ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 12 ноября 2002, 12:17

Гимнастика под музыку Глиэра

// Вечерний Петербург, N 207, стр. 3
Не замахнуться ли нам на Рейнгольда нашего Глиэра... Символика - штука серьезная. Гимны, флаги и прочие геральдические ценности призваны служить объединению того, что они "атрибутируют". Будет жаль, если позорные безобразия, которые на протяжении последнего столетия преследовали главную песню страны на ее безостановочном маршруте (от "Боже, царя храни" к возрожденному "Славься, Отечество" через Интернационал и Патриотическую песню), повторятся в питерском масштабе. Конечно, идеальное условие утверждения любого гимна - стихийность его становления. Всегда завидовал французам с их уличной Марсельезой. Петербургским аналогом французского гимна могла бы стать общепризнанная "Город над вольной Невой". (А то, что юность - "комсомольская", а родной - "Ленинград", не столь уж важно. Не надо в совершенстве владеть языком Мольера, чтобы догадаться, что Марсельеза не воспевает идеалы глобализма объединенной Европы или монументальность Эйфелевой башни, которая была построена много позже.) Мелодия Соловьева-Седого в свое время рассматривалась как вариант городского гимна, но была отвергнута ввиду "излишней задушевности". Так или иначе, уж коли музыка Рейнгольда Глиэра была официально признана не сегодня и не вчера (а 8 июня 1992 года), то так тому и быть. Лучшее, что можно было сделать с гимном, - оставить его в покое. Как известно, "Гимн Великому городу" - отрывок из балета "Медный всадник". Написать складный текст на танцевальную по определению музыку - задача, сами понимаете... Кроме того, в оригинале значится еще и кода, которую герольдмейстеры посчитали излишеством. Есть мнение, что наследники композитора могут опротестовать столь вольную трактовку произведения. Тем не менее порешили на том, что музыка к балету это одно, а гимн - другое. Вроде как самостоятельное произведение. Впрочем, даже после ампутации коды поэтическая задача упростилась не слишком. Запомнить мелодию Глиэра даже после нескольких прослушиваний, а тем более попытаться ее воспроизвести - задачка по сольфеджио для учеников старших классов музыкальной школы. И уж, конечно, не потому, что Глиэр - плохой композитор. Просто - балет не поют. Новый Пушкин за 30 МРОТ? И все-таки кому-то очень захотелось поддержать патриотические порывы петербуржцев еще одним творческим подарком к 300-летию. Намерение благое... Первая мысль: Александр Сергеевич. Вторая: "Медный всадник". Однако попытки приладить пушкинские строки к глиэровскому звукоряду успехом не увенчались. В конце концов даже Вадим Тюльпанов (один из первых сторонников подобного симбиоза) был вынужден признать, что не "клеится". И если музыку Глиэра еще можно было подкорректировать, то на "солнце русской поэзии" посягнуть не решились. Ну а раз не Пушкин, значит, сами напишем. В самом деле, трудно согласиться с логикой тех, кто критикует открытый характер объявленного конкурса. Можно было бы ограничить круг соискателей (депутатами ЗакСа? чиновниками администрации?), но как отличить настоящего профессионала от воинствующего графомана? Наличием корочки, свидетельствующей о каком-нибудь членстве? Вот только профи, по большому счету, своим вниманием конкурс так и не почтили. Здесь позволим себе "кощунственное" упоминание о поощрительной премии победителю. 30 МРОТ! Право, было бы лучше, если бы дело ограничилось каким-нибудь почетным званием или медалью. Понятно, что стать автором слов к гимну северной столицы - доля завидная сама по себе. Однако, скажем, Дворцовая площадь - такой же символ города. Почему же никому не пришло в голову объявить тендер на ее реконструкцию, поставив на кон сотню долларов? У нас принято считать, что поэт - состояние души (к тому же не вполне адекватное), да и только. Вот и получили: основную массу конкурсантов составили домохозяйки пенсионного возраста. Со всеми вытекающими отсюда поэтическими последствиями. Победы "по очкам" бывают и в искусстве То, что пришлось выбирать лучшее из худшего, никто и не скрывал. Через три месяца конкурсная комиссия определила двух с половиной финалистов. Ими стали знаменитый акын эрмитажных атлантов Александр Городницкий, ныне проживающий в столице, и не самый последний петербургский поэт Олег Чупров. К дуэту мэтров (видимо, для соблюдения демократических приличий) добавили пенсионерку Наталью Богачеву. Вадим Тюльпанов, который, похоже, уже и сам не рад, что ввязался в эту авантюру, назвал финальный этап конкурса "дополнительным барьером". Однако голосование почетных граждан Петербурга преградой не стало. Вершители геральдических судеб делали свой выбор без особого энтузиазма. Оно и неудивительно - вариант Богачевой изрядно противоречил музыке, Городницкого - изобиловал штампами советской эпохи... Кстати, по словам его литературного секретаря Натальи Аккуратовой, которая представляла интересы автора на голосовании, три 8-строчных куплета Александра Моисеевича на музыку Глиэра звучат в нашем городе аж с 1956 года. "С текстом Городницкого много проблем. Надо же понимать, что гимн - не бардовская песня", - поделился с корреспондентом "Вечёрки" за час до голосования руководитель детского хора ТРК "Петербург", которому (хору, а не руководителю) предстояло исполнить три варианта гимна перед почетными гражданами. А вот сами дети накануне ответственного выступления единодушно "проголосовали" за текст Олега Чупрова. Как знать, быть может, именно "уста младенцев" и склонили чашу весов в пользу Олега Акимовича. Признавая, что вариант Чупрова далек от совершенства, судьи один за другим отдавали свое предпочтение именно ему. А вот почетные граждане, не присутствовавшие на голосовании, попали под воздействие магии имен в лице Городницкого. "Соревнование" закончилось со счетом 5:4 в пользу Чупрова. Какое уж тут музыкально-поэтическое единение города, если даже его почетные представители не выработали общего мнения! Тем более что победа с перевесом в один голос не слишком убедительна - даже в теннисе, продолжая спортивную аналогию, игра идет до разницы в два очка... Чупров победил, но обещал исправиться Общее мнение все-таки вырисовывалось: торопиться не следует. Замечаний по поводу победившего варианта было высказано немало. По окончании голосования Игорь Спасский даже изложил свои поэтические соображения в письменном виде и передал их победителю. Однако никто из девяти авторитетов не воспользовался своим почетным правом и не проголосовал "против всех". Наиболее жесткую позицию занял Кирилл Лавров, который, вынося свой вердикт, уточнил, что голосует исключительно за второй куплет. Центральное четверостишие, действительно, пожалуй, в порядке. Но как быть с затруднительным "Санкт-Петербург" в начале третьего? Попробуйте пропеть. Когда городские власти будут утверждать гимн города, мнения Кирилла Юрьевича уже никто не спросит. Чем ближе к майским торжествам, тем больше соблазн "увековечить" и "приурочить". Чупров, надо отдать ему должное, внимательно выслушивает все замечания и пожелания (дело-то не частное). На церемонии финального голосования он отнюдь не выглядел триумфатором и обещал "принять во внимание" и поработать над текстом. Вот только принципиальные коррективы в произведение искусства, как правило, вносятся непосредственно во время творческого процесса. Рано или поздно наступает момент, когда поэтические строки как будто покрываются защитной пленкой, застывают, как обожженная глина, и становятся для своего создателя священно-недоступными. Такая метаморфоза может произойти, скажем, после публикации. Или победы в конкурсе. Тут уж и в самом деле из песни слова не выкинешь. Гениальные творения становятся таковыми или сразу, или никогда. Наверное, бывают и исключения, но, похоже, ждать от Олега Чупрова чудесного преображения 12 строк не приходится. О главном Сейчас можно по-разному относиться и к тексту Чупрова, и к музыке Глиэра. Но после того как депутаты все утвердят, а губернатор подпишет, этот гимн должен быть принят сегодняшним поколением петербуржцев раз и навсегда. Символика - штука серьезная. *** 10 символов Петербурга (по содержанию конкурсных заявок) Нева Медный всадник Петр Первый Окно в Европу Блокада Ангел на Петропавловке Белые ночи Мосты Адмиралтейство Эрмитаж *** Почетные граждане Санкт-Петербурга, принимавшие участие в финальном голосовании Михаил Бобров Любовь Егорова Кирилл Лавров Игорь Спасский Юрий Тюкалов (голосовали непосредственно) Жорес Алферов Ирина Богачева Алиса Фрейндлих Людмила Вербицкая (голосовали заочно)

Мирон Аркадьев


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама