ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 марта 2017, 17:57

Линии напряженности Генплана

В Петербурге завершились общественные слушания проекта изменений Генерального плана города. Отдельные градостроительные инициативы, представленные правительством в этом году, повергли часть петербуржцев в шок и трепет. В том, что не устроило в Генплане жителей Северной столицы, разбирался ЗАКС.Ру.

С 27 февраля по 2 марта 2017 года в 18 районах города прошли публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Петербурга. Предложенные городской властью новации затрагивали объекты транспортной инфраструктуры.

Точное количество поправок на сегодня остается загадкой как для их авторов, так и для комитета по градостроительству и архитектуре. Спустя неделю после окончания слушаний массив данных, в котором слились собранные районными администрациями предложения и замечания петербуржцев, все еще обрабатывается.

Итоговые протоколы, как обещает КГА, составят в этом месяце. Затем на их основании будет сформулировано единое заключение. Его подпишет вице-губернатор Петербурга, после чего оно будет рассмотрено на комиссии по подготовке изменений в Генеральный план, где предложения петербуржцев пройдут корректировку. Результаты всей этой работы воплотятся в проект городского закона, его рассмотрит и утвердит Законодательное собрание, и далее проект отправится на подпись губернатору.

В КГА отмечают, что точная дата принятия изменений Генплана пока неизвестна: сейчас можно говорить лишь о приблизительных сроках. Чиновники рассчитывают, что законопроект попадет на стол губернатору этим летом.

В ходе публичных слушаний выяснилось, что многие петербуржцы не поддерживают спешку Смольного, а некоторые нововведения в Генплан вызывают у жителей города серьезное недовольство.

ВСР по головам

Восточный скоростной радиус – новый масштабный проект городской администрации. По замыслу чиновников, будущая магистраль в предлагаемой на сегодня трассировке начнется от Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе Благодатной улицы и в районе деревни Кудрово соединится с Кольцевой автодорогой (КАД). Автостраду проложат вдоль железнодорожных путей, в районе Финляндского моста она пересечет Неву.

В конце декабря 2016 года губернатор Георгий Полтавченко заявлял, что строительство ВСР может начаться через полтора-два года. Проект планируется реализовать по схеме государственно-частного партнерства, то есть аналогично строительству Западного скоростного диаметра. По предварительным подсчетам, стоимость реализации проекта составит 150-160 млрд рублей. Приблизительный срок сдачи объекта – 2028 год.

Для начала проектирования магистрали ее необходимо утвердить в Генеральном плане. Но на стадиях общественных слушаний идея строительства ВСР встретила ожесточенное сопротивление жителей Невского и Красногвардейского районов.

В Красногвардейском за три дня слушаний подали около 700 поправок, в которых просили пересмотреть трассировку ВСР с учетом требований населения района.

Активистка Марианна Алферова пояснила, что в соответствии с существующими проектами прокладки ВСР придется снести множество гаражей, принадлежащих местным жителям. Некоторые участки автострады пройдут вплотную (на расстоянии 4-5 метров) к жилым домам, а в одном из мест скоростная дорога расположится прямо над детским садом.

Районная администрация принимала замечания жителей "с боем", утверждает Алферова. По ее словам, в пятницу, 2 марта, активисты принесли еще 160 поправок, но власти района под разными предлогами отказывались принимать документы. Зарегистрировать свои поправки местные жители смогли только после череды устных разбирательств с чиновниками.

Городской закон обязывает районную администрацию принимать поправки в течении четырех дней после проведенных слушаний. Четвертый выпал на субботу, и, как выяснила Алферова, в этот день сотрудники администрации не регистрировали обращения жителей.

Не испытывают восторга от масштабного замысла городских властей и в Невском районе, на территории которого также пройдет часть скоростной магистрали.

Изначальная трассировка ВСР предполагала, что она проляжет исключительно по промышленным зонам и не затронет жилые массивы. В частности, линия предполагаемой магистрали на улице Латышских стрелков пересекала территорию исправительной колонии №7. В Смольном на протяжении нескольких лет утверждали, что колония не станет препятствием на пути ВСР. Но в итоге городским властям не удалось договориться со ФСИН, и трассу перерисовали: теперь ее хотят пустить вдоль улицы Ворошилова, где она зайдет на жилые кварталы. В том числе – пройдет в непосредственной близости от нового жилого комплекса "Ладожский парк".

Администрация Невского района тоже постаралась минимизировать протесты жителей и нашла довольно изящный способ фактически отстранить их от общественных слушаний по Генплану. Об этом ЗАКС.Ру рассказал руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

– Жителям, которые находятся в шоковом состоянии от переноса трассы ВСР к ним под окна, в 119-м кабинете районной администрации, выражая всевозможное понимание и сочувствие, предлагали записать все свои замечания и пожелания в специальный журнальчик и не приходить на слушания. Утверждая, что таким образом они в них поучаствуют. Но законом такая процедура не предусмотрена. Поэтому ни одно из мнений сотен жителей не попадет в протокол публичных слушаний, – объяснил Карпов.

Впрочем, уловка администрации не сработала, и на слушания, как сообщил портал "Общественный контроль", пришло более 300 человек. В результате бурного обсуждения жители потребовали либо изменить трассировку ВСР, либо выплатить им многомиллиардные компенсации. По мнению владельцев квартир ЖК "Ладожский парк", из-за строительства магистрали стоимость их жилья значительно упадет.

Лидер фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании Алексей Ковалев также подал поправку в рамках слушаний, которая требует оставить трассировку ВСР в первоначальном варианте, не предполагающем пролегание дороги вблизи жилых районов.

Шоссе по домам и ручьям

Жители Пушкина выступили против постройки шестиполосной автомагистрали, которую планируется проложить через часть поселка Александровская. Проект раскритиковали на слушаниях, а общественное объединение "Гражданин Пушкин" подготовило и подало в районную администрацию поправки, запрещающие строительство дороги.

Эта автострада призвана наладить транспортное сообщения города-спутника Южный и Петербурга, но возводиться она будет исключительно за счет городского бюджета, а не застройщика, подчеркивает координатор "Гражданина Пушкина" Александр Беляев.

Проект предполагает, что магистраль пройдет на месте улицы Новые Места, которая расположена между железнодорожными путями и частным сектором. Как отметил Беляев, для возведения автострады придется изымать частную собственность у жителей и сносить их дома или организовывать многоуровневый путепровод. Помимо этого, для реализации плана строительства необходимо осушить безымянный ручей, впадающий в реку Кузьминку, на 50 метров от которого распространяется водоохранная зона.

– Все это потребует колоссальных и абсолютно необоснованных финансовых затрат из бюджета. При этом никакого технико-экономического обоснования по данному вопросу нигде представлено ранее не было, – пояснил градозащитник.

"Гражданин Пушкин" предлагает построить вместо планируемой автострады дорогу в объезд Пушкина и Павловска.

"Строительство объездной дороги вокруг Пушкина и Павловска – приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры Пушкинского района и решение проблемы транзитных потоков через данные населенные пункты. Все основные транспортные потоки должны быть выведены за их пределы в целях сохранения аутентичности пригородной зоны, ее исторического значения и повышения туристической привлекательности", – отмечается в поправке объединения, внесенной в Генеральный план.

Обрезание парков

Недалеко от парка 300-летия Петербурга в Приморском районе планируют возвести гостиницу и спортивный комплекс. По словам куратора "Красивого Петербурга" Романа Шайхайдарова, активисты нашли документы, которые доказывают, что зоны, отданные под застройку, исторически относятся к парку: изначально его площадь составляла примерно 80 гектаров, но теперь она сократилась до 50 гектаров. Чтобы сберечь восточную и западную часть парка, активисты подали поправку на изменение функциональности этих земельных участков. Они считают необходимым изменить ее с зоны коммерческой и деловой активности (Д1) на рекреационную зону (Р). Если их предложения будут приняты, строительство спорткомплекса и гостиницы станет невозможным.

Аналогичные изменения в функциональности представители "Красивого Петербурга" в Приморском районе предложили в своей поправке для двух участков в сквере на Савушкина, 112. Один из них, площадью в 0,6 гектара, уже выставлен на торги – на этом месте планируется построить автомобильную парковку. Другая часть сквера размером 1,8 гектара решением Смольного была отдана под строительство торгового центра "Астана", но, как утверждает Шайхайдаров, срок постановления правительства оканчивается в октябре 2017 года. Если к этому времени будут приняты поправки, придающие этим участкам статус рекреационных, то строительство этих объектов также станет невозможным.

Шайхайдаров отметил, что предложения "Красивого Петербурга" администрация района поначалу принимать отказывалась. Чиновники мотивировали это тем, что общественные слушания Генплана посвящены объектам транспортной инфраструктуры. Активисты не согласились с таким определением. По мнению Шайхайдарова, закон не предусматривает никаких ограничений на направленность правок в Генплан. Но учли ли в администрации мнение активистов – это станет ясно только после публикации итогового протокола.

Старый Ново-Адмиралтейский мост

По мнению депутата Алексея Ковалева, одним из самых спорных решений властей стало включение в Генплан проекта Ново-Адмиралтейского моста.

Изначально, как планировалось в 2006 году, мост должен был соединить створ 22-23 Линий Васильевского острова с набережной реки Мойки. Впоследствии в связи со "сложной гидрологической картиной" проект изменили и перенесли начало моста на участок между 16-17 и 18-19 Линиями В.О. Другой конец переправы при этом выходил на Ново-Адмиралтейский остров и набережную реки Пряжки.

В 2011 году проект Ново-Адмиралтейского моста был оспорен в городском суде градозащитниками и Ковалевым. Причиной для признания проекта незаконным стало его несоответствие Генплану. Депутат тогда утверждал, что мост хотели построить, чтобы перенести Адмиралтейские верфи, а освободившееся место отдать под жилищное строительство. Но теперь мост снова появился на карте Генерального плана в своей первоначальной версии – от 22-23 Линий.

– Я отправил письменное предложение убрать из плана этот мост. Мы через суд отменили его строительство, а они снова засунули его в Генплан – это полное безобразие. Все жители Васильевского острова против этого моста, – прокомментировал "возвращение" проекта Ковалев.

Путевой "прокол"

Болезненной точкой плана развития Петербурга, которая ушла от внимания общественности, стала пробивка в Центральном районе дороги через железнодорожные пути, соединяющей улицу Черняховского с Кременчугской.

По словам Александра Карпова, для жителей новых домов, расположенных в квартале между Кременчугской и Военной улицами (жилой комплекс "Царская столица"), новость о том, что по прогулочной зоне микрорайона хотят провести дорогу, стала шокирующей. И узнали они об этом только на публичных слушаниях.

Правда, как отмечает эксперт, "прокол" под путями должны были произвести еще в 2010 году, но судьба этого проекта остается неизвестной.

Дороги, которых нет

Общественные слушания показали, что некоторые (причем наиболее масштабные) проекты развития дорожной инфраструктуры вызывают у петербуржцев очевидное отторжение. Однако, по мнению руководителя центра экспертиз ЭКОМ, главная проблема существующего Генплана и предлагаемых новаций заключается в другом.

– Более 60% из нарисованного в Генеральном плане не реализовано и никогда не будет воплощено. На проектирование всех этих объектов потрачены наши деньги под публичные обещания власти о том, что город будет обеспечен дорогами. Но город дорогами не обеспечен. И это самая скандальная тема, – уверен Карпов.

По его словам, реализация плана развития транспортной инфраструктуры отстает на пять и более лет от графика. В качестве примера эксперт привел ситуацию на юге города. В районе Шушары – Пушкин так и не приступили к реализации важнейших проектов – Южной широтной магистрали с многочисленными развязками и эстакадными переходами, пробивке Витебского проспекта вдоль железной дороги на Пушкин, развязке на Московском и Петербургском шоссе.

Далека от завершения скоростная платная магистраль между двумя столицами, и, соответственно, нет подключения к ней городской улично-дорожной сети в Пушкинском районе. Не начато строительство новой магистрали от Волхонского шоссе в Кировский и Московский районы, город Пушкин остается изолированным от новых районов к востоку от железной дороги. Это стало основанием для поправок, которые сам Карпов направил с целью ограничить застройку Пулковских высот.

По мнению эксперта, сегодня сложно предсказать, как Смольный отреагирует на обращения и поправки, поданные петербуржцами во время общественных слушаний. Однако депутаты к моменту рассмотрения изменений в Генплан в Законодательном собрании должны быть уже во всеоружии.

Святослав Афонькин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама