ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 28 декабря 2016, 17:10

Александр Тетердинко: Мы старались не залезать в карман петербуржцев

Лидер фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Петербурга Александр Тетердинко в интервью ЗАКС.Ру подвел итоги первых месяцев работы нового созыва городского парламента. Тетердинко рассказал, почему его партия может гордиться своей политикой в области цен на транспорт, какие отношения сложились между политическими силами внутри парламента и что в новом году делать тем, кто остался недоволен политическими итогами года предыдущего.

"Тарифы – это наше достижение"


– Как вам новое место работы? Какая-то дополнительная нагрузка легла как на лидера фракции?
– С работой Законодательного собрания я, в принципе, был знаком и до избрания депутатом. Я взаимодействовал с Заксобранием достаточно плотно, когда был заместителем председателя юридического комитета администрации города. Безусловно, я взаимодействовал с членами фракции "Единой России" в предыдущем созыве, будучи исполняющим обязанности руководителя регионального исполнительного комитета. Место руководителя фракции, конечно, накладывает дополнительные задачи. Мне кажется, я в прошедшие три месяца справлялся.

– А какие задачи ставились фракции?
– Фракция действует исходя из той программы, с которой мы шли на выборы. Программа была изготовлена и сформулирована на основе Стратегии-2030, с которой и наш губернатор шел на губернаторские выборы. Исходя из приоритетов, заложенных в Стратегии, мы и действуем. Каких основных направлений работы мы коснулись за последние три месяца? Первое – мы постарались, несмотря на экономические трудности в обществе и имеющуюся инфляцию, не допустить снижения жизненного уровня социально незащищенных категорий петербуржцев: инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, малообеспеченных семей. Несмотря на то, что бюджет на следующий год вышел дефицитным, мы проиндексировали все социальные выплаты, определенные Социальным кодексом. Эти выплаты должны каждый год индексироваться на уровень инфляции.

С другой стороны, осуществляя социальную политику, мы старались сделать все от нас зависящее, чтобы не залезать в карман петербуржцев. Конкретный пример: тарифы на общественный транспорт и метрополитен. Много было копий об это сломано, много было обвинений в адрес губернатора, правительства, в адрес "Единой России", что дали зеленый свет на повышение тарифов. Но если внимательно смотреть на эту ситуацию, без излишнего популизма – большинство петербуржцев, постоянно пользующихся метрополитеном, пользуются не жетонами, а картами многоразового использования. И нам удалось добиться, что такие петербуржцы не должны существенно почувствовать увеличение тарифа. Для них тариф повысится не более чем на 7,8%. Стоимость одной поездки на метрополитене по карте многоразового использования будет составлять 32-36 рублей. Даже меньше, чем жетон стоит сейчас. Так что это наше достижение.

– Как вы установили, что основная часть петербуржцев ездит по картам?
– 70% поездок в метрополитене совершаются по картам многоразового использования.

– Откуда эти сведения?
– Эти сведения предоставляет ГУП "Петербургский метрополитен".

– Они есть в открытом доступе?
– Да, и комитет по транспорту размещал эти сведения, мы это обсуждали на заседаниях Законодательного собрания, на заседаниях профильных комиссий. Эти сведения есть, и с этими сведениями даже оппозиция не спорит.

– Откуда тогда народные волнения?
– Я думаю, тут очень много политизированности и много желания отдельных наших коллег по другим фракциям политические очки на этом получить. Честно хочу сказать, я как петербуржец не в восторге, я бы вообще не повышал тариф. Не только на жетоны – не повышал бы тариф и на карты многоразового использования, и вообще бы заморозил эти тарифы на годы. Но мы должны понимать, что в условиях, когда растут цены на электроэнергию, на подвижной состав, когда метрополитен должен, исходя из инфляции, повышать заработную плату своим сотрудникам, – в этих условиях метрополитену необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

К сожалению, мы не живем в городе финансового эльдорадо, чтобы за счет бюджета все затраты метрополитена покрывать. Поэтому, когда некоторые наши коллеги, оппоненты говорят "давайте полностью заморозим", мне кажется, что они живут в каком-то оторванном от реальности мире. Видимо, они полагают, что бюджет Петербурга можно просто раздать петербуржцам. При составлении бюджета мы должны соблюдать определенный баланс. С одной стороны, нам нельзя "утопить" ГУП "Петербургский метрополитен", чтобы он не развалился просто. С другой, нужно не допустить скачкообразного роста тарифов для основной массы петербуржцев. Мне кажется, мы этот баланс выдержали.

– Рост цены на жетон с 35 до 45 рублей вполне можно назвать скачкообразным.
– Для жетона – я согласен, это скачок.

– Именно ситуация с жетоном и возмущает людей.
– Те петербуржцы, которые постоянно пользуются метрополитеном, которые ежедневно совершают по две-три поездки в метро, – они практически все перешли на карты многоразового использования. Тех, кто не перешел на эти карты, повышение цен на жетоны, я надеюсь, все-таки подвигнет это сделать. Вспомните, два года назад в ноябре-декабре, перед последним повышением тарифов, какие огромные очереди были в кассы метрополитена. Сейчас таких очередей нет. Почему? Потому что большинство перешло на карты. Им эти жетоны уже не нужны.

– Я весь год пользовался жетонами.
– Я думаю, что вы сейчас задумаетесь, что надо перейти на "подорожник". Но жетоны останутся в продаже. Есть люди, которые всего несколько раз в месяц спускаются в метро. Им 45 рублей будут по плечу. Так же, как и туристам.

– Зачем стимулируется переход на карты?
– Во-первых, в кассу не придется ходить каждый раз – мы избавляемся от очередей. Во-вторых, вы когда жетон приобретаете, вам дают кассовый чек? Сейчас система такая, что одному богу известно, сколько жетонов продается. А по картам все фиксируется компьютерной системой. Так что мы получаем нормальную систему учета поездок, это полезно для налоговой отчетности. Кроме того, изготовление жетона – это же деньги, это цветной металл. А жетоны, хоть в своем большинстве они и в обороте, какой-то процент жетонов все-таки выходит из оборота: теряются, туристы увозят, граждане хранят. Это тоже излишние расходы метрополитена. По картам удобнее ездить, и их использование эффективнее.

– Критики повышения указывают на то, что не было опубликовано финансовое обоснование роста цен. В том числе Андрей Пивоваров говорил: если нам просто покажут, как формируются цены, – этого будет достаточно.
– С претензиями по недостаточному информированию граждан о том, из чего этот тариф складывается, я могу согласиться. Действительно, и ГУП "Петербургский метрополитен", и комитет по тарифам, и другие службы исполнительной власти могли бы более интенсивно информировать наших граждан о том, что ничего страшного не произойдет и что повышение тарифа обусловлено объективными вещами. Здесь я согласен, есть со стороны соответствующих служб определенные недоработки.

"Мы не поддержим популизм и критиканство"


– Что еще было сделано партией в ходе первой сессии?
– Мы занимались расширением категорий граждан, которым предоставляются дополнительные меры социальной поддержки. В первую очередь мы распространили возможность льготного проезда на общественном транспорте не только на студентов, но и на аспирантов и на тех, кто учится в ординатуре и адъюнктуре. Во-вторых, мы совсем недавно приняли закон, который дает право бесплатно находиться в государственных санаториях и получать санаторное лечение не только инвалидам, которые не могут самостоятельно передвигаться, но и тем гражданам, которые сопровождают инвалидов. В начале следующей сессии мы намерены продолжать принятие ряда социально значимых законов, мы будем расширять перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, либо уже имеющиеся меры социальной поддержки увеличивать.

Также мы предоставили налоговые льготы малому и среднему бизнесу. Важнейший закон, который мы приняли. Снижена ставка налога на имущество для тех организаций, которые владеют большими объектами недвижимости. Этот закон имеет огромное значение – без него бизнес был бы вынужден платить увеличенную ставку налога на имущество, и таким образом мы бы изымали у бизнеса сотни миллионов рублей. А где бизнес брал бы эти деньги? Бизнес бы сокращал рабочие места и не увеличивал зарплаты сотрудникам. Это отразилось бы на десятке тысяч петербуржцев. Также в первом чтении мы рассмотрели законопроект, который дает налоговые льготы тем предпринимателям и инвесторам, которые вкладываются в реконструкцию объектов культурного наследия.

Другим крупным направлением нашей работы стал бюджет.

– Который многим не понравился...
– Он не понравился многим дефицитом. Вот говорят: большой дефицит, под 70 миллиардов, – это очень плохо. На самом деле я не вижу здесь ничего плохого. Когда в экономике происходит снижение частного спроса, чтобы экономику как-то разгонять и не давать ей сжиматься, как шагреневой коже, государство должно снижающийся частный спрос компенсировать государственным спросом. Поэтому при принятии бюджета мы очень внимательно отнеслись к расходам в инфраструктуру, в частности в адресную инвестиционную программу. Мы не видим ничего страшного в дефиците и знаем, как его покрыть. Практически у всех развитых экономик мира бюджеты дефицитные, это не проблема.

– Проблема в том, что это рекордный дефицит.
– Да, он почти максимальный. Но в существующих экономических реалиях – правительством вместе с Заксобранием предприняты абсолютно оправданные меры.

– По бюджету, кстати, все партии, кроме вас и ЛДПР, голосовали против. Это не единственный случай, когда по проблемным законам все фракции высказывались против, но "Единая Россия" давила своим "весом". Насколько, по-вашему, это здоровая ситуация?
– Это ситуация здоровая, потому что она сложилась в результате выбора петербуржцев…

– Хоть у "Единой России" и большинство, петербуржцы выбрали не только вашу партию.
– Но они предоставили нам большинство мест в парламенте, и тем самым возложили на нас ответственность за те решения, которые принимает парламент. Без голосов нашей фракции ни одно решение провести невозможно. Мы эту ответственность понимаем. Но нельзя говорить, что мы абсолютно не учитываем интересы других политических партий. Я вам приведу два примера, когда мы дельные предложения наших коллег из других фракции учитывали в нашей деятельности. Закон о снижении ставки налога на имущество для предпринимателей внесли два депутата: депутат Рахова от "Единой России" и депутат Иванова от КПРФ. Это было совместное дельное предложение, которое мы поддержали. А в рамках поправки ко второму чтению бюджета мы учли предложения отдельных оппозиционных депутатов, в частности депутата Егорова от "Справедливой России". Если оппозиция предлагает конструктивные вещи, мы готовы их поддерживать. Но если оппозиция исходит из популизма, критиканства – мы, конечно, не можем такое поддерживать. Отвечать за принимаемые парламентом решения будет не оппозиция, отвечать за них будем мы.

– Вы совсем игнорируете "Яблоко", хотя Борис Вишневский постоянно что-то предлагает.
– Ну, представителей "Яблока" всего лишь двое. Это наименьшая фракция в парламенте. И еще раз говорю – все зависит от сути предложений. Вот они предлагали по поименному голосованию. Никто не блокировал эту инициативу.

– Почему же она оказалась проигнорирована?
– За поименку проголосовали 20 депутатов. При том, что оппозиционеров у нас в парламенте 16. Как минимум часть нашей фракции голосовала "за". Мы своим депутатам изначально сказали: вы можете голосовать в свободном режиме, исходя из своего понимания депутатской деятельности. У нас не было единой партийной установки по этому вопросу. Я проголосовал "за". Но многие мои коллеги говорили о том, что у этой медали есть другая сторона. Если известно, как голосует депутат, на него может давить собственная партия, могут давить лоббисты, представители исполнительной власти, крупного бизнеса и так далее. В итоге совсем немного не хватило, чтобы эта инициатива прошла.

– Но часть даже не голосовала "против" – речь о полном игнорировании голосования.
– Это был выбор коллег.

– Не говорит ли такой выбор о том, что без какой-то единой линии партии они просто не готовы принять однозначное решение?
– Нет, не говорит. Этот вопрос касается каждого депутата персонально. И мы с Вячеславом Серафимовичем [Макаровым] посчитали, что будет некорректно навязывать в этой ситуации депутатам какое-то мнение. Они сами для себя определили, как действовать. Это было абсолютно демократично.

– В ходе этой сессии был еще один интересный прецедент. Все 50 депутатов поддержали обращение к губернатору с просьбой о защите организации "Новое поколение". Но Смольный никак на это не отреагировал. Можете в этом контексте оценить отношения между законодательной и исполнительной властью? Вправе ли Смольный игнорировать единый голос ЗакСа?
– Существует принцип разделения властей. Мы в рамках бюджета деньги на проведение мероприятий в части профилактики правонарушений среди несовершеннолетних выделили…

– Меньше, чем в прошлом году.
– Но все-таки сумма была достаточно большая. В любом случае, как расходовать эти деньги, решает не парламент. Мы можем свое мнение высказать, но это компетенция исполнительной власти. Правильно поступает исполнительная власть в этой ситуации или нет? На мой взгляд, мы знаем эту организацию как крупного игрока на рынке таких услуг, зарекомендовавшего себя и действовавшего эффективно. С другой стороны, коллеги из исполнительной власти говорят, что были претензии к исполнению государственного контракта у прокуратуры Санкт-Петербурга. Это немного напугало исполнительную власть. Но деньги, которые полагались "Новому поколению", будут перераспределяться на основании конкурса. И "Новое поколение" тоже может участвовать в этом конкурсе.

– Я думаю, они не смогут подать заявку из-за уголовного дела.
– Тогда это вопрос к правоохранительным органам. Конечно, мы обеспокоены этой ситуацией. Мы не хотим, чтобы с водой выплеснули ребенка и чтобы из-за претензий к одной организации пострадало важнейшее направление профилактики правонарушений. Мы очень надеемся, что коллеги из исполнительной власти смогут все сделать аккуратно.

– Проблема в том, что Смольный не отклонил обращение ЗакСа, а просто промолчал.
– Я думаю, в скором времени мы официальную позицию Смольного увидим.

– К этому времени "Новое поколение" уже выселят.
– Мы как Законодательное собрание, к сожалению, на эту ситуацию никак повлиять не можем.

"Избирателя устраивает политическая ситуация"


– В вашей фракции 24 депутата-одномандатника. На них сказывается дополнительная ответственность перед избирателями?
– Конечно. У них есть округа. Они, как правило, в этих округах проводят большую работу среди избирателей, избиратели к ним обращаются за решением своих проблем, так что у них, безусловно, присутствует дополнительная нагрузка в связи с этим.

– По-вашему, смешанная система выборов сработала?
– Конечно, я считаю, что эта система для Петербурга более репрезентативная. С одной стороны, у нас в парламенте представлены депутаты, которые являются избранными по партийным спискам, то есть за них голосовали люди, которые поддерживают определенные политические программы партий. С другой стороны, у нас представлены депутаты, которые представляют интересы конкретных территорий, одномандатных округов. Соблюден необходимый баланс, и, как мне кажется, это устойчивая политическая система. Посмотрим, насколько она себя оправдает. Я думаю, что оправдает.

– Петербуржцы в этом году были не очень активны по политическим вопросам. Опять же, вспомним низкую явку на выборах. Для "Единой России" это тоже должен быть тревожный знак – низкая явка в любом случае снижает легитимность выборов.
– Я полагаю, что такой низкий, по сравнению с, например, 2011 годом, уровень общественной активности связан с тем, что общество в целом ситуация, которая складывается в политике или экономике, устраивает. Нельзя сказать, что оно довольно, но – устраивает. Если бы были вещи, которые явно не устраивают наших граждан, они бы, конечно, более активно себя вели. Что касается явки на выборах, она действительно была не такая высокая, как хотелось бы. Мы считаем, что такая низкая явка ударила и по "Единой России", потому что многие наши сторонники на выборы не пришли. Тут еще сыграло то, что досрочное голосование было отменено, поэтому дачники не смогли принять участие в выборах. А ведь дачники в большинстве своем – это люди, которые поддерживают нас. Так что по нам низкая явка ударила прежде всего. Нас это тревожит. В этой ситуации нужно заниматься постоянным поддержанием контакта с нашими жителями.

Но ничего такого ужасного в падении явки я не вижу. Все-таки избирать – это право, а не обязанность. Это решение гражданина, и ему не надо потом пенять, что результаты выборов почему-то не отражают его предпочтения.

– Такое решение говорит об отсутствии интереса гражданина к тому, что происходит в парламенте. Как вернуть этот интерес?
– Нужно заниматься защитой интересов граждан, чтобы они чувствовали, что парламент занимается защитой их интересов.

– О чем вас просят избиратели? За что критикуют?
– Яркой критики за время своей депутатской деятельности я не встречал. Просьбы, как правило, носят личный характер. Мы стараемся проблемы граждан решать. Не все, конечно, получается.

– Что посоветуете в новом году тем петербуржцам, которых не устроили политические итоги предыдущего?
– Нужно участвовать в политической жизни Петербурга. Активным общественникам мы создали условия, чтобы их голос был услышан. Мы приняли закон об Общественной палате, в следующем году она будет сформирована. Я думаю, это будет нормальная, хорошая площадка для обсуждения общественных инициатив. Активные общественники, помимо этого, могут и активнее взаимодействовать с депутатами Заксобрания, в том числе и по законотворческой деятельности. Не стоит приходить только к оппозиционным политикам, можно и к нам. Дельные предложения мы готовы слушать даже от представителей оппозиционно настроенной части нашего общества.

– Критики говорят, что Общественная палата не очень-то отражает общественное мнение...
– Предыдущий орган с таким названием формировался только исполнительной властью. Теперь членов Общественной палаты будет выбирать и исполнительная власть, и законодательная. Я думаю, что надо дождаться формирования, и мы все увидим. Свою часть мы будем формировать на основании предложений общественных организаций города. Я убежден, что мы будем стремиться к как можно более широкому спектру мнений в палате. И чтобы оппозиционное мнение было представлено в том числе.

Беседовал Владислав Чирин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости19 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама