Если бы все было так, как говорит Невзоров, то его бывший коллега по программе "600 секунд" - депутат ЗакСа 3-го созыва Сергей Гуляев - существенно поправил бы свое материальное положение. Ведь в ходе "Марша несогласных" омоновцы бросили Гуляева спиной на каменные ступени колокольни городской Думы, а затем так душили, что депутат потерял сознание.
Пива не обещаю
- Нечто подобное тому, что испытал 3 марта на Невском, я пережил в Афганистане, под Кандагаром, - рассказывает Сергей. - Я был старшим колонны. Под Кандагаром тогда шли тяжелые бои. У нас двое бойцов получили ранения: одному оторвало палец, а второму разворотило ступни. Мы жгутом перевязали им раненые конечности, кровь остановили, но парней надо было срочно доставить в госпиталь, иначе у них могла бы начаться гангрена. Мы попросили прислать "вертушку" и забрать раненых. Но вертолетчики ответили: "К вам мы сейчас не полетим - нас просто подстрелят. Но если доставите раненых до элеватора, тогда попробуем". Мы посмотрели, где эта площадка, - вся дорога до нее простреливается.
- Есть желающие отвезти раненых? - спросил командир бригады.
- Если только за кружку холодного пива, - пошутил я.
- Пива не обещаю, но поедешь ты.
И я поехал. Вся дорога была в воронках, располагавшихся в шахматном порядке. Прилетела "вертушка", мы погрузили раненых, передохнули и благополучно добрались обратно. Прорвались!
А 3 марта мы прорвались на Невский. Я видел, как разрозненная толпа превращается в коллектив, в один большой живой организм. Мне кажется, что остальные в тот момент испытывали нечто похожее.
Парень из династии
- Я из офицерской династии, - рассказывает Гуляев. - Мой отец, дед и прадед были офицерами. Родился в Белоруссии, рос под Калининградом. На офицера учился во Львове в военно-политическом училище, где был единственный в СССР факультет, готовивший военных журналистов".
В старших классах Сергей встал перед дилеммой: кем быть. С одной стороны, вроде вся ясно - офицером. Как дед и отец. С другой - он увлекся журналистикой и с 15 лет писал статьи для местной газеты. Выход был найден благодаря существованию Львовского училища.
Гуляев женился на львовянке, и в 1983-м семья молодого лейтенанта отправилась в Туркестанский военный округ. Сергей обещал жене, что в Афганистан не поедет. Но не успел он приехать, как кадровики поставили перед молодыми офицерами вопрос: кто хочет исполнить интернациональный долг? Нужен один желающий.
"Я сказал жене, что хочу поехать на год. Она ответила: "Поезжай". Прослужил в Афганистане два года, а жена меня ждала год, как и обещала..." Такая вот история.
Потом Гуляев оказался в Чернобыле. У него немало наград. Но вопросы вызывает лишь одна - орден Красной звезды.
- Пока я служил в Афганистане, меня трижды представляли к наградам, в том числе и к Красной звезде: дважды за Кандагар, а потом за бои под Гардезом. Бумаги уходили в Москву, но ответа не приходило. Уже после развала СССР мне сказали, что в Москве выдают ордена тем, на кого были сделаны представления, но до кого награда не дошла. Я поехал, и мне выдали орден вместе с орденской книжкой, подписанной Сажи Умалатовой (т.н. председателем президиума Съезда народных депутатов СССР - Д.Ж.). Официально вручить не могли, потому что Союза не существовало, а сам орден был отменен".
Шнурки от ботинок
Гуляев работал в окружной газете "На страже Родины". Затем от ЛенВо его командировали на телевидение, где он и познакомился с Невзоровым. В марте 1992 г. тот попросил подменить его в эфире. Сергей согласился и горько пожалел.
- Это был кошмар. Вроде бы чего проще: сиди и говори в камеру. Но я как представил, что на меня смотрит вся страна! Начал запинаться... Казалось, эти 600 секунд не истекут никогда. Потом поклялся, что никогда в эфир не выйду. Писать статьи, собирать материал, снимать - пожалуйста. Но в эфир - никогда!
Однако Невзоров убедил, что бояться нечего, со временем придет опыт, и все будет нормально. Так и вышло - Гуляев привык работать в прямом эфире.
С Невзоровым он отработал полтора года. Именно как ведущие и редакторы "600 секунд" Невзоров и Гуляев получили премии КГБ СССР в области кино, литературы и искусства. Точнее, им дали документы, что они такие премии получили.
Из "600 секунд" он ушел из-за того, что Невзоров не стал ставить сюжет о событиях 3-4 октября в Москве. По словам Гуляева, дело было так:
- Невзоров с компанией, куда входили командир рижского ОМОНа Чеслав Млынник и небезызвестный Роман Цепов, поехали в Москву на автомобилях. Невзоров делал все на показуху: чтобы видели - он едет защищать Белый дом. Их, естественно, вели от самого Питера и под Москвой остановили. Млынник сумел скрыться, ему нельзя было попадаться, поскольку Латвия добивалась от России его выдачи. А Невзорова органы закрыли на несколько часов. Так что до Москвы он не доехал.
4 октября танки расстреляли парламент, а утром 5 октября мы получили кадры, где запечатлено, как в ходе обстрела погибали люди - и защитники Белого дома, и просто прохожие. Я полагал, что эти кадры нужно поставить в эфир. Но Невзоров, который уже успел вернуться, решил не выходить в эфир.
Никогда не забуду, что он сказал: "Меня, Невзорова, под Москвой держали в КПЗ, заставили вынуть шнурки из ботинок, и мы - в знак протеста - не выходим! Если они Верховный Совет, где сидели депутаты, из танков расстреляли, то нас прихлопнут, как мух!"
В Москве люди гибли пачками, а он не мог пережить, что его, такого великого, заставили вытащить шнурки из ботинок! В итоге 5 октября "600 секунд" вообще не вышли. Не вышли они и 6-го. Все закончилось тем, что Бэлла Куркова сказала: "Если вы не выходите в эфир, мы займем это время другой передачей".
Руководитель пресс-службы Невзорова Т. Комиссарова не согласна с такой интерпретацией. По ее словам, в Москве Невзоров был, а арестовали его на обратном пути. Программа же была закрыта по распоряжению правительства еще 1 октября.
Сейчас бывших коллег нельзя назвать приятелями.
- Складывается ощущение, что Невзоров - полностью деградировавшая личность. Такого поноса мыслей я давно не слышал. Он просто поступил в услужение к Матвиенко и выполняет грязную заказную работу, - так Гуляев прокомментировал слова Невзорова в эфире "5 канала".
Демократ-государственник
Во второй половине 90-х Гуляев начал входить в политические круги, работая помощником на общественных началах депутата Госдумы Сергея Бабурина. Не исключено, что благодаря протекции Бабурина его пригласили на должность главного редактора телевидения Рязанской ГТРК.
- Мы сделали качественное телевидение. В репортажах простым языком рассказывали о нормальных людях. Мультфильмы показывали только советские - никакого Диснея. Фильмы - в основном, наши, а если иностранные, то шедевры 60-70-х гг.
В 1999-м Гуляев вернулся в Петербург, а потом как спецкор ИТАР-ТАСС работал в Чечне. Причем решение ехать в Чечню он принял в тот вечер, когда узнал, что жена, Снежана, ждет второго ребенка. О Чечне Гуляев написал книгу.
В 2002-м Сергей решил попробовать свои силы как политик и выставил свою кандидатуру на выборах в ЗакС.
- Когда мне позвонил Станислав Еремеев (сейчас глава петербургского отделения СПС - Д.Ж.) и предложил идти на выборы по единому списку "Яблока" и СПС, я вначале опешил и подумал, что он издевается. Я всегда воспринимал эти партии как оппонентов. Но Станислав убедил меня, что ситуация изменилась и мы - союзники.
Гуляев не скрывает, что вначале политика Путина казалась ему правильной, направленной на укрепление государства. Но вскоре убедился, что бюрократическая вертикаль, наоборот, ослабляет государство.
- Теперь все зависит от одного человека, от его воли. И случись что-нибудь с президентом, все рухнет. Или власть возьмет кто-нибудь вроде Жириновского. Чтобы этого не произошло, нужны честные выборы. Причем Россия должна стать парламентской республикой, где премьер отчитывается перед парламентом, а президент выполняет лишь представительские функции. Утверждение, что русский народ нуждается в царе, - бред, вранье. Людям нужно доверять и спрашивать их мнение. Тогда бардака в стране будет меньше.
Гуляев убежден, что советский патриотизм, от которого он и не думает отказываться, вовсе не противоречит его демократическим убеждениям.
- Если Россия станет сильной демократической страной, то она будет привлекать соседей. А что сделал "сильный президент"? Он настроил против России исконных ее друзей - Грузию, Украину и даже Белоруссию.
Чтобы донести до людей свои убеждения, Гуляев вновь собирается выйти на Марш несогласных. Сделает он это 15 апреля.
Автор Дмитрий Жвания.
Материал предоставлен еженедельником "Дело".