Изменения в петербургский закон о выборах в ЗакС: мнения народных избранников
Петербургский парламент на заседании 12 апреля одобрил в первом чтении изменения в законе "О выборах депутатов Законодательного Собрания Петербурга". Напомним, что данные изменения были подготовлены для приведения городского законодательства в соответствие с федеральным, и с учетом ряда рекомендаций Центральной избирательной комиссии. В законе предусматриваются гарантии осуществления пассивного избирательного права гражданами, не являющимися членами политических партий; предусмотрен механизм снижения 7% барьера, в случае если менее двух партийных списков преодолели 7%-ную планку либо если все допущенные к распределению мандатов списки в совокупности не набрали 50% голосов избирателей; а также предусмотрен механизм замещения депутатских мандатов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов - в частности, если кто-то из депутатов, находившихся на момент выборов в первой тройке партийного списка, слагает с себя полномочия, то депутатский мандат передается другому члену партии, по спискам которой депутат шел на выборы.
Следует отметить, что данный закон вызывает много вопросов у специалистов, в частности его положения, привязывающие выборы по партийным спискам в едином округе к 50-ти территориям, совпадающими с бывшими мажоритарными округами, на которых каждую партию будет представлять один кандидат. Такая система может вызвать определенные сложности при распределении депутатских мандатов внутри партийного списка. Например, "проходным" в парламент окажется кандидат, победивший на своей территории, а не его коллега по списку, потерпевший поражение, но принесший в копилку партии большее количество голосов. При данной системе также может сложиться такая ситуация, что от одной территории депутатские мандаты получат несколько кандидатов, в то время как ряд округов останется без своих представителей в парламенте. Корреспондент ЗАКС.Ру попросил депутатов Законодательного Собрания прокомментировать изменения в законе о выборах, а также ответить на вопрос, насколько существенные изменения может претерпеть закон во втором чтении.
Вадим Лопатников, координатор фракции "Единая Россия": "Перед принятием изменений в законе о выборах депутатов Законодательного Собрания мы провели длительные консультации с Центральной избирательной комиссией, где обсудили ряд уточнений в документе. Они, прежде всего, касаются введения норм, дающих возможность принять участие в выборах беспартийным гражданам, а также уточнений по первой тройке списка, когда кандидаты могут отказаться от депутатского мандата в пользу другого кандидата партийного списка. Самым сложным моментом в законе остается, на мой взгляд, ситуация, которая может возникнуть после выборов, когда от одной территории в парламент пройдет несколько кандидатов, а от другой - ни одного. Однако я думаю, что это задача для Законодательного Собрания четвертого созыва собраться и разделить округа между партиями. Что же касается существенных изменений в законе во втором чтении, то я не думаю, что они последуют, ведь даже представители Демократической фракции, которые в свое время были негативно настроены против нового закона о выборах, сейчас поддержали изменения к нему".
Алексей Белоусов, член фракции "Единая Россия": "Я как автор одного из вариантов закона о выборах депутатов Законодательного Собрания могу сказать, что новый закон с точки зрения существующей законодательной власти очень выгоден для действующих депутатов и для всех партий, представленных сейчас в парламенте так называемые избирательные территории позволяют прогнозированно набирать определенное количество голосов, и я считаю, что партии, представленные в Законодательном Собрании, имеют великолепные шансы реинкарнироваться в его новом составе. Что же касается поправок ко второму чтению закона, я знаю, их будет достаточное количество. Например, некоторые депутаты хотели бы вернуться к системе пятьдесят на пятьдесят пятьдесят округов и пятьдесят списков, но я думаю, что большинство моих коллег поддержит концепцию, которая заложена в действующем законе в бюллетене будут указаны фамилии первой тройки и кандидат партии на территории".
Аркадий Крамарев, член фракции "Единая Россия":
"Изменения в законе о выборах подправили многие нормы старого закона, хотя осталось много вопросов о том, как закон будет выполняться. Я, честно сказать, полностью не представляю эту картину. Есть вопросы к тому, как будут распределяться депутатские мандаты, или что делать с графой "против всех кандидатов". Здесь я бы отметил, что среди депутатов еще нет единого мнения в отношении закона, и над ним еще предстоит поработать во втором чтении".
Владимир Еременко, член фракции "Единая Россия": "На мой взгляд, закон проживет только один выборный период, далее он изменится такого гибрида, который мы придумали в виде пропорциональной системы с элементами "мажоритарки", не будет. Что касается закона в том виде, в котором он существует после первого чтения, то мне думается, что он преследует две цели: первое устранить погрешности, которые были неизбежны в спешке принятия закона, и второе отреагировать на замечания ЦИК. Сейчас остается одна дискуссионная вещь, связанная с наличием в бюллетене графы "против всех". Такая норма присутствует в законе, но есть мнение, что данной графы быть не должно, и на этот предмет в Собрании проводятся консультации между депутатами. Также норма о семипроцентном барьере не устраивает те партии, которые балансируют на этом уровне".
Игорь Матвеев, член фракции "Единая Россия": "Новый закон, на мой взгляд, особых изменений в процесс выборов не вносит, кроме уточнений, когда в случае отказа от депутатского мандата кого-то из кандидатов первой партийной тройки, депутатское место остается за этой же партией. Что же касается норм о графе "против всех" в бюллетене для голосования, то это еще станет предметом дискуссии во втором чтении закона. Я бы еще отметил, что, наверное, новый закон еще предстоит изменить, так как, скорее всего, в федеральном законодательстве будет запрещено включать в партийный список одной партии членов другой партии".
Владимир Белозерских, член фракции "ЛДПР": "Я рад, что мои коллеги через два с лишним года созрели до моих предложений, то есть проведения выборов только по партийным спискам, но пока все равно стараются "химичить". В законе написано, что выборы проводятся по округу "Санкт-Петербург", но при этом возникают какие-то территории. Таких территорий быть не должно. Думаю, что или мои коллеги опять созреют, или закон будет отменен через суд, но, в конце концов, останутся только партийные списки в чистом виде первая тройка и остальные кандидаты по ранжиру. Иначе от некоторых территорий будут избраны по два-три депутата, а некоторые территории вообще останутся без представителя. Я собираюсь внести ко второму чтению соответствующую поправку, чтобы эти "территории" убрать".
Константин Сухенко, координатор фракции "ЛДПР": "Главная поправка, которую следует внести в закон, это поправка о едином избирательном округе без пятидесяти территорий, на которых партию будет представлять один кандидат. Отмена территорий ликвидирует последние преимущества действующих депутатов перед конкурентами. Честно говоря, я предполагал, что в новом законе такая норма будет предусмотрена, однако этого не произошло. Все остальное, что содержится в новом законе о выборах, на мой взгляд, вполне соответствует тем реалиям, в которых мы живем".
Олег Нилов, координатор фракции "Российская партия Жизни": "Я не исключаю того, что новая схема выборов может быть оспорена в суде.
Причем это может случиться в самый неподходящий момент тогда, когда уже не останется времени на исправление закона. Ситуация рискованна и может быть использована теми силами, которые не добьются запланированного результата. Касается это явного нарушения в законе конституционных прав граждан, а именно права быть избранными без всяких условий и, в частности, членства в партии. То, что в закон введена норма, по которой беспартийный гражданин может попасть в партийный список, исходя из решения партийной конференции, - ничего не значит. В Конституции записано право гражданина быть избранным в представительный орган власти, причем еще раз подчеркну, что эта конституционная норма безусловна. А в новом законе такие условия вводятся. Поэтому я считаю, что следует либо вернуть гражданам их безусловное право, то есть одномандатную систему выборов, либо вносить изменения в Конституцию. Отмечу, что наша фракция будет вносить ко второму чтению закона соответствующие поправки. Что же касается системы выборов с учетом пятидесяти территорий, то мы согласны с такой системой наша фракция категорически против выборов на сто процентов по партийным спискам. На сегодняшний день в партиях состоит только один процент граждан, причем такой процент, который, по мнению большинства населения, не заслуживает права руководить обществом".
Владимир Барканов, член фракции "Родина": "Все изменения в законе о выборах были согласованы с Ценртизбиркомом и горизбиркомом с тем, чтобы не было судов, связанных с прежней редакцией закона. Поэтому все изменения устраняют внутренние противоречия нашего избирательного законодательства с федеральным. Что же касается утверждений о возможном оспаривании положений закона, связанных с правом участия в выборах беспартийных граждан, то я таких возможностей для судебных разбирательств не вижу".
Александр Редько, член фракции "Родина": "Закон мне не нравится сам по себе. Если его отправят в корзину вместе со всеми поправками, я только перекрещусь, так как считаю, что в результате этого закона выборы будут извращены. То есть выигравший на округе кандидат может не пройти в Законодательное Собрание, а проигравший может туда попасть. Кроме этого, закон имеет массу ошибок, и нарушение федерального законодательства просматриваются в нем через страницу. Если возникнет прецедент для отказа от данного закона, я буду это только приветствовать, хотя надежд на такое развитие событий у меня немного с учетом того, что "Единая Россия" голосует всегда солидарно и, как правило, за то, что вредно населению".
Михаил Амосов, член Демократической фракции: "Я бы отметил, что в законе сделано то, о чем мы говорили давно, бюллетень для голосования должен давать ясное представление о том, что голосование происходит за партийный список, а не за конкретного человека. Вообще я спокойно отношусь к этому закону, мне кажется, что самая главная проблема наших выборов состоит в том, что их правила все время меняются, и было бы здорово, если бы этот закон просуществовал, скажем, два-три выборных периода. Что же касается поправок ко второму чтению, мы сейчас думаем над поправками, касающимися темы освещения выборов в СМИ. Сейчас, по-моему, все идет к тому, чтобы ничего не освещать или освещать только одну партию. Мы все знаем, какую".
Наталия Евдокимова, член Демократической фракции: "Меня в новом законе волнует норма, по которой можно пройти в Законодательное Собрание, находясь в первой тройке кандидатов, а потом отказаться от мандата. Раньше это было запрещено. Если ты находился в тройке, то должен был идти в парламент, иначе место передавалось другой партии. Больше ничего особо криминального я в новом законе не увидела. Вообще, насколько я понимаю, "Единой России" хочется поскорее принять новый закон для того, чтобы по нему уже начинать готовиться к выборам".
Алексей Ковалев, член Демократической фракции: "Изменения в законе о выборах повышают роль партийной составляющей, так как в бюллетене название партии и первая тройка кандидатов будут находиться в начале, и только потом - имя "территориального" кандидата. С другой стороны, снимаются ограничения для зиц-председателей раньше в законе было написано, что если кто-то из первой тройки отказывался от депутатского мандата, то мандат передается другой партии, сейчас этой нормы нет. Теперь следует ожидать, что в первых тройках появятся люди, которые никогда не будут работать в парламенте. При этом, если "Единая Россия" подтянет себе Валентину Ивановну Матвиенко, то другие парии тоже не останутся в долгу и привлекут других известных людей. Хотя я уже говорил, что присутствие губернатора в списке "Единой России" только снизит рейтинг партии. Причем я думаю, что если бы Валентина Ивановна не хотела бы играть такую игру, то она изначально выступила бы против такой поправки, но если такая поправка была внесена Тюльпановым, это означает, что она была согласована с губернатором, и, следовательно, можно сказать, что Валентина Ивановна точно будет первой в списке "Единой России".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1