ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 февраля 2010, 19:39

Муниципалитеты готовят к переменам

Местное самоуправление в Петербурге ждут большие перемены. Смольный и Законодательное собрание готовят сразу несколько инициатив, кардинально меняющих облик муниципальной власти. В результате округа, во-первых, разделят на несколько категорий, во-вторых, наделят их разными полномочиями и объемами финансирования. По словам разработчиков реформы, завершиться все должно реализацией давней мечты Валентины Матвиенко — укрупнением муниципалитетов.

В комиссии по местному самоуправлению петербургского ЗакСа готовят поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в действующий нормативный акт "Об организации МСУ в Петербурге". Напомним, в первом чтении депутаты приняли его 20 января, несколько перекроив полномочия местной власти — одни прибавили (например, согласование адресного перечня территорий для выгула собак), другие отобрали (например, установку входных дверей в парадные, которую посчитали нецелевым использованием финансовых средств).

Больше разных полномочий
Инициатива, как сообщили в комиссии, готовилась около восьми месяцев. За это время Госдума изменила федеральный закон о местном самоуправлении, и ко второму чтению смольнинский законопроект обрастет новыми поправками. Губернаторскую норму по организации муниципалами занятости заменит федеральная, с расширенным списком категорий для временного трудоустройства (туда войдут безработные выпускники учреждений профобразования 18–20 лет) и полномочиями в организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В пункт о благоустройстве добавятся содержание и уборка контейнерных площадок на территориях дворов. Также будет внесена принципиально новая норма о возможности введения дополнительных требований к кандидатам на пост главы местной администрации, работающим на контрактной основе.

Пока в Смольном разрабатывали закон, муниципальные образования не вылезали из судов по поводу своих полномочий. В прошлом году сразу несколько МО были лишены ЗакСом полномочий по согласованию со Смольным. Но муниципалы обратились в Уставный суд. Сначала восстановили полномочия МО "Сосновское", потом были приняты аналогичные постановления по Парнасу, Коломне и Георгиевскому. Суд решил, что исключение у местной власти полномочий из общего списка противоречит городскому уставу.

В ходе судебных разбирательств и обратили внимание на особенности МО. "Есть спальные районы и центральные, территории, граничащие с акваторией, промышленные зоны и МО с развитой улично-дорожной сетью", — перечисляет специалист комиссии ЗакСа по МСУ Дмитрий Панюшкин. По его словам, возник вопрос, какими полномочиями наделять муниципалов и как их классифицировать. Он приводит пример с Дворцовым округом, где нет дорог местного значения в отличие от МО "Горелово", а деньги на их ремонт перечисляются.

Чтобы исправить такую "несправедливость", комиссия подготовила и поправку в Устав Петербурга, согласно которой полномочия и источники доходов каждого муниципалитета будут определяться отдельным законом, "исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства". В соответствии с этими изменениями в законопроект "Об организации МСУ в Петербурге" будет внесена еще одна группа поправок, рассказал председатель комиссии по МСУ Сергей Соловьев. Он разрабатывает первый законопроект из этой серии, где будет объясняться понятие особенностей муниципальных образований, которые могут быть экономического, географического и территориального типа. Кроме того, там будут обозначены общие вопросы для всех МСУ в равной степени — их 32 , и особенные — 12 для внутригородских округов, 15 — для поселков, 21 — для городов. Депутат отметил, что подготовленный документ еще не прошел юридическую экспертизу.

Соловьев опроверг обвинения, что поправка имеет политическую подоплеку, заметив, что "практически во всех муниципалитетах "Единая Россия" имеет большинство". "Полномочия будут одинаковыми для МО каждой категории и не будут ущемлять ничьи интересы", — уверяет он.

В рабочем варианте закона местное самоуправление основано "на объективных характеристиках, территориальных, географических, культурных, экономических и иных особенностях МО", которые будут установлены для определения полномочий каждого муниципалитета. Предлагается учитывать социально-экономическую, технологическую и прочую взаимосвязь территорий, единство рынка товаров и услуг, требующих согласованного решения органов госвласти и муниципалитетов по вопросам, которые затрагивают жизнь одного или нескольких субъектов МСУ.

Так, к полномочиям поселков отнесут содержание и сохранение мест погребений, воинских захоронений и мемориалов, текущий ремонт и содержание дорог в границах МО, унификацию указателей с названиями улиц. А городские МО, например, должны будут утверждать адресные программы размещения объектов розничной торговли, организовывать парковки и автостоянки, содержать муниципальные учреждения дошкольного образования.

Муниципалитеты равны, но не одинаковы
Как рассказал Соловьев, следующим этапом будет разделение МО на более мелкие категории по особенностям. Работа будет вестись совместно с бюджетно-финансовым комитетом ЗакСа и финансовым комитетом Смольного. Для этого две недели назад во все муниципалитеты были разосланы методические указания по мониторингу и оценке эффективности деятельности. Проверку расходования местных бюджетов проводят органы госвласти. Также депутатам надо будет принять закон, регламентирующий источники дохода каждого муниципалитета. "Если раньше не будут приняты решения по укрупнению муниципалитетов", — уточняет Соловьев и раскрывает главную интригу реформы МСУ.

"Необходимость изменения системы местного самоуправления в Петербурге очевидна: наличие 111 МО не соответствует современным требованиям: не позволяет передавать им серьезные полномочия и материально-техническую базу, не хватает специалистов", — сетует депутат. Пожелания по изменению субъектов МСУ в сторону их укрупнения неоднократно высказывала Валентина Матвиенко, причем это происходило из года в год. Но теперь процесс активизировался. Президент поставил задачу реформирования политической системы, в том числе повышения эффективности расходования бюджетных средств, напоминает Соловьев. Он предполагает, что существует высокая вероятность изменения системы МСУ.

Больше местной власти или меньше
В последние месяцы в этом направлении были сделаны реальные шаги. Еще до нового года Смольный разослал в муниципалитеты письма, чтобы узнать взгляды на будущее устройство МСУ. Правда, точки зрения разошлись: "Мнения муниципальных образований и госвласти не совпадают", — заметил председатель комиссии по МСУ, рассказывая о проведенном опросе. Несмотря на это, в конце года в госрезиденции К-2 прошел семинар с участием глав всех МО, где губернатор заявила, что "пора от слов переходить к делу". Следующий этап — подведение итогов работы местной власти за год, считает Соловьев. Дмитрий Панюшкин также добавил, что на прошлой неделе в резиденции К-5 состоялось заседание совета муниципальных образований, где тоже обсуждались варианты укрупнения органов МСУ. Будет сформировано и мнение Законодательного собрания, уверен Соловьев.

Депутат подчеркнул, что инициатива исходит от Смольного и уже звучат цифры, сколько же должно остаться МО в Петербурге после их укрупнения. Обсуждавшийся несколько лет назад вопрос о двухуровневой системе МСУ в Петербурге, по словам парламентария, закрыт, "создавать ее не имеет смысла". Например, глава Комитета по взаимодействию с органами МСУ администрации губернатора Георгий Мещеряков считает, что должно быть 48 муниципалитетов. А губернатору, ссылается Соловьев на Мещерякова, больше нравится число 18.

По его словам, у каждого варианта есть свои достоинства. Образование 48 округов будет совпадать с избирательными округами на выборах в ЗакС, что выгоднее депутатам. "Для управляемости городом губернатору более эффективно будет взаимодействовать с 18 МО", — уточняет противоположную позицию Панюшкин. Эта идея далеко не нова — экс-руководитель администрации губернатора Виктор Лобко год назад выступал с идеей законопроекта, предполагающего укрупнить муниципальную власть до уровня районов.

Модель с 18 округами заставит депутата "болеть душой не за один из шести МО в Адмиралтейском районе, а за весь район", — отчасти согласен Соловьев. Кроме того, "депутаты районного уровня могли бы спрашивать с органов госвласти", говорит он, не отрицая, что в случае укрупнения МО до 18 возможна конкуренция между депутатами ЗакСа и МО. Есть, отметим, в этом случае и опасность возникновения конкуренции между местной властью и исполнительной — поэтому вариант Лобко и предполагал назначение глав МО по представлению губернатора. Но это противоречит европейской Хартии о местном самоуправлении и Конституции Российской Федерации.


Леонид Стогов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама