ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 19 декабря 2008, 20:24

Муниципалов хотят "повысить"

Сегодня вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко заявил о готовности разработать закона "О городах федерального значения". Согласно закону, предполагается изменить систему органов местного самоуправления в Москве и Петербурге. В частности, в Петербурге предполагается укрупнить муниципальную власть до уровня районов, а глав назначать по представлению губернаторов. Напомним, что Лобко уже не в первый раз выходит с такой инициативой на федеральный уровень, однако ранее его проекты отвергались.

Согласно европейской Хартии о местном самоуправлении и Конституции Российской Федерации, муниципальная власть должна быть отделена от государственной. Именно поэтому в 1996 году был принят 131-й федеральный закон "О местном самоуправлении", где разграничивались полномочия государственных и муниципальных органов. До этого, к примеру, в Москве главы муниципальных районов назначались мэром. Но, как показывает новейшая история, такие изменения возможны так же, как это происходило с назначением губернаторов.

 Сам Виктор Лобко в блиц-интервью корреспонденту ЗАКС.Ру немного прояснил свою идею.

- Когда это может произойти?
- Не хочу загадывать, но мы над этой проблемой работаем уже три года, пытаемся убедить и доказать Федеральному собранию, что данные изменения в законодательстве можно сделать, не внося изменений в Конституцию.

- Как губернатор будет участвовать в назначении глав муниципалитетов?
- Речь идет не о председателе совета, которого должны избирать граждане, а о главе администрации, которого избирают депутаты. Вмешиваться в выборность, конечно же, невозможно, но почему бы не участвовать в назначении главы администрации и губернатору? Это мы и пытаемся доказать Федеральному собранию, но для этого приходится тратить годы и мешок нервов.

- Не означает ли разработка закона о городах федерального значения, что Петербург отказывается от планов объединения с Ленобластью?
- Я не думаю, что надо хоронить то, чего нет. Время – это самый мудрый советчик, мы все равно к этому придем, другое дело - на какой правовой основе. Сегодняшняя правовая база не дает возможности от такого действия получить максимальный эффект, а дает лишь дополнительные проблемы. Поэтому объединение возможностей и усилий города и области – это абсолютно разумно. То, что надо объединять усилия, - несомненно, а вот над правовой базой надо долго думать, чтобы не наделать ошибок.

- Повлияет ли нынешняя кризисная ситуация на формирование муниципальных бюджетов в условиях секвестра бюджета?
- По муниципальным бюджетам я бы сейчас не хотел говорить и озвучивать цифры секвестра. А по городскому бюджету сокращения очень серьезные.

- Гарантированно город чего лишится?
- То, без чего можно прожить.

- А именно?
- Это строительство с большими капитальными вложениями, и все проекты, которые еще не начаты. А вот без чего нельзя прожить так это без зарплат бюджетников, пенсий и других социальных вопросов.


Cейчас в Петербурге 111, а в Москве - 129 муниципалитетов. В каждом муниципалитете есть представительный орган, состоящий из избранных населением 10-15 муниципальных депутатов, и исполнительный орган - муниципалитет. Глава исполнительного органа в Петербурге, как и в Москве, может назначаться депутатами на основе результатов проведенного конкурса либо,  как в некоторых районах Москвы, быть избранным из состава депутатов, совместив должность руководителя исполнительного и представительного органа. Глава муниципалитета отчитывается перед депутатами о своей деятельности, а депутаты утверждают бюджет, по которому живет муниципалитет. Круг полномочий муниципалитетов, который определен вышестоящим представительным органом и сильно ограничен. Соответственно, и деньги, которые собирают муниципалитеты под эти полномочия, незначительны: в Москве все бюджеты муниципалитетов составляют 0, 3 процента от бюджета Москвы, а в Петербурге, где полномочий чуть больше – 3 процента.

Такое количество муниципалитетов затрудняет возможность оперативного воздействия на них со стороны государственных органов. В Москве, параллельно с муниципальной властью, в каждом муниципальном образовании создает еще и орган администрации города – районная управа, именно она выполняет основную часть муниципальных функций по ЖКХ, благоустройству, озеленению. В Санкт-Петербурге такой орган находится на уровне районов. Возможно, именно поэтому появилась идея укрупнения муниципальных органов власти.

