ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 19 января 2005, 12:47

Футбольный сенатор: Виталий Леонтьевич Мутко

Представитель Санкт-Петербурга в Совете Федерации Виталий Леонтьевич Мутко к числу питерских относится лишь отчасти. Он родился в 1958 году в станице Куринская, недалеко от Туапсе. Пусть спасибо скажет, что не причисляют к лицам кавказской национальности.

Сын грузчика и пильщицы Мутко с детства не намеревался следовать семейной карьере. То ли леса было жалко, то ли работа пыльной казалась. Его больше прельщали пароходы. Закончив станичную восьмилетку, Виталий Леонтьевич собрался поступать в речное училище в Ростове-на-Дону. В школе ему советовали перейти в девятый класс и уверяли, что все равно он приедет домой, потому что провалится на вступительных экзаменах. Учителя оказались правы: отлично учившийся в провинциальной школе Мутко срезался на диктанте, получив двойку. Вот домой, правда, он не решился вернуться, отправившись вместо этого в Ленинград.

Там его, естественно, не ждали будущим капитаном можно было стать лишь по окончании средней школы. Так что пришлось Мутко отправляться в строительное ПТУ и лишь потом перебираться в морское училище в Шлиссельбурге.

Проработав год мотористом на теплоходе Владимир Ильич, Виталий Леонтьевич перешел на сухогрузы типа река-море и впервые попал за границу. Тут-то он впервые осознал прелести хождения в загранку. В родную станицу он вернулся небедным человеком, ведь отоваривался он не в сельпо, а в магазине Альбатрос в Туапсе, и на боны, которые большинство туапсинцев в глаза не видело.

Самого Мутко такой расклад вполне устраивал, но вмешалась семья, потребовавшая продолжить образование. Пришлось мотористу поступать в Ленинградское речное училище, где он сразу попал в ряды примерных советских курсантов. И на уборке урожая, и на демонстрациях Мутко был в первых рядах, за что был вознагражден должностью секретаря комсомольской организации училища. Теперь он расписывался на характеристиках однокашников, определяя, кто из них попадет в загранку, а кто нет. А всех своих друзей и врагов Виталий Леонтьевич помнил хорошо

Вступив в двадцать один год в КПСС, Мутко продолжил общественную работу. Он был распределен в Кировский райисполком. Отныне с морем его связывало только профильное образование - молодой чиновник поступил в Ленинградский институт водного транспорта.

Попав в номенклатуру, Виталий Леонтьевич возглавил в райисполкоме отдел по социальным вопросам. Злые языки шутили: Стал спецом по пенсионерам и женщинам. Между тем, поднабравшийся опыта экс-моряк обошел в аппаратных играх многих, и в итоге занял пост секретаря исполкома Кировского района. В 1990 году вместе с другими молодыми и энергичными главами районов он учредил "Совет председателей". Поговаривают, что именно председатели выдвинули инициативу об избрании Анатолия Собчака первым мэром Ленинграда.

Мутко и Собчак познакомились в ходе поездки в Киль на теплоходе "Анна Каренина", принадлежащем Балтийскому морскому пароходству. Потом, правда, вспыхнул небольшой скандал, когда глава БМП попал под следствие и правоохранительные органы стали интересоваться тем, кто и как банкетировал на теплоходе. Впрочем, дело закрыли, стоило БМП обанкротиться.

Но Собчак Мутко запомнил, а в августе 1991 года встретил вновь, когда приехал на митинг рабочих Кировского завода против ГКЧП. Как сообщала в свое время газета Невское время, всю ночь с 19 на 20 августа Виталий Леонтьевич не спал, а вместе с органами КГБ района готовился к защите демократии (no comments). На следующий год Виталий Леонтьевич получил от мэра предложение возглавить КУГИ, но не решился, опасаясь слишком масштабной работы. Потом он и не знал, то ли радоваться, что не стал чубайсом петербургского масштаба, то ли переживать, что не сумел вырваться на просторы федеральной политики. Мутко довольствовался меньшим, став заместителем мэра по социальным вопросам.

В Смольном он оказался в эпицентре грандиозного скандала с ваучерами, срок действия которых, напомним, устанавливался по 31 декабря 1993 г., а позднее был продлен еще на полгода. Однако немало ваучеров остались невостребованными и глава Госкомимущества Анатолий Чубайс предоставил регионам право использовать такие чеки на нужды социально незащищенных лиц. Мутко немедленно предложил передать ваучеры фондам Ветеран и Доверие, а полученную прибыль направлять на финансирование социальных программ. Право на распоряжение дивидендами на данные чеки оставалось за Комитетом, возглавляемым бывшим мотористом.

Против распределения чеков между фондами Ветеран и Доверие выступили председатель КУГИ Михаил Маневич, которого поддержал и сотрудник ФСБ, приставленный к нему в качестве зама по экономической безопасности. Они попытались обратить внимание мэрии на то, что в ходе проверки деятельности Ветерана были обнаружены нарушения закона, а фонды не дают гарантии получения высоких дивидендов. Но Мутко мэра уговорил, и фонды получили сотню с лишним тысяч ваучеров по курсовой стоимости 40 тыс. рублей за чек. После этого активы фонда Ветеран увеличились в несколько раз, сделав его одним из самых крупных чековых инвестиционных фондов города. Дальше ваучеры разошлись по фирмам. И на этом город их благополучно лишился, так и не увидев дивидендов.

Впрочем, Мутко это вряд ли взволновало. Ведь в его ведении были не только социальная политика, но и культура, здравоохранение и спорт. Вот в спорте он больше всего и преуспел.

Именно ему довелось заниматься материальным обеспечением любимого детища Собчака Игр Доброй воли, проходивших в 1994 году. Мутко долго уговаривал представителей МОКа принять спортивные сооружения города в том виде, в котором они радовали глаз петербуржцев. Впрочем, к Играм действительно отремонтировали стадион им. Ленина (ныне Петровский), СКК и стадион им. Кирова. А вот с переоборудованием бассейна СКА вышел конфуз: в первый же день иностранные пловцы отказались нырять в воду болотного цвета и пришлось переносить соревнования. Чем местные умельцы из команды Мутко дезинфицировали воду, выяснить так и не удалось. Не получилось у спецкомиссии и узнать, кто расхитил часть средств на реконструкцию стадиона им. Кирова. А Виталий Леонтьевич лишь загадочно улыбался.

В 1996 году вместе с почти всем окружением Анатолия Собчака Мутко вошел в штаб по его избранию губернатора. Как известно, штабисты под руководством Владимира Путина благополучно проиграли кампанию, и в Смольный пришел Владимир Яковлев. Виталий Леонтьевич почувствовал ветер перемен сразу же его пост был отдан Вячеславу Щербакову, а Мутко осталось заняться футболом (поскольку он уже был президентом клуба Зенит).

Отношения Виталия Леонтьевича с Зенитом развивались по-разному. Еще в период пребывания в Смольном, он выделял клубу по 400 тыс. долларов в год, чего, впрочем, никогда не хватало. В 1995 г. Мутко нашел для "Зенита" генерального спонсора пивоваренную компанию "Балтика", но довольно скоро все изменилось. Став президентом футбольного клуба, Виталий Леонтьевич поссорился и с тренером Павлом Садыриным и с Таймуразом Боллоевым. Пришлось продавать блокирующий пакет акций клуба Лентрансгазу, а зенитовцы одели майки с газпромовской символикой. Потом Мутко привел в акционеры еще и Менатеп-Санкт-Петербург (интересно, не просыпался ли он в холодном поту после ареста Ходорковского?) и МДМ-банк.

Сам Мутко тоже являлся до недавних пор акционером "Зенита", но размер его пакета не разглашался. Футбол был для него удачным бизнесом: только от продажи прав на использование товарного знака Зенит клуб зарабатывает несколько миллионов рублей, а главный доход ему приносит "продажа" и "сдача в аренду" своих игроков. Президент клуба, по признанию многих болельщиков, действительно сделал немало и для Зенита, но вот рассказывает он об этом воистину забавно. Однажды, Виталий Леонтьевич выдал замечательную фразу: У меня языка уже нет, я облизал полстраны, содержа 7 лет эту команду. Кого я не вылизал только в этой стране еще!. Только ли спорт он имел в виду?

В 1998 году Виталий Леонтьевич вновь стал героем негативных газетных публикаций. В начале года петербургские журналисты намекали на то, что один из зенитовцев продал матч Спартаку на финише чемпионата 1996 года, а вскоре Садырин (в тот момент главный тренер ЦСКА) обвинил Мутко в том, что он приказал вратарю Роману Березовскому сдать игру спартаковцам. По горячим следам Виталий Леонтьевич заявил в СМИ, что подаст на Садырина в суд за клевету. Но почему-то не решился

В 2000 году Виталий Мутко едва было крупно не просчитался, согласившись стать главой избирательного штаба Валентины Матвиенко. После резких заявлений в адрес петербургского градоначальника Владимира Яковлева, сделанных президентом Путиным, многие сделали вывод: вот теперь точно Кремль добьется своего и посадит в Смольный своего человека. Вот и Мутко так же думал. Однако после нескольких недель предвыборной кампании президент отыграл назад и вернул Валентину Ивановну на пост вице-премьера. А ее петербургский штаб оказался не у дел и один на один с оскорбленным в лучших чувствах Яковлевым.

Пришлось Мутко аккуратно выкручиваться, дабы сохранить лицо. Именно он сделал резкое заявление в адрес Яковлева, потребовав прекратить нападки на тех, кто поддерживал Матвиенко. При этом, впрочем, Виталий Леонтьевич тут же дал понять: сказанное вовсе не мешает совместной работе. На том и помирились ведь Смольный тоже понимал, что дело не в Мутко, дело в Кремле.

А Кремль Виталия Леонтьевича не забыл. Кресло председателя Госкомспорта, на которое рассчитывал глава Зенита, он не получил, но сумел стать президентом российской футбольной премьер-лиги. Тоже в общем неплохо, учитывая, что и губернаторские выборы в 2000 году выиграл не тот кандидат.

Новый виток в своей карьере Мутко мог сделать в 2003 году, когда снова вошел в штаб Матвиенко, опять вознамерившейся стать губернатором Санкт-Петербурга. В этот раз отступать ни она, ни Кремль не стали, и осенью Валентина Ивановна оказалась в кресле градоначальника. Виталий Леонтьевич рассчитывал на должность вице-губернатора и члена правительства.

Но желающих оказалось слишком много, а на второстепенные роли вроде главы Кировского района Мутко согласиться не мог. В итоге нашли компромисс президент ФК Зенит был отправлен представителем губернатора в Совет Федерации. В момент своего утверждения Законодательным собранием Виталий Леонтьевич вовсю распинался перед депутатами, утверждая, что важнейшим направлением своей работы видит корректировку федерального бюджета с целью максимального учета интересов Санкт-Петербурга. Насколько хорошо они оказались учтены, видно по массовым митингам разъяренных экс-льготников. Чувствуется рука опытных наперсточников, или говоря по-научному, менеджеров в социальной сфере. Зато запомнился Мутко другим своей активной борьбой против распития пива на улице молодежью. Видимо, отомстил таким образом Боллоеву

А вот с постом президента ФК Зенит Виталию Леонтьевичу вскоре после получения сенаторской должности пришлось попрощаться акционеры клуба устранили эту должность. Не иначе дабы освободить Мутко для занятия политикой. Тем более, что соратник Валентины Ивановны не раз сравнивал себя с итальянским медиа- и футбольным магнатом, премьер-министром Берлускони. Немедленно родился анекдот: "Слышали, Берлускони совсем с ума сошел от мании величия. Бегает по Милану и кричит: "Я Мутко! Я Мутко!. Действительно, забавная была бы картина

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама