Уже накануне перерегистрации фракций в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, намеченной на 2 февраля, общая картина ясна и она демонстрирует определенные изменения в раскладе сил в Мариинском дворце эпохи Валентины Матвиенко по сравнению с временем экс-градоначальника Владимира Яковлева.
СКЛАДЫВАНИЕ С ВЫЧИТАНИЕМ
Появившееся 28 января новое политическое объединение - Демократическая фракция (СПС + Яблоко) абсолютной новостью не стало. Процесс создания блока демократы пытались инициировать еще после выборов в декабре 2002 г., но тогда обе партии пошли по пути формирования собственных фракций в расчете на усиление собственного влияния после думских выборов. Поражение в декабре 2003 г. перечеркнуло многие надежды и создание объединенной фракции объективно оказалось условием политического выживания. Костяком и правых и яблочников являются по четыре депутата, а для регистрации собственной фракции необходимо не менее пяти парламентариев.
Те народные избранники, кто в свое время согласился пополнить ряды демократов, ушли каждый по своим причинам. Александр Кущак, не раз менявший фракции за свою парламентскую карьеру, не особо скрывал, что в СПС пришел только до выборов и ему нечего делать в объединении, представляющем проигравшую силу. Видимо, возникли и программные разногласия, к примеру, по лоббируемой членами СПС муниципальной реформе.
В объединенной фракции оказались восемь законодателей, а сокоординаторами стали Виталий Мартыненко от СПС и Игорь Артемьев от Яблока. Вполне вероятно, что вскоре во фракции останется только один лидер, но борьба за пост будет идти довольно жесткая. Важно и другое: хотя экс-координатор Яблока Михаил Амосов и утверждает, что не баллотировался, отвергая идею двуглавости, причина его отсутствия в руководстве иная. Амосов выступал против создания объединенной фракции и в этой борьбе потерпел поражение, потеряв в итоге очередной пост. Фамилия же Игоря Артемьева называлась среди потенциального отказника на вступление во фракцию. Так что его нынешнее назначение явно выглядит как своеобразная плата за пребывание в депутатском объединении демократов.
Новая фракция поделила с фракцией РПЖ второе место по численности, отстав только от Единой России, в которой числятся одиннадцать парламентариев. Численность, однако, не самое важное. На сегодняшний день очевидно блок СПС+Яблоко не сумел привлечь на свою сторону ни одного дополнительного депутата, а господа Кущак и Солтан оказались лишь временными попутчиками.
Фракция спасения выхухолей?
Уход Павла Солтана во фракцию РПЖ был предсказуем. В январе 2003 года его появление в рядах яблочников удивило многих - на выборах ему приходилось вести жесткую борьбу с кандидатом блока СПС+Яблоко Евгенией Шатериной. Пребывая в рядах фракции Яблоко, Солтан одновременно оставался членом промироновской партии жизни. Многие полагали его своеобразным делегатом от РПЖ, задача которого заключалась в обеспечении правильного голосования яблочников. После проигрыша Яблока в думской кампании и роста антипутинских настроений среди фруктов Солтан оказывался явно чуждым элементом во фракции.
Сама РПЖ является довольно странным политическим образованием. Ее принято называть политической структурой, ориентированной на спикера Совета Федерации, но из бывших соратников Сергея Миронова в ней оказались только Зоя Заушникова, Ватаняр Ягья и Павел Солтан. Остальные члены Воли Петербурга разошлись по другим фракциям. Костяк РПЖ составляют бывшие активные сторонники Смольного времен губернатора Яковлева, в том числе и координатор фракции Олег Нилов.
Что ждет левых?
Остается нерешенным вопрос с фракцией КПРФ-НПСР. Юрий Савельев неожиданно для всех прошел в Государственную Думу по списку блока Родина, лишив фракцию КПРФ-НПСР необходимого пятого члена. Надежды левых на Вадима Войтановского и Владимира Белозерских не оправдались оба парламентария перерегистрировались в Спортивной России. Константин Сухенко и Владимир Еременко, которых также называли потенциальными кандидатами на вступление во фракцию, туда не спешат. Экс-кандидат в губернаторы и экс-координатор Единой России Сухенко пока раздумывает, где ему предложат более выгодные условия. Еременко же явно не собирается покидать ряды Мариинской. В свое время он уже состоял в рядах левой фракции, но быстро ее покинул, разойдясь во взглядах на кандидатов в спикеры и отношения с полпредством. Если левым не удастся привлечь к себе, к примеру, Юрия Шутова, то возрождение фракции в обозримом будущем весьма проблематично. Не исключен, однако, и иной поворот событий. Член фракции Олег Корякин все более резко критикует руководство КПРФ и это наводит на мысли, что если левая фракция и появится, то наименоваться она будет иначе, подхватив, скажем, модный ныне лейбл Родины. Но в любом случае придется привлекать новых депутатов.
Статус-кво
Вполне спокойно к перерегистрации подошли Спортивная Россия, возглавляемая Денисом Волчеком и Вадимом Войтановским. Мариинская же во главе с Сергеем Анденко даже увеличится за счет бывшего правого депутата Кущака. Сами эти образования являются довольно пестрыми. В Мариинской присутствуют как бывшие мироновцы, так и бывшие яблочники и единороссы, а также экс-сторонники губернатора Яковлева. Спортивная Россия, остающаяся до сего момента уникальным партийно-политическим образованием среди региональных парламентов, четко выраженными политическими интересами также не обладает - и тем и интересна входящим в нее депутатам. Спортивные парламентарии при определенном раскладе сил получают решающие голоса при сильной поляризации позиций обитателей Мариинского дворца.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Нынешние кочевания депутатов по фракциям не выходят за рамки традиций петербургского Законодательного собрания. Обратившись к истории депутатов прошлого созыва, мы увидим, как часто они мигрировали из группы в группу.
Работа прошлого созыва ЗакСа началась с создания пяти депутатских групп: Петербургские районы (Виктор Новоселов, Сергей Тарасов, Сергей Анденко, Владимир Гольман, Станислав Зыбин, Аркадий Крамарев, Сергей Никешин, Олег Нилов, Михаил Пирогов, Валерий Селиванов, Константин Серов, Сергей Шевченко, Ватаняр Ягья), Народовластие (Константин Севенард, Борис Борнелинер, Владимир Еременко, Станислав Житков, Андрей Корчагин), Блок Юрия Болдырева (Анатолий Кривенченко, Владимир Белозерских, Михаил Бродский, Виктор Евтухов, Алексей Ковалев, Игорь Матвеев, Игорь Михайлов, Анатолий Панченко, Александр Редько, Игорь Риммер, Леонид Романков, Олег Сергеев, Павел Солтан, Владимир Снятков, Михаил Толстой), Яблоко (Михаил Амосов, Игоь Артемьев, Алексей Белоусов, Наталия Евдокимова, Виталий Калинин, Александр Кущак, Валерий Назаров, Андрей Никитин), Центр (Сергей Андреев, Никита Ананов, Юрий Гладков, Борис Киселев, Андрей Ловягин). Все они прекратили существование еще до конца 2002 года. Ни к одной фракции не примкнули Сергей Миронов, Юрий Шутов, Александр Щелканов и Вадим Тюльпанов.
Только первые две фракции были прогубернаторскими. Уже в январе 1999 г. началась перегруппировка. Появилась фракция Промышленная во главе с депутатом Серовым, вошедшая в блок Петербургские районы, где первую скрипку играл господин Новоселов. Сюда же поспешили перебраться болдыревцы Риммер, Снятков, Белозерских и независимый Тюльпанов. Центр развалился в марте 1999 г. после ухода Бориса Киселева.
Месяцем позже депутат Севенард покинул Народовластие и еще одной фракцией стало меньше. Потерю восполнили Нашим городом, которую возглавил Сергей Тарасов, а депутатов набрали из Петербургских районов и Народовластия.
В октябре 1999 г. на свет появилась антигубернаторская Законность, состоявшая в основном из бывших болдыревцев. В ее рядах были нынешние единороссы Андреев и Ловягин, а также Матвеев и Солтан и не попавшие в нынешний состав ЗакСа Романков и Бродский. Возглавил фракцию Сергей Миронов.
Фракционный передел шел без остановок. Вскоре появилась центристская Фракция разумного компромисса, которую координировал нынешний спикер Вадим Тюльпанов (в ее рядах состояли Евтухов, Крамарев, Ананов, Киселев, Житков, Михайлов и Пирогов). Депутат Толстой вскоре присоединился к Законности, а Белозерских - ушел из Нашего города. Первой потерей Яблока стал уход депутата Никитина в декабре 1999 г.
Завершение многомесячной эпопеи по избранию спикера привело к развалу Нашего города - председатель ЗакСа Сергей Тарасов был вынужден уйти из фракции. В июне 2000 г. на ее базе появилось Содружество во главе с господином Зыбиным (в нынешнем составе ЗакСа большинство содружников состоят в РПЖ).
К осени городской парламент пополнился Единством (вместо Фракции разумного компромисса), а депутат Сергеев довершил развал некогда мощного Блока Юрия Болдырева. В октябре 2000 г. СПС зарегистрировал фракцию во главе с Михаилом Бродским (кроме него, в правые записались Гладков, Романков, Ковалев и Толстой).
Появившийся в Мариинском дворце вместо избранного в Госдуму Севенарда Константин Сухенко пополнил ряды Единства, а Андрей Корчагин ушел из Содружества и фракция исчезла. Уже через две недели возник Союз, сокоординаторами которого стали господа Зыбин и Кривенченко, куда вошел и Корчагин.
В декабре 2000 г. Никешин поставил крест на существовании фракции Промышленная, а создание Санкт-Петербурга (под началом Серова и Анденко и в составе Шевченко, коммуниста Борнелинера, экс-яблочника Никитина, Риммера, Селиванова, Еременко и Александра Морозова (избранного вместо умершего Пирогова) положило конец Петербургским районам. 31 января 2001 г. появилась фракция Трехсотлетие города сразу с тремя сокоординаторами - Ниловым, Михайловым и Киселевым. В рядах этой фракции оказались и наследник Новоселова Вадим Войтановский, и нынешний спортсмен Белозерских, и мариинец Никешин. Одновременно ряды Единства пополнил Олег Сергеев.
До осени 2001 г. депутаты жили относительно тихо. Исчезнувшая после избрания Миронова в Совет Федерации Законность и разваленный Ягьей Союз возродились уже в сентябре, слегка изменив кадровый состав. Месяцем позже Законность (Матвеев, Ягья, Андреев, Ловягин, Солтан) увеличила свои ряды за счет экс-яблочника Калинина.
В январе 2002 г. ЗакС остался без Санкт-Петербурга, трансформировавшегося в Городские районы (лидер - Анденко) и Народовластие (и.о.координатора Житков, члены фракции Еременко, Белозерских, Риммер и Селиванов). В 300-летие города вступил нынешний член Спортивной России Алексей Тимофеев, избранный по округу Корчагина, ушедшего в Смольный.
В январе 2002 г. Смольному удалось добиться формирования блока прогубернаторских фракций Единая Россия в составе Городских районов, Трехсотлетия города, Союза и Народовластия, а месяцем позже сложил полномочия осужденный за вымогательство Шевченко. Вскоре блок был переименован в Согласие.
22 мая 2003 г. появилась фракция Единая Россия, координатором которой был Сухенко. В составе ее оказались и экс-яблочник Белоусов, и коммунист Борнелинер. Обиженный Тюльпанов создал Единство-Народную партию (Калинин, Андреев, Евтухов, Ананов, Сергеев).
Месяцем позже Законность была переименована в Волю Петербурга. В начале июля не смогло пройти перерегистрацию и исчезло Яблоко, бывшие яблочники Кущак и Назаров вошли в ряды Единства-Народной партии и Единой России соответственно.
Незадолго до декабрьских выборов 2002 г. появился Невский Диалог во главе с Кривенченко, развалив при этом Народовластие. Из пятерых ее участников трое Кривенченко, Селиванов и Панченко не сумели переизбраться, поставив крест на существовании ориентированного на полпредство Невского Диалога.
При всей схожести традиций фракционного кочевания в ЗакСах двух созывов заметны и различия. Губернатор Яковлев изначально имел дело с оппозиционно настроенным парламентом и лишь постепенно смог перетянуть на свою сторону многих народных избранников. Потом начался обратный процесс и в новом созыве расклад сил был не в пользу Смольного. Когда стало ясно, что градоначальник уйдет на работу в правительство, процесс стремительного бегства прояковлевских депутатов стал необратим.
На сегодняшний день мощнейшей фракцией остается просмольнинская Единая Россия, в блоке с которой находится Мариинская. Вновь избранному губернатору находить общий язык с депутатами гораздо проще, чем её предшественнику. Были оперативно проведены поправки в Устав города, заметно облегчающие главе исполнительной власти процесс формирования городского правительства.
Оппозиционные Яковлеву СПС и Яблоко, приложившие немало сил к избранию Валентины Матвиенко, смогли сохраниться, лишь объединившись, и их отношения со Смольным сложно назвать союзническими. Опыт создания блока у них уже был, но на выборах 2002 г. СПС и Яблоко не сумели увеличить свою численность.
Левые, постоянно оказывавшиеся без фракции, сегодня пребывают в подвешенном состоянии. Возрождение объединения под названием КПРФ вряд ли будет с удовлетворением воспринято Администрацией города.
Оглядываясь назад, можно уверенно предположить - даже самые крупные ныне фракции не застрахованы от проблем в будущем и никто не возьмется сказать, доживут ли они до конца 2006 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80info@zaks.ru 199178, Санкт-Петербург, 11-линия В. О., дом 66, Российская Федерация