Напомним, что еще 2003 году обсуждался вариант двухуровневой системы МСУ, предусматривающий сохранение существующих округов и создание над ними 18 районных органов МСУ. Сразу после выборов губернатора лидеры фракций СПС и "Яблоко" в ЗакСе предложили концепцию двухуровневой схемы местного самоуправления, которую они разработали вместе с представителями КПРФ-НПСР, "Единой России", горизбиркома и юридического факультета СПбГУ. Согласно этому документу муниципальная власть должна формироваться в 13 районах города и 9 пригородах. При этом районные администрации становятся не структурными подразделениями Смольного, а исполнительными органами МСУ. Но их руководителей местные советы избирают исключительно по представлению губернатора - такое условие разработчики предусмотрели по личной договоренности с Валентиной Матвиенко, позволив ей сохранить контроль за главами районных администраций и одновременно переложить ответственность (например, за решение проблем в сфере ЖКХ) на районных муниципалов (актуальность такого подхода еще ощутимее после ликвидации одномандатных округов ЗакСа). Одновременно авторы предложили губернатору наложить мораторий на перевыборы 111 действующих органов МСУ (ликвидировать которые можно только на основе референдума), что фактически привело бы к отмиранию "лишней" структуры.

Аргумент  либеральных партий  в пользу укрупнения  партий был понятен – чем больше муниципалитет, тем больше полномочий у муниципальных депутатов, тем больше муниципальный бюджет и возможность влиять на жизнь избирателей. Ведь депутаты даже не могут организовать компьютер в подарок школе, или решить вопрос о согласовании строительства автозаправки на территории района, не говоря уже об участии в формировании Генплана города.  Но увеличения количества полномочий им никто так и не пообещал.

Позже, в 2006 году, уже в  Смольном уже были подготовлены поправки в федеральный закон, которые позволили бы Петербургу провести укрупнение структуры МСУ. Тогда чиновники хотели, чтобы исполнительным властям Москвы и Петербурга разрешили назначать глав местных администраций, а также формировать контролирующие органы. Тогда Глава губернаторской администрации Виктор Лобко озвучил эти предложения на совещании по МСУ в полпредстве, но они не были поддержаны.По мнению федералов, тогда  должны были истечь сроки полномочий действующих депутатов. Вопрос был отложен до 2008 года, когда истечет срок полномочий муниципальных депутатов Петербурга.

О законе "об особом статусе" вновь начали говорить осенью этого года, в Государственной Думе РФ уже были внесены поправки в федеральный закон об  МСУ, согласно которым депутатов муниципальных собраний можно будет избирать теперь только по партийным спискам, а не по мажоритарной системе. Тогда представители Законодательного собрания уже пробовали аппелировать к "особому статусу" городов федерального значения, и для Москвы и Петербурга эту поправку отменить. Правда, федеральные законодатели припоздали с принятием этих поправок и выборы в муниципальные собрания в марте 2009 года в Петербурге пройдут по старой схеме.

Логика чиновников, при выстроении аргументов "за" укрупнение МСУ проста: структура управления должна быть адекватна выделяемым полномочиям, иначе муниципалы рассматривают местное самоуправление как кормушку. И контролировать их может только прокуратура. Именно поэтому, по мнению чиновников, нужно требовать назначения глав администраций. Существующие муниципальные депутаты Петербурга, действительно, не везде подконтрольны властям города. В их составе есть как независимые, так и представители различных политических партий города

К тому же, получается, что минимальные бюджеты, которые идут под исполнение полномочий муниципалитетов, наполовину уходят на заработную плату сотрудников их администраций. Якобы экономия на ставках сотрудников, тоже аргумент для законотворцев. Но и этот аргумент весьма сомнителен – количество сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, или социальных работников, ставки которых закреплены за муниципалитетами, считается из расчета один человек на несколько тысяч жителей. Если укрупнят муниципалитеты – то и количество сотрудников придется увеличивать.

Недавно президент России Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному Собранию, обратил внимание на вопросы местного самоуправления, и наделения его большими полномочиями. Возможно, в свете этих предложений идеи Лобко вновь станут актуальными после подтверждения итогов мартовских выборов. Такого "разброда и шатания", какой был в 90-х годах и начале 2000-х, на выборах уже не будет. Но будут ли назначенные главы районов "честнее" избранных? Ведь к ним и прокуратуре будет сложнее подойти…

Юлия Малышева
Беседовал Андрей Рысев


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама