ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 23 июля 2009, 17:31

Витебский вокзал получит "современное окружение"

Губернатор Матвиенко подписала постановление, дающее старт новому строительству возле памятника федерального значения "Витебский вокзал". Решение о проведении изыскательских работ на участке по адресу: Введенский канал, участок 1 (юго-восточнее пересечения с Загородным пр.), было принято на последнем заседании городского правительства. По мнению главы города, стоящие нынче справа от вокзала торговые павильоны хоть и органично вписываются в окружающую среду, но "морально устарели", так что необходимо построить здесь что-то "более современное". Осовременить контекст уникального памятника стиля модерн (1902–1904 гг., арх. С.А. Бржозовский и С.И. Минаш) предлагается посредством сооружения подле него торгового комплекса.

Примечательно, что месяц назад Валентина Матвиенко "завернула" эту заявку, отказавшись выдавать разрешение на изыскательские работы. При рассмотрении данного вопроса на заседании правительства 23 июня губернатор заявляла буквально следующее: "Мне это не нравится, я против. Мне кажется, что это неправильное решение. Они же вид на вокзал закроют! Зачем вы это делаете?"

"Они хотят легализовать свои временные строения", – предположил за подавших проект инвесторов вице-губернатор Михаил Осеевский. "Что вы хотите легализовать? Какая необходимость здесь строить, в центре города? Зачем закрывать здание вокзала такими строениями? Выедем на место, я сама съезжу", – пообещала тогда губернатор, напомнив, что в историческом центре надо внимательно относиться к любым проектам нового строительства.

Остается только гадать, что заставило Валентину Ивановну столь кардинально изменить собственные оценки и теперь так горячо поддерживать то, что ею же было подвергнуто обструкции несколько недель назад. То ли знакомство с памятником на месте не впечатлило градоначальницу, то ли инвесторам удалось показать нечто более впечатляющее…

Удивляет и другое. Июньский гневный пафос губернатора, "вдруг" возмущенной известием о намерении закрывать здание памятника новыми строениями, как-то плохо корреспондируется с ею же ранее подписанными документами на изыскательские работы у Витебского вокзала. В декабре 2007 года такое разрешение было выдано ООО "Файн" – "в целях определения возможности проектирования и строительства торгового павильона" на участке по адресу: Загородный пр.,52, литера Б (участок 1). В ноябре 2008 года – ООО "Балттранзит" "в целях определения возможности проектирования и строительства административно-офисного здания на земельном участке по адресу: Введенский канал, участок 1 (южнее дома № 53, литера Р, по Загородному пр.).

Теперь, 23 июля, разрешение дано на реализацию планов ООО "ТПФ ЭНИТ", которое совместно с ООО "Файн" разрабатывает проект планировки и межевания квартала, ограниченного Введенским каналом, Загородным проспектом и проездом у Витебского вокзала. Как ранее пояснял директор ООО "ТПФ ЭНИТ" Сергей Лазуткин, на участке площадью в 1150 кв. м планируется возвести два одноэтажных торговых объекта. При этом декларируемая площадь будущего комплекса – 2000 кв. м. Какой волшебный механизм позволит получить торговые площади вдвое больше площади пятна застройки (при одноэтажном ТЦ) – не разглашается.

Главной же загадкой остается то, каким образом удастся возвести капитальное строение в такой близости к памятнику – если это запрещено федеральным законом об охране объектов культурного наследия. Дело в том, что законом не дозволяется строить что бы то ни было не только непосредственно на территории памятника, но и в установленной зоне его охраны, закрепляющей вокруг территории объекта культурного наследия  своего рода "зону покоя". Рассчитывается она исходя из заключений историко-культурной экспертизы, призванной, в числе прочего, определить – в каких пределах окружение объекта визуально с ним связано.

Зона охраны объекта наследия должна быть закреплена в составе проекта планировки и межевания. Он, как сообщается, разрабатывается в настоящее время. Значит, зона охраны объекта наследия (в нашем случае – Витебского вокзала) должна уже быть установлена.

На необходимость строгого соблюдения такого порядка указывала и прокуратура Санкт-Петербурга, ранее пояснявшая: "в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде в соответствии со ст.34 Федерального закона "Об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на сопряженной с ним территории должны быть установлены зоны охраны объекта культурного наследия".

Однако в культурной столице норма эта нарушается сплошь и рядом. Так что обеспокоенность граждан, взбудораженных сообщениями о возможном "покушении" на Витебский вокзал, вполне понятна. Дабы развеять эти опасения, мы обратились за разъяснениями в КГИОП. В запросе, направленном на имя Веры Дементьевой, мы просили ответить:

1. Согласован ли с КГИОП (кем и когда) проект строительства торгового центра по указанному адресу?
2. Существует ли разработанный и утвержденный в установленном порядке временный регламент застройки для указанной территории, проводилась ли в отношении этой территории историко-культурная экспертиза (кем и когда, согласована ли она КГИОП)?
3. Если историко-культурная экспертиза проводилась, то каковы определенные ею предметы охраны, подлежащие обязательному сохранению?
4. Каковы параметры проектируемого торгового центра, в частности – его высота?
5. Установлены ли границы и режимы охраны для памятника федерального значения "Витебский вокзал" и иных объектов культурного наследия, расположенных на сопряженной с предполагаемой к указанной застройке территории, как того требует ст.34 Федерального закона "Об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"?
6. Входит ли участок предполагаемого строительства торгового центра в границы объектов культурного наследия, зоны их охраны?
7. Не усматривает ли КГИОП противоречий между проектом строительства торгового центра у Витебского вокзала и вступившими в силу законами Санкт-Петербурга о Правилах землепользования и застройки и о границах зон охраны объектов культурного наследия и режимах использования земель в границах охранных зон, а также Федеральным законом "Об охране объектов культурного наследия народов РФ"?

По уже сложившейся традиции председатель КГИОП перепоручила сочинение ответа своему заместителю, Алексею Комлеву. Тот любезно разъяснил, что рассматриваемый участок относится к зоне регулирования застройки ЗРЗ-1, и не поскупился на копирование соответствующих страниц общедоступного документа.

Тем самым, очевидно, предложив нам самостоятельно найти ответ на п.7 редакционного запроса. Сообщил, что ранее согласованный (22.09.2008) КГИОП временный регламент застройки этой территории "утратил силу" – "в связи со вступлением в силу закона СПб 24.12.2008 №820-7"  (о границах и режимах зон охраны). Что непосредственно на участке предполагаемого строительства объектов или выявленных объектов культурного наследия не имеется. Что проект строительства по указанному адресу на рассмотрение в КГИОП не поступал. Напомнив при этом: "с 01.01.2008 государственные органы охраны объектов культурного наследия утратили полномочия по согласованию проектирования работ в зонах охраны объектов культурного наследия".

Ответ на вопрос 3 оказался несколько уклончив – Алексей Комлев ограничился заявлением о том, что историко-культурная экспертиза в КГИОП не поступала. Хотя мог бы добавить немаловажных подробностей: выдано ли КГИОП задание на ее проведение и кому именно, как конкретно сформулировано это задание?

Ответы на вопросы 4–5 носят половинчатый характер: в КГИОП подтвердили, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Витебский вокзал" утверждены (24.05.2007),  и – отдельное спасибо! – предоставили план этих границ.

Однако о наличии/отсутствии зоны охраны объекта наследия – ни слова.  И, думается, не случайно. Не хочется, наверное, лишний раз привлекать внимание и прессы, и прокуратуры к тому, что опять не исполняется закон. К тому же совершенно очевидно – как только зона охраны Витебского вокзала будет юридически закреплена, вопрос о строительстве торгового комплекса немедленно будет закрыт.

Потому что оно стопроцентно попадает в зону охраны Витебского вокзала, ибо планируется буквально в нескольких шагах от него. А потому – незаконно.

Татьяна Лиханова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама