ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 31 августа 2009, 11:10

Алексей Этманов: "Профсоюз, вникающий в положение работодателя, – это уже отдел персонала"

Под разговоры о мировом финансовом кризисе с конца прошлого года идут сокращения или сотрудников, или их окладов едва ли ни на всех петербургских заводах — и в крупных компаниях, и на мелких предприятиях. Кто-то отменил премии, кто-то урезал зарплаты, кто-то уменьшил штат. Все прошло тихо — сколько-нибудь заметных протестов не было. Людей уволили. Хотя они наверняка остались недовольны, а может быть, их даже несправедливо сократили, ни один профсоюз в Петербурге об этом громко не заявлял и всерьез не возмущался.

Недавно руководство "Форд Мотор Компани" объявило об очередном вынужденном простое завода во Всеволожске, затем о введении на предприятии четырехдневной рабочей недели, а потом и вовсе об отмене работы в третью смену. В ответ практически сразу же профсоюз предупредил о возможности протестных действий со стороны коллектива.

Почему и благодаря чему один из самых молодых профсоюзов в России активнее и эффективнее других защищает права рабочих и за что коллектив "Форда" бьется на этот раз, ЗАКС.Ру рассказал лидер профсоюза "Форд Мотор Компани" во Всеволожске Алексей Этманов.

— Почему именно ваш профсоюз возмутился тем, что все другие молча стерпели?
— У нас профсоюз создан самими рабочими. Я рабочий — я сварщик. На большинстве не только петербургских, но и российских предприятий профсоюзы традиционные. Где есть какой-то профсоюзный менеджмент — наемные работники, которые решают за членов профсоюза, что им делать и куда им идти? Наше кардинальное отличие от традиционных профсоюзов в том, что мы — демократическая организация. Мы не решаем за рабочих. Мы выносим все вопросы, все видения, все мысли, все наработки в трудовой коллектив. Коллектив взвешивает, обсуждает и говорит: поступаем так. Значит, будем поступать так. Мы заставляем членов профсоюза думать и принимать решения. А затем последовательно их выполнять.

Почему наша забастовка, даже самая длительная, в три недели, была успешной? Потому что люди, которые выходили на забастовку, сами принимали такое решение. Нам обещают зарплату столько-то — а должно быть больше, нам нужны гарантии по заболевшим, еще что-то… Они принимали решение — они его отстаивали. Но бывает же и по-другому. Человек от лица профсоюза заявляет коллективу: мы решили — надо останавливаться, причина такая-то. Останавливаются. Но простоят один день. Добьются, не добьются результата — кто знает. Когда они сами примут решение — они будут его добиваться до конца.

— Если вспомнить всю историю борьбы профсоюза с администрацией на "Форде", то складывается впечатление, что нынешняя ситуация для вас не самая плохая за весь период существования завода. В 2005-м, 2007 году вроде было гораздо тяжелее. Или это обманчивое впечатление?
— Это обманчивое впечатление, поскольку в 2005-м, 2007-м мы знали, куда и к чему идем, и примерно просчитывали, как ответить работодателю. Сейчас же — рваный ритм работы, который очень сильно бьет по нашим людям. Пока профсоюз "Форда" только прорабатывает методики, которые могут защитить рабочих. Мы еще не имеем окончательного решения, как и что мы будем делать. Будет ли это забастовка в течение месяца или она более выгодна работодателю, который не станет платить, чем нам? Мы выбираем методы. Пока я не буду ничего озвучивать. Но могу сказать, что ситуация тяжелая. Причем не только у нас на заводе, а повсеместно в автомобильном секторе.
 
— Пока нет определенности, как действовать?
— Есть ряд наработок. Будем дальше двигаться в этом направлении. Хочется ведь не попасть пальцем в небо, а сделать нечто осмысленное и целесообразное. Мы не проводим забастовку ради забастовки. Мы должны достигать определенных целей.

— А какие у вас сегодня цели?
— Защита прав и интересов членов нашего профсоюза. На сегодняшний день они ущемлены в плане оплаты труда и нормального рабочего времени. Мы говорим о естественных вещах: о нормальном графике работы и полноценной заработной плате, а также о гарантиях занятости.

— Но посудите сами, если взглянуть на ситуацию глазами работодателя, то, в принципе, четырехдневка и отмена третьей смены, без сокращения персонала, объективно обоснованны. Если считать, что действительно снизились объемы продаж, доходы компании и прочее, это же вполне оправданно и законно?
— Да. Если смотреть со стороны работодателя, то за счет этого вы экономите очень много денег для того, чтобы хорошо жить. Это все игры — в "оптимизацию и сохранение рабочих мест". Игры и полная ерунда.

Я — говорю условно, но таких ситуаций масса — работаю в третью смену, потому что у меня больная мама лежит. Я вынужден днем ухаживать за ней. Я отработал на "Форде" пять-шесть лет. Все это время ему было хорошо. А теперь "Форд" решил сэкономить на третьей смене, просто чтобы сохранить свою прибыль, и он меня лишил рабочего места. Почему я должен вникать в положение работодателя?

Когда профсоюз вникает в положение работодателя, это уже не профсоюз, а отдел персонала. Не будет наш профсоюз никогда вникать в положение работодателя, если на то не будет достаточно веских причин.

— Разве сейчас их нет?
— Не знаю. Может, мы и могли бы договориться. У нас часто проходят переговоры с администрацией, которые заканчиваются бескровно.

Но сегодня мы лишены информации. Мы не имеем сведений о том, что мера по закрытию третьей смены, в которой трудятся 500 человек, была единственно возможной, что обоснованна четырехдневная рабочая неделя (потеря 25% зарплаты). Если бы коллектив получил точные полные данные, которые руководство открыто выложило бы перед нами на стол, мы бы сказали: "Да, ребята, ситуация сложная. Давайте решать, как из нее выходить". Но никакой реальной информации нет. Мы имеем только голословные утверждения, не подтвержденные никакими фактами, в которых сомневаемся. Сомневаемся в правоте работодателя.
 
— Почему?
— Потому что не видим тех причин, о которых нам говорят. Мы никогда не принимаем на веру голословные утверждения. В работе нашего профсоюза всегда отталкиваемся лишь от конкретных вещей. И готовы были бы и обсуждать, и решать что-то совместно, но не имеем документального подтверждения, что ситуация на "Форде" действительно такая тяжелая. Нас убеждают, что у завода потери. Покажите их на бумаге. Нет. Нам говорят: верьте! Я уполномочен заявить так. Слова мало стоят.

— Но приводятся же какие-то цифры?
— Называются всевозможные цифры. О цифрах можно много рассуждать. Например, "потери продаж". А в то же время мне звонят мои знакомые и говорят: "Вы знаете, не заказать вашу машину! Говорят, нужно ждать три месяца…" На бюджетные машины, которые продавались по 360 тысяч рублей, вообще очередь год. Однако нас уверяют, что наши машины никто не покупает. Мы не верим в это.

— Знакомы ли вы с ситуацией в других странах на заводах "Форда"? Там права рабочих тоже ущемляются или там все обстоит иначе?
— Наступление на права рабочих сейчас повсеместно. В период кризиса все оказались в невыгодных условиях. Но за рубежом не то чтобы ущемляются права людей, там отнимаются те достижения, которые были завоеваны. В апреле 2009 года я был в Америке на международной встрече рабочих "Форда", где эти темы обсуждались: какие действия предпринимает корпорация по отношению к работникам? Чем отвечает профсоюз? Везде, на каждом предприятии "Форда", идет сегодня накат на рабочих, на завоевания профсоюзов, и везде люди сопротивляются.
 
Беседовала Нина Петлянова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама