Идея объединения школ в образовательные, или школьные, комплексы (ШК) будоражит общественность Петербурга с февраля. Тогда губернатор Владимир Яковлев объявил, что в ближайшие годы вместо 750 средних образовательных учреждений города возникнут двести с лишним комплексов. Но создание первых ШК сопровождается вспышками "народного гнева", появления которого в городской администрации не ожидали. Стараясь успокоить негодующих учителей, учеников и родителей, работники комитета по образованию утверждают, что школьные комплексы - это пока только идея, - что нет никакой реформы, а единичные случаи планирования таких конгломератов рассматриваются самым скрупулезным образом, чтобы, не дай бог, не ущемить интересы объединяющихся. Об этом, в частности, говорилось на недавнем заседании комиссии по образованию Законодательного собрания Петербурга. Однако, вопреки успокоительным речам чиновников, процесс создания ШК в городе идет все более активно и напоминает стихийную реформу. Стихийную - потому что ни документальной базы, ни концепции, ни регламента образования ШК, ни соответствующего юридического понятия нет.
А жалоб и недовольных участников процесса становится все больше.
"Нам не нужен эксперимент"
"Мы, родители учеников школы N 637, протестуем против объединения с 507-й школой. Мы не желаем смены руководства школы N 637. Наша школа заметно хорошеет - построена спортивная площадка, отремонтирован спортивный зал, заменена сантехника, постоянно проводится ремонт классов и коридоров... Мы видим, что дети лучше учатся, ходят в школу с интересом...
Кроме того, социальный статус семей обеих школ (запланированного комплекса) очень различается, и мы не хотим, чтобы у наших ребят выработался комплекс не полноценности".
"Мы, учителя школы N 84, переживаем очень трудные времена, так как нам стало известно, что наша школа попала под так называемый эксперимент, связанный с созданием школьного комплекса. Мы столкнулись с этой проблемой еще раньше, когда к нам была переведена значительная группа учащихся из 46-й школы, здание которой было отдано гимназии N 56.
Дети этой школы пережили та кой стресс, что до сих пор проходят период адаптации. Неужели им предстоит пережить еще один шок? Кто несет ответственность за сломанную детскую психику?"
Подобных писем - от родителей, учителей и -учеников - в редакцию приходит много. То и дело вспыхивают скандалы из-за того, что "слабые" школы не хотят уходить под крышу "сильных". Далеко не всегда подобные факты доходят до прессы, поскольку директора "подневольных" образовательных учреждений не хотят в разгар учебного года будоражить преподавательский коллектив и учеников с родителями. Да и за свою служебную карьеру беспокоятся, ведь впоследствии сами они рискуют остаться без работы.
Справедливости ради надо сказать, что явные конфликты, дошедшие до редакций СМИ, чаще всего решаются в пользу протестующих и строптивые школы оставляют в покое. Однако, по словам заместителя председателя комитета по образованию Натальи Третьяк, решение о создании очередного комплекса комитет по образованию вправе и будет принимать без учета мнения родителей. А об участии в соответствующей комиссии самих педагогов нет даже речи.
Чем будут руководствоваться чиновники? Судя по всему, своей волей, ведь, как сказала та же Наталья Третьяк, образовательный комплекс - понятие не юридическое, а бытовое. Создать под него законодательную и нормативную базы еще только предстоит.
Вместе с тем в комитете уже лежат 60 заявок от директоров, желающих расширить свои владения. А также 21 протестующее обращение (14 от родителей и 7 от коллективов школ). С начала апреля в комитете начала работать комиссия, созданная специально для того, чтобы решать судьбы конкретных школ.
Хулиганов - к хулиганам?
Сегодня чиновники говорят, что в заявлении губернатора о более чем двухстах ШК - больше эмоций, чем конкретных планов. Однако известно, что в прошлом году в Петербурге открылось несколько комплексов: на базе гимназии N11, куда вошла школа N 3; гимназии N 166, присоединившей 575-ю школу; гимназии N 533, подчинившей межшкольный учебный комбинат N 1; лицея "Восточной культуры" с присоединением школы N 130. И, наконец, широко разрекламированный, созданный для показательного примера школьный комплекс на основе гимназии N 56, куда вошли 46-я и 626-я школы.
Таким образом, намерение Владимира Яковлева находит одобрение в среде чиновников и у части школьных администраторов. Прислушаемся к их доводам: какую пользу и кому, по их мнению, должна принести "комплексная" перетасовка школ и школьных коллективов.
По словам Владимира Яковлева, идея укрупнить учреждения среднего образования возникла из-за того, что "большинство школ загружено на 60 - 80 процентов, многие здания нуждаются в ремонте". То есть ШК обеспечит нормальную наполняемость классов. Кроме того, сказал губернатор, "младшие школьники будут учиться отдельно от хулиганистых старшеклассников".
Инициаторы создания ШК убеждают, что при объединении происходит экономия средств. В качестве примера приводят стоимость обучения одного ученика образцово-показательного комплекса на базе 56-й гимназии. Она составляет семь тысяч рублей в год, что вдвое меньше, чем обучение в присоединенной 626-й школе. Учтены ли при этом внуши тельные бюджетные средства на ремонт и реконструкцию помещений? Нет. Впрочем, о сомнительности материальной выгоды для города (не для потенциальных владельцев освободившихся зданий) речь пойдет ниже.
Один из доводов реформаторов - плохое здоровье большинства детей. В то же время бассейны, спортивные залы и площадки, тренажеры престижных школ и гимназий не задействованы в полной мере. Предполагается, что учащиеся присоединившегося к гимназии здания будут актив но пользоваться ее ресурсами.
Профессионалы сомневаются
Теперь послушаем аргументы тех, кто очень не уверен в целесообразности создания комплексов. Мы намеренно выбирали таких респондентов, которые не вовлечены в активную борьбу "за или против", но как профессионалы занимают взвешенную позицию.
Директор гимназии N 550 Центрального района Борис НОТКИН:
- Среди минусов идеи - это масштабность ШК. Из-за этого директор может даже не знать части коллектива. Школа из семьи превращается в производство.
Что касается разделения маленьких и больших, то ведь на практике они и так мало общаются. Начальная школа зачастую расположена в отдельном блоке, со своим гардеробом, игровой комнатой, нередко - и входом. Совсем же отделять малышей, думаю, не стоит. Мы их растим не в безвоздушном пространстве.
Еще говорят об экономической выгоде, решении кадровых вопросов. Этот аргумент уж вовсе непонятен. На создание ШК нужны огромные деньги. Так что экономическая выгода сомнительна, да и не в ней должно быть дело.
Директор гимназии N 261 Кировского района Любовь АГРАНОВА: - Пока наш коллектив не готов к созданию ШК, а дальше - будем думать. Да, нам всем ставят в пример 56-ю гимназию. Но на создание ШК на ее основе выделены большие деньги. На результат повлиял и авторитет этого учреждения, и участие городской власти. Так что недостатка не было ни в материальных ресурсах, ни - главное - в кадрах.
А теперь представим, что центром комплекса станем мы. (В комитете по образованию сообщили, что в отношении нашей гимназии есть такое намерение.) Это значит, что слаженный, годами сплоченный коллектив должен быть разбросан по трем зданиям. Не знаю, сохранятся ли в таком случае нынешние результаты общей работы. Ведь смысл идеи еще и в том, чтобы слабые школы подтянуть до уровня сильных. Но вот относительно этого и возникают большие сомнения. Не получится ли наоборот?
И потом, 27 (это как минимум) младших классов в одном здании - это настоящий муравейник, руководить этим броуновским движением очень сложно.
Что же касается площадей... Во-первых, школ, которые заполнены менее чем наполовину, в городе единицы. Так что якобы пустующие здания - это не аргумент. Во-вторых, на фоне спада рождаемости действительно учеников стало меньше. Ну так это же возможность повысить качество образования! В советские времена у нас учились 1200 детей, сегодня - 760. Зато появились три компьютерных класса, читальный, тренажерный залы. Вот на что надо тратить деньги.
Директор школы N 377 Кировского района Юрий ГУРФИНКЕЛЬ:
-- Как идея школьные комплексы мне нравятся. Среди ее несомненных плюсов - возможность эффективнее использовать учебные ресурсы более богатых заведений. Хорошо "выглядит" и намерение поселить маленьких в свое здание. Однако есть сомнения.
Во-первых, не стоит ли за этой идеей попытка приватизировать освободившиеся здания, пока не поздно, то есть пока сохраняется тенденция к уменьшению количества детей? Ведь демографы обещают через 5 - 7 лет взлет рождаемости, то есть через 12-14 лет школы снова заполнятся. Так зачем их сегодня уточнять?!
Во-вторых, никто не обращает внимания на один опасный психологический нюанс. Я уж не говорю о директорах присоединившихся школ, которые останутся не у дел. Но ведь перемешаются коллективы, а, как известно, педагогические коллективы весьма непросты.
Как родитель будущего первоклашки я тоже могу кое-что добавить к высказываниям профессионалов.
Допустим, из трех школ микрорайона решат сделать комплекс и одну отведут для младших классов. Причем совсем не ту, куда записан мой ребенок. Это означает, что для него, как и для двух третей учеников, дорога значительно удлинится и усложнится. Уверена, большинство родителей будут очень возражать против такого факта.
Дальше. Объединение предполагается "под крышей" гимназий. Однако еще не факт, что гимназия соответствует своему статусу, который она получила 10 - 15 лет назад. По опыту знаю, что среди них есть такие, у которых остался только бренд, а кадры и ресурсы растеряны. Между тем в эти "гимназии" по-прежнему стоят очереди на поступление, поскольку родители не знают реального положения дел.
А как расценивать то, что о столь серьезных намерениях, действительно претендующих на реформу, было заявлено в середине учебного года? Никто не подумал, как перетасовки в конкретных школах и даже их планирование будут трясти учителей и учеников, как сложно учить и учиться в столь нервной обстановке.
Следующий довод высказывали практически все собеседники, и с ним нельзя не согласиться. Очень смущает то, что совершенно не разработана законодательная база, неизвестен денежный источник. В таких условиях затея рискует превратиться в мыльный пузырь. Который, прежде чем лопнет, наделает много неприятностей.
Об этом же говорили и депутаты ЗакСа на мартовском заседании комиссии по образованию. Они приняли обращение к Владимиру Яковлеву с настоятельной просьбой приостановить создание образовательных комплексов, пока этот процесс не будет регламентирован, юридически и финансово обоснован. А в состав комиссии комитета по образованию, решающей судьбы школ, ввести представителей общественности: депутатов, педагогов и обязательно - родителей. Впрочем, реальной силы депутатская просьба не имеет. Так что пока школьные комплексы, которые де-юре являются не более чем призраками, де-факто "обрастают" плотью.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1