесенных в документ установила величину избирательного фонда для избирательных объединений в размере 600 миллионов рублей. Таким образом, величина избирательного залога для партий желающих принять участие в выборах, и которая по закону равна 15% от величины избирательного фонда, устанавливается в размере 90 миллионов рублей, что ставит серьезные проблемы перед рядом партий, не представленных в Государственной Думе. Конечно, вместо внесения денежного залога, избирательное объединение может заняться сбором подписей избирателей, но как показала практика последних выборов, подписные листы становятся очень удобной мишенью для предъявления различных претензий и снятия кандидата или партии с выборной дистанции. Прокомментировать данную поправку корреспондент ЗАКС.Ру попросил ряд депутатов Законодательного Собрания и специалистов в избирательном законодательстве.

Михаил Амосов, "Демократическая фракция":
На мой взгляд, выборы не должны превращаться в соревнование денег, а общая сумма избирательного фонда в 600 миллионов рублей это очень большая сумма. То есть это означает фактическое снятие "потолка". Еще ни одна партия таких денег на выборах в Санкт-Петербурге не тратила и вряд ли потратит. Вообще, это даже, наверное, некоторое издевательство над федеральным законом, который говорит, что вы должны установить "Потолок", но он устанавливается у нас таким, что его вряд ли кто-то достигнет. Образно говоря, потолок на высоте трех километров это уже не потолок. Что же касается величины избирательного залога, то, на мой взгляд, это вещь вторичная, хотя это и неприятно для партий, не представленных в Государственной Думе.

Наталия Евдокимова, "Демократическая фракция":
"Понятно для чего все это было сделано. Закон направлен против тех, у кого таких денег нет или тех, кто не является "Правящей партией" и не прошел в Думу. То есть это дальнейшее развитие "демократии". Что же касается сбора подписей вместо внесения залога, то давайте вспомним судебные процессы, связанные со сбором подписей Михаила Амосова на выборах губернатора. Эти судебные процессы ничем ни кончились. То есть закон разработан по принципу "Либо "Единая Россия", либо никто".

Олег Нилов, фракция "РПЖ":
"Величина избирательного фонда была для всех партий "засадой". Когда мы разложили эту цифру на 50 округов, то она оказалась в разы меньше, чем на прошлых выборах. Чего таить греха выборы всегда проходят по верхнему финансовому пределу или с его перебором, Кто-то всегда рискует и "перебирает" фонд. Снять же по суду представителей партий - каких-то нельзя, каких-то можно, а каких-то желательно. Поэтому, если выбирать между двух зол, то побеждает сегодняшняя версия закона именно тем, что легитимизируются реальные расходы на выборах. Это разумно и правильно. Закон, конечно, будет существенно ограничивать количество мелких партий, участвующих в выборах, но тем самым он ограничит количество партий, морочащих голову избирателю. Я вообще сторонник двухпартийной системы одна партия представляет государственников и чиновников, которая всегда будет, и другая социал-демократического толка. Спектр надо конечно подкрасить зелеными цветами экологическими и красным, который в нашей стране обязательно всегда будет".

Терентий Мещеряков, фракция "Единая Россия":
"Когда принималась данная поправка, мы говорили, прежде всего, о выводе из тени выборных процессов. Мы видели, что в других субъектах Федерации на выборах формально оглашалась одна сумма избирательного фонда, а на деле тратились совсем другие деньги. Поэтому в данном случае мы стремились сделать расходование денежных средств на выборах максимально прозрачным. Если же говорить о величине избирательного фонда, то, наверное, если партия хочет принять участие в выборах, то она должна обладать определенным финансовым ресурсом. Я не вижу здесь никакой дискриминации".


Виктор Евтухов, фракция "Единая Россия":
"90 миллионов это большая сумма, но ведь вместо ее внесения можно собрать подписи избирателей. Маленьких партий на выборах нет все они федеральные и если участвуют в выборах, то должны иметь свое представительство в регионе в виде регионального отделения. А сбор подписей для них станет и хорошей рекламной кампанией".


Виталий Мартыненко, фракция "Единая Россия":
"Я бы не смешивал партии и партийки. За партией стоят избиратели, и надо исходить из их количества, а не из того, что какая-то группа людей провозглашает какие-то тезисы и хочет нарастить на этот стержень мясо в виде своих избирателей, поманив их морковкой. Поэтому я считаю норму об избирательном фонде рациональной".

Аркадий Крамарев, фракция "Единая Россия":
"То, что избирательный фонд великоват это точно, и это послужит препятствием для некоторых партий. Но это не дискриминация. Мы приняли именно такое решение, и соответствует оно справедливости или нет - это другой вопрос. Хотя на мой взгляд, соответствует очень и очень средне. Но, тем не менее, мы вправе принимать такие законы для того, чтобы ограничить мелким непонятным группировкам доступ в парламент. Вообще, я не возьмусь судить об уровне платежеспособности наших партий, но некоторые небольшие партии обладают здесь огромными деньгами".

Игорь Матвеев, фракция "Единая Россия":
"Если партия ощущает поддержку населения, то она будет в состоянии собрать необходимые средства в избирательный фонд. Сколько нужно набрать голосов, чтобы пройти в Законодательное Собрание? Семь процентов от 2,5 миллионов избирателей. А это примерно по 300 рублей с человека. Это не так много".

Владимир Еременко, фракция "Единая Россия":
"С точки зрения мелких партий величина избирательного фонда, конечно, выглядит как дискриминация. Но у крупных партий иная точка зрения боритесь за избирателя и расширяйте свои ряды, тогда у вас появится финансовые возможности для проведения избирательных кампаний. Я понимаю, что есть некая общая стратегия партийного строительства, которая заключается в том, чтобы переходить к двух-трех партийной системе. Этот вариант с точки зрения современной политической практики обеспечит наибольшую устойчивость политической системы. Поэтому вопрос о залоге вписывается в русло укрупнения политических партий и создания партийных стабильных структур".

Игорь Михайлов, фракция "Единая Россия":
"Можно вообще не устанавливать величину избирательного фонда и соответственно залога. Но тогда какой смысл в выборах? Ведь выборы это своеобразная селекция, отбор. И к финальной выборной процедуре, когда избиратель опускает в урну для голосования бюллетень, государство должно создать систему фильтров. Если их не делать, то мы получим камарилью 98-го года, когда на каждый депутатский мандат претендовало, если я не ошибаюсь, до 30-ти соискателей и избиратель просто путался. Карликовая партия, если дать ей возможность участвовать в выборах, может потом и сможет как-то повлиять на решение проблем Петербурга, но надо понимать, что на сегодняшний день законодательство РФ таково, что у субъекта Федерации осталось недостаточное количество полномочий из 250-ти предполагаемых полномочий совместного и прямого ведения, осталось75. И маленькая пария не сможет решить проблемы в комплексе, поскольку у нее нет представительства в достаточном количестве субъектов Федерации и в центре. Поэтому идет ориентация на крупные партии, которые способны решать задачи такой огромной страны, как Россия. Только они могут обеспечить взаимосвязь субъектов Федерации и федеральных структур власти через Государственную Думу. А маленьким партиям следует определяться с теми, кто им ближе и вливаться в крупные партии. Карманная местечковая политика отходит в небытие".

Алексей Белоусов, фракция "Единая Россия":
"У нас в городе существуют небольшие партии, например "Партия Жизни", которая по социологическим опросам набирает всего 1,5% предпочтений избирателей, имеет на данный момент, наверное, самый большой бюджет среди петербургских отделений других партий.
Или, к примеру, ЛДПР у них традиционно высокий бюджет. Они имеют минимальную фракцию в ГосДуме, и сейчас распалась фракция в Законодательном Собрании, но по внешним проявлениям и по той активности, с которой они проводят затратные мероприятия в городе, можно сказать, что большой избирательный залог их не смутит. Вообще если вспомнить недавние избирательные кампании, то целый ряд небольших партий имели очень большие финансовые возможности, измерявшиеся миллионами долларов. Поэтому норму закона об избирательном фонде вряд ли можно назвать дискриминационной".

Сергей Никешин, фракция "Единая Россия":
"Любая политическая деятельность предполагает наличие финансовой базы. Если у партии нет денег, то эта партия маргиналов или люмпенов. Любая политическая деятельность предполагает структуру, организацию и планомерное развитие, что, естественно, невозможно без финансовой составляющей. Вообще давайте поставим вопрос несколько по-другому. Почему мы говорим, что нам необходим средний класс? Потому, что это основа общества. Это люди, которые имеют определенное финансовое состояние и по наличию в обществе среднего класса можно судить о состоянии общества. Почему мы такой же принцип не можем применить к партиям? 90 миллионов рублей это критерий оценки "среднего класса" партий".

Александр Гнетов, председатель горизбиркома:
"Я как первое лицо горизбиркома смотрю на закон как технолог. Господа депутаты решили сделать его именно таким, а почему именно таким спросите это у них. Закон принимается с целью влияния на какую-либо ситуацию, и если депутаты считают, что в данной ситуации следует ограничить наличие мелких партий, то принятие закона это умышленное действие в рамках законодательства, направленное на минимизацию мелких партий. Оспорить это трудно, потому, что, повторю, они действуют в рамках законодательства. Мало того, есть такая же практика в западноевропейских странах, когда количество партий ограничивается именно таким образом, для достижения устойчивости политической системы".

Дмитрий Краснянский, заместитель председателя горизбиркома:
"Если 600 миллионов разделить на 53 кандидата, то на каждого получается сумма порядка 400 тысяч долларов. Мне говорили, что на прошлых выборах депутатов Законодательного Собрания эта сумма доходила чуть ли не до миллиона. У нас была и другая крайность 300 тысяч рублей и практически все кандидаты из нее "вылезли". При планке в 600 миллионов рублей для избирательного объединения, есть надежда, что этих денег "по-белому" хватит. Я не вижу здесь дискриминации. Небольшие партии могут оперировать меньшими суммами, что же касается величины избирательного залога в 90 миллионов рублей, то если кто-то считает, что такую сумму вносить жалко, тем более, что шансы попасть в собрание "задумчивые", то можно собирать подписи избирателей. Конечно этот процесс грозит "чреватыми последствиями", но если собирать реальные подписи реальных граждан, то никаких таких последствий не будет".

Михаил Бродский, представитель губернатора в ЗакСе:
"Пожалуй, следует подумать над этой цифрой. Но по моему мнению, разработчики закона стремились привести нас не к многопартийной системе, а к системе из 3-4-х партий. Если говорить о петербургском парламенте, то понятно, что больше чем 4-5 партий не смогут организовать свою фракцию, поэтому закон для формирования Собрания неплох. Я знаю многие парламенты за рубежом, где есть по одному представителю какой-то партии, но они никакой роли в парламенте не играют и не могут выполнить своих предвыборных обещаний из-за отсутствия влияния на процесс принятия решений. В свое время была большая дискуссия о том, сколько надо минимально человек, для организации фракции в ЗакСе, и сейчас остановились на 5-ти, но чем меньше группа, тем более она "инструментальна" и не способна оказать влияние на решения большинства. Получается обман самих себя можно говорить, что представлена широкая палитра мнений, но эти мнения Собранием не учитываются. Так что с точки зрения роли, которую парламент играет в обществе, я считаю, что в нем не должно быть много партий".

Борис Вишневский, политолог:
"Об этом сказал еще Владимир Ильич Ленин "формально все правильно, а по существу - издевательство". То, что предельный размер избирательного фонда 600 миллионов рублей это конечно хорошо в том плане, что не нужно будет думать, как исхитриться расходы на выборы показать легально, потому, что на прежних выборах всем было понятно, что те расходы, которые официально несли кандидаты, просто не позволили бы вести агитацию.
Так что величина избирательного фонда сама по себе не так страшна, если бы к величине избирательного фонда не был привязан избирательный залог. Когда такой залог равен трем миллионам долларов, это означает, что никакие оппозиционные политические силы внести его не смогут. У нас существует такое жесткое давление власти на бизнес, что никто из бизнесменов просто не рискнет давать такую сумму, а из частных пожертвований ее тоже не соберешь. Значит, путь внесения избирательного залога закрыт для партий, не имеющих фракций в Государственной Думе. Остается только сбор подписей, где очень легко можно отсечь от выборов неугодных. Поэтому я бы решение об увеличении избирательного фонда назвал просто решение о недопущении оппозиции даже в избирательный бюллетень. Хочу кстати напомнить, что при выборах в Государственную Думу размер избирательного фонда составлял 400 миллионов рублей, но там партия должна была внести залог за список из примерно 500 кандидатов на всю страну. А здесь на 53 кандидата сумма в полтора раза больше. И еще одна математическая операция: до сих пор существовало некое примерное соотношение сумма залога, поделенная на количество подписей необходимых для регистрации, является "ценой" подписи, то есть средствами для оплаты изготовления подписных листов и труда сборщика подписей. Сумма избирательного залога должна быть примерно адекватна тем расходам, которые несут кандидаты при сборах подписей и понятно, что здесь сильного диссонанса быть не должно. Теперь поделим залог в 90 миллионов рублей на 35 тысяч подписей. Получится сумма около 2500 рублей. Мне приятно, что "Единая Россия" так высоко ценит голоса граждан, только ей самой собирать подписи не требуется".


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама