ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Новости 18 октября 2006, 10:48

Объединение регионов глазами политических деятелей СЗФО: от зачистки криминальных полей до уничтожения самоидентификации населения

Тема объединения регионов, наверное, наверное, одна из самых стабильно обсуждаемых представителями политических элит. Очередной всплеск политического интереса к этой проблеме, который можем наблюдать мы сегодня, связан с инициативой Совета Федерации РФ, впредь проводить укрупнение без обязательного проведения референдума среди жителей объединяемых территорий. Политическая дискуссия проходит на фоне информации о скором объединении целого ряда округов, областей и республик нашего государства. На территории Северо-запада к объединению, по общему мнению, власти готовят Архангельскую область и Ненецкий автономный округ, а также Новгородскую и Псковскую области. Многие эксперты утверждают, что отмена проведения референдумов по вопросам объединения регионов является звеном одной цепи с отменой прямых выборов губернаторов и предложениями по назначению региональными властями глав городов, являющихся региональными центрами. Прокомментировать эти процессы корреспондент ЗАКС.Ру попросил ряд политических и партийных деятелей Северо-западного федерального округа.

Игорь Смирнов, депутат Псковского областного Собрания, председатель совета Псковского регионального отделения партии "Родина":
"Сама мысль о том, что можно решать судьбу регионов, судьбу граждан, не учитывая их мнения при определении их собственного будущего? провокационна и категорически неприемлема.
Могу сказать, что я противник объединения и укрупнения. Наше государство называется Российской Федерацией и состоит из республик, автономных краев и областей. На деле же федеративности не существует, а проявляется только собственно в названии. Федерацией, скорее, можно назвать Германию, например, где территориальные единицы имеют достаточно широкие права для управления собственной жизнью. В России же выстроенная вертикаль власти доводится до абсурда.
В умах политиков бродят идеи объединения регионов - Пскова и Новгорода. Почему не Пскова и Калининграда? По принципу приграничности? Для удобства распределения бюджета? Для облегчения труда чиновников? Но ведь тогда не будет ни псковичей, ни новгородцев. Самоидентификация жителя, ощущение принадлежности к своей земле не должны быть разрушены. Это не экономический, но принципиально важный момент. Особенно, как мне кажется, это существенно для Псковской области, которая выковывалась в историческом горниле страстей и войн. Сейчас и житель Усвят и житель Гдова чувствует себя псковичом. "Ми пскопские" - это придает самоуважения и заставляет заботиться о земле, на которой живешь".

Павел Николаев, депутат Псковского областного Собрания, председатель комитета Псковского регионального отделения партии "Патриоты России":
"Мы когда-то были братьями: Новгород - старший брат, Псков - младший. Мы это проходили, и к чему это привело - хорошо известно. Была одна метрополия. По всей видимости, наши предки были умнее наших властей, и они территориально разделили Новгород и Псков.
Если смотреть на сегодняшнюю карту Пскова и Новгорода, главным образом на транспортное сообщение, то видно, что нас связывают лишь несколько дорог, которые находятся в не очень хорошем состоянии. В Псковской области 8,5 тысяч населенных пунктов и очень большое количество дорог. Поэтому соединять этот конгломерат огромного хозяйства, хоть и находящийся сейчас в не очень хорошем состоянии, на мой взгляд, это выльется в большие затраты, и меньше пользы получится из этого соединения. Поэтому я думаю, что Новгород с Псковом соединять не целесообразно. А что касается Архангельской области и Ненецкого автономного округа, то здесь надо рассматривать ситуацию исходя из реалий местной инфраструктуры, местной политики взаимоотношений.
У нас уже сейчас идет укрупнение, но не областей, а районов внутри областей. Причина печальна: действительно меньше становится народа. И выход из этой ситуации организовать бум рождаемости и направить федеральные средства в регионы. А укрупнение не принесет дополнительных финансовых источников. Было два бюджета, ну будут они слиты в один. И при слиянии бюджетов может оказаться, что регион, получивший столицу, окажется в лучшем положении, а до ликвидированного региона деньги попросту не дойдут.
И насчет волевого указа - такое самовластие, когда не спрашивали и решали без ведома региона, мы уже проходили и на примере царской России и на примере СССР, в результате мы не имеем сейчас ни империи, ни Союза.
Я не сторонник того чтобы было присоединение Пскова к Новгороду. Наоборот, федеральному центру нужно обратить внимание на исконно русские территории и дать побольше денег на их развитие".

Евгений Ременчик, второй секретарь Псковского горкома КПРФ:
"По поводу объединения Пскова с Новгородом: отношусь отрицательно. Потому что в моей практике, я помню еще в 50 годах, начали укрупнять колхозы. Это оказалось пагубно для тех, кто более-менее нормально жил, потому что надо было кормить голодных. С этой позиции - отрицательно.
Были округа - объединенные области. Они работали взаимосвязано, друг другу помогали - это дело другое. И потом, ведь у нас разные территориальные условия".

Лев Шлосберг, председатель Псковского регионального отделения Российской демократической партии "Яблоко":
"Я отрицательно отношусь к объединению исторически сложившихся земель европейской территории России, которые имеют более чем по 1000 лет собственной истории. Это вредно во всех смыслах и не имеет ни одного плюса, только минусы.
Мотив Кремля понятен ему необходимо уменьшить территорию политического торга. Чем меньше подчиненных начальников, тем легче, якобы, управлять этим "огородом". Такая мера, с одной стороны, действительно, могла бы решить политическую задачу для Кремля по укрупнению субъектов политических отношений. Как топором - чем меньше, тем проще. То есть это совершенно имперский подход.
Но в действительности такое действие быстро снижает привлекательность для проживания на данной территории. Потому что центр власти, центр принятия решений сразу же перетекает в другое, более отдаленное место. Для решения существенных вопросов люди должны будут ехать за сотни километров. Если мне для принятия решения по важному вопросу необходимо ехать за сотни километров, то я подумаю, в том ли месте я живу.
Мы уже имеем в нашей истории пример ликвидации Великолукской области в 1957 году и объединения ее с Псковской. Этот процесс убил Великие Луки и прилегающие земли как некий центр, благоприятный для жительства. Жители сейчас оттуда убегают тысячами, город практически вымирает. Скоро его население будет меньше 100 тысяч человек. Там сейчас остаются на работу меньше 10 процентов выпускников школ. То же самое будет и с любым другим региональным центром, не важно, каким - Псков, Тверь, Новгород.
Что касается экономических обоснований такой меры, то их нет никаких. Регионы экономически не срастутся. Объединение Пскова и Новгорода это просто бред. Два слабых по потенциалу, не самодостаточных региона, и объединять их - это экономический нонсенс.
Имеет смысл укрупнять только те регионы, которые существуют по принципу матрешки - когда автономный округ входит в субъект. И то есть случаи, когда это нецелесообразно и приводит на деле к "зачистке" территории от людей.
Сегодня мы опять можем убедиться, что государственный орган Совет Федерации по сути уже не является Советом Федерации. Это абсолютно бессмысленный и политически коррумпированный орган власти, который является на практике антифедеративным. Сегодня он делает все что угодно Кремлю для реального уничтожения Федерации, от которой и так уже почти ничего не осталось. На деле России срочно необходима федерализация, в первую очередь экономическая, а затем и политическая. Иначе регионы просто задохнутся.
Скорее всего, высказанная версия о связи отмены референдумов по объединению с отменой прямых выборов губернаторов и мэров имеет под собой основания. Думаю, что это некий задел для периода после 2008 года. То есть я сомневаюсь, что эта инициатива будет реализована совсем скоро. Но это очередной пробный шар, причем уже внятный по юридической форме. Дело в том, что субъекты Российской Федерации не являются полноценными государственными образованиями с соответствующими гарантиями защиты территории для проживающего на ней населения, и по этой причине эта "штука" может проскочить. Надежды на Конституционный суд никакой, он давно уже не является реальным судом, это по факту одно из подразделений администрации президента, который выполняет все указания Кремля. Это наглядно показала ситуация с отменой выборов губернаторов. К слову, только назначенные губернаторы, никак не зависящие от людей, но зависимые от Кремля, способны на ликвидацию регионов.
Но есть и еще одна вещь, еще один аргумент - европейский подход к территориям. Он заключается в минимизации расстояний между гражданином и центрами принятия решений. Инфраструктура власти должна быть максимально близка к человеку. Соответственно, чем больше расстояние от меня до власти, тем меньше она мне подконтрольна, тем легче ей уходить от ответственности передо мной как гражданином. В нашей стране, где и так огромнейшие, колоссальные расстояния, такие инициативы делают власть недосягаемой. Они создают возможность создания просто символических отрывов власти от людей. И если в Сибири, на Дальнем Востоке, где для людей тысяча километров направо или налево имеет относительно мало значения, потому что это, в первую очередь, тундра и тайга, и там удаленность от власти всегда была благом, то в европейской части России близость гражданина к власти всегда имела значение.
Мы живем в регионах глубокой исторической и культурной идентификации жителей. Любое их слияние будет сложной ментальной драмой для людей. Я не думаю, что люди воспримут это равнодушно.
В такой ситуации людям останется единственный шанс - блокировать здания ЗакСов, поименно узнавать депутатов, голосующих за инициативу объединения, запоминать имена этих людей пожизненно, чтобы никогда за них больше не голосовать.
Если эта инициатива перейдет в практическую плоскость, то, думаю, будут массовые протесты. Я рискну предположить, что это просто так с рук не сойдет. Надеюсь, что отыщется значительное количество политических сил, граждан, которые будут протестовать. Я лично готов подписать письмо за отзыв любого из псковских сенаторов, если он проголосует за данную инициативу".

Любовь Андреева, депутат Маловишерской районной Думы, бывший Главный федеральный инспектор в Новгородской области, член партии национального возрождения "Народная Воля":
"Укрупнение регионов не может быть проведено без волеизъявления жителей этих регионов. Источник власти - народ, а, следовательно, любое решение должно приниматься после получения результатов отношения к этому вопросу жителей объединяющихся регионов. Что касается механизма объединения после референдума с положительными итогами - тут следует подумать. Но при всех условиях главное - воля народа. Кто и на каком уровне обсуждал вопрос объединения Псковской и Новгородской областей - мне не известно. А о перспективе объединения может ответить нам только народ - жители областей, когда выразят свое отношение к этому на референдуме.
Инициатива Совфеда по отмене референдума в этой ситуации, по моему мнению, не является никаким звеном и не связана с отменой прямых выборов губернаторов. Как известно, губернаторы возглавляют государственную исполнительную власть в регионе, их назначение связано с системой единства и вертикали исполнительной власти. Вместе с тем, самим губернаторам очень хочется назначать глав городов. Сразу два вопроса: а почему только это должны быть региональные центры? Чем хуже глава Поддорского или Маревского района Новгородской области? Может тогда назначать всю категорию глав? Спрашиваю: "каких" - районных, городских, сельских или городского округа, столицы региона? Нельзя регулировать отдельные объекты правоотношений, тем более вновь образованные муниципалитеты в Новгородской области не обладают в полной мере необходимыми средствами и полномочиями органов местного самоуправления. Нужно вспомнить, что город Великий Новгород не является государственным образованием, а представляет собой муниципальное образование. Все это говорит о нормативно не урегулированных отношениях органов власти субъектов РФ и городов - региональных центров, а не о предложениях по назначению глав городов, тогда уж всех глав, забыв, что местное самоуправление не входит в систему органов госвласти".

Антон Морозов, депутат Новгородской областной Думы, координатор Новгородского регионального отделения ЛДПР:
"Укрупнение регионов стратегическая цель общегосударственного масштаба. Это делается в основном для того, чтобы, во-первых, обеспечить финансовую и экономическую самодостаточность регионов, улучшить их инвестиционную привлекательность и в результате повысить жизненный уровень граждан, а во-вторых, для того, чтобы полностью перейти к территориально-географическому принципу деления Российской Федерации и тем самым убрать национальные образования и тем самым минимизировать возможность национал-сепаратизма. Проводить референдумы по объединению сложно и дорого. В результате выкидываются на ветер большие деньги. Кроме того, правящая чиновничья элита объединяемых регионов сопротивляется, так как при этом существенно сокращается количество чиновников и, соответственно, хлебных мест. Более того, сами граждане не всегда в состоянии осознать глобальную стратегическую государственную политику, живут местечковыми интересами, их бывает трудно убедить в необходимости укрупнения регионов.
Назначение губернаторов (и вообще в перспективе всей исполнительной власти) и укрупнение регионов связывает между собой то, что это базовые элементы программы ЛДПР, неоднократно озвучиваемые Владимиром Жириновским на протяжении многих лет. Отрадно то, что хоть и медленно, но верно программа ЛДПР реализуется. Объединение Псковской, Новгородской и Тверской областей было также впервые озвучено Владимиром Жириновским в ходе его визита в Новгородскую область. Это рано или поздно произойдет, но в первую очередь укрупняться будут регионы, имеющие большую национальную составляющую и соответствующее наименование".

Николай Захаров, председатель комитета Маловишерского местного отделения партии "Патриоты России":
"Вообще-то любое укрупнение, будь то область или поселение, без волеизъявления граждан, живущих на этих территориях, считаю, противоречит демократическому обществу. Взять пример Маловишерского района, когда граждан в поселковых советах, допустим, на станции Мстинский мост или Подгорное, никто и не спросил, нужно ли им это укрупнение. Что из этого получилось? Недовольных много! Но все почему-то ругают федеральную власть, когда, на самом деле, 131-й закон именно и предписывал решением схода граждан решать такое укрупнение. Возможно кому-то такое недовольство на руку?
Объединять Новгородскую и Псковскую область, думаю, нецелесообразно. Что выиграет от этого укрупнения население? Или уменьшится управленческий аппарат? Или Псковская область будет помогать своей налогооблагаемой базой, доходной частью, Новгородской? Или наоборот? Будет больше инвестиционных проектов? Ответ однозначный. Если и муссируется такой вопрос "наверху", то, видимо, такие будоражащие общественность слухи кому-то нужны. На ближайшие 3- 5 лет нам это объединение не светит!"

Юлия Бороненко, политтехнолог, член партии "Патриоты России" (Новгородская область):
"Полагаю, что большинство новгородцев и псковичей категорически против решения, принятого без их согласия. Кстати, недавно господин Вешняков сам утверждал, что для принятия решения по укрупнению регионов необходим референдум в тех регионах, судьба которых решается. Вне всякого сомнения, без данной реформы не может быть нормального контроля и законной управляемости субъектов Федерации. Но именно от решения людей зависит легитимность подобного решения. Мы давно говорим о том, что управлять пусть крупными, но малым числом, субъектов федерации легче, нежели большим количеством малых.
При этом нельзя не принимать во внимание, что имеют место быть внутренние притязания местных "царьков" губернаторов, давно "сидящих" на своих "столах", как говорилось в средневековой Руси. Именно эти притязания на власть, местные "завязки" с криминалитетом и бизнес-структурами станут определяющими для губернаторов, а отнюдь не мнение жителей губерний. При этом не секрет для новгородцев, что они живут хуже, нежели псковичи. Мы давно проигрываем и в заработных платах, и в уровне обеспеченности товарами первой необходимости, и в обеспеченности медицинским обслуживанием, и так далее, и тому подобное.
Если нас, Новгородскую и Псковскую губернии, и объединять, то делать это не по исторической параллели: Великий Новгород старший брат, Псков младший, защитник, а по сегодняшней экономической ситуации. А чтобы "уровнять" политические приоритеты новгородского губернатора и псковской экономической элиты, необходимо объединение не двух вышеназванных регионов, а нескольких под эгидой одного "большого брата" в лице Ленобласти. То есть создать один регион из 8 субъектов Федерации. Именно данный инструмент может позволить действующим региональным лидерам (губернаторам) предпринять попытку создания собственного административного ресурса на уже неподвластной после объединения территории. Полагаю, что даже это не спасет местных лидеров исполнительной власти вне зависимости от партийной принадлежности, хотя она и так очевидна, от "сдачи" своих экономических рычагов, бизнесов, "крыш" новым управленцам. Что, в свою очередь, приведет непременно, к перераспределению финансовых потоков внутри конкретного региона, изменению слоев коррумпированности и "уничтожению" действующих криминальных структур. Таким образом, как ни странно, отнюдь не "снизу", с места, а "сверху", но не через силовые структуры будет произведена "зачистка" местных криминальных полей, на которую не способные местные руководители".

Константин Журавлев, исполнительный директор Архангельского регионального отделения партии "Союз правых сил":
"В России референдум уничтожен как таковой еще некоторое время назад. Все законодательные инициативы последнего времени на это как раз и направлены. Сейчас фактически уничтожен всероссийский, а даже местный референдум. Все продолжается в том же русле и понятно, что, к сожалению, общество позволяет такую политику проводить. Эти референдумы можно только условно так назвать. Мне кажется, что у государства и у страны есть более важные задачи, чем проведение референдумов.
Я не думаю, что что-то радикально изменится как в Архангельске, так и в НАО. Но там намного сильнее местная элита и лобби, которое за ней стоит, поэтому вопрос идет очень тяжело. А так, насколько увеличатся поступления в Архангельск, настолько уменьшится трансферт из Москвы. Область не проиграет и не выиграет - не такие уж большие деньги, я думаю. Конечно, НАО частично пострадает, но тоже несущественно. Но это потребует опять-таки изменений, документов, создания других структур и так далее.
Отмечу, что последние несколько лет Архангельск и НАО уже фактически считаются объединенными. У нас уже средняя зарплата по региону считается с учетом нефтяников, бюджетная обеспеченность разница в 7 раз, но нам выводят общую".

Игорь Кошин, председатель Собрание депутатов Ненецкого автономного округа:
"Все отдают себе отчет: если будет проведен референдум 99 процентов населения НАО выскажется против объединения. Вообще это глобальный политический вопрос. Однако объединение бюджетов, которое может произойти в 2007 году, уже фактически означает утрату округом самостоятельности. Поэтому перед властями округа, всеми его жителями сейчас стоят совершенно конкретные задачи. Нам важно, во-первых, сохранить свой бюджет и, во-вторых, сохранить его достойное наполнение. Мы очень постараемся эти задачи выполнить".

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости12 октября
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама