ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 24 июня 2009, 13:28

Сибирские индустриальные монстры поселятся в Музее Достоевского

Интерактивный проект  "Знаки: Нефть – Образ – Кукла" представляют фотохудожник Георгий Корчёнкин, режиссер кукольного театра Юрий Евдокимов и антрополог Олег Николаев 25 июня в Музее Достоевского.

Увидеть…
Основой идеи стал цикл фотографий сургутского фотохудожника Георгия Корченкина "Знаки". Это фотообразы фрагментов пространства Западной Сибири. Любой ландшафт, увиденный с высоты птичьего полета, воспринимается как некая "тайнопись", убеждены авторы проекта. Все хорошо знают "лабиринты–иероглифы" природных ландшафтов Западно-Сибирской низменности с ее многочисленными болотами, речками, протоками и озерами.

Цикл "Знаки" представляет иные западносибирские ландшафты. Они антропогенные. Это увиденные с вертолетной высоты рабочие поселки, буровые, нефтепроводы, строительные участки, производственные базы… Георгий Корчёнкин предлагает увидеть в ландшафтах, порожденных цивилизацией, "тайнопись"  –  некие знаки, которые не столь естественны,  заманчивы и привлекательны, как причудливое, но естественное чередование лесов, рек, гор, болот. Антропогенный ландшафт – совсем не такой. Он не имеет связности, сплошного характера. Он "рваный", фрагментарный, непредсказуемый в своем разворачивании. Его логика понятна только на картах развития той или иной отрасли промышленности. Ключи к расшифровке его "тайнописи" находятся в проектной документации нефтяных компаний и строительных организаций. Сфотографированный участок ландшафта этой логики лишен; он уродлив и бессмыслен. Может быть, только специалист догадается, что это безобразная "заплатка" на местности является на самом деле какой-нибудь нефтепроводной станцией.

Оживить…
Если фотохудожник Георгий Корчёнкин увидел знаки, то режиссер кукольного театра Юрий Евдокимов обнаружил, что эти знаки – лица живых существ (скорее монстров, чем людей): то смеющиеся, то тоскующие, то самонадеянные, то сомневающиеся, то простоватые, то "обезображенные" интеллектом. Поскольку живым актерам сыграть этих "постиндустриальных существ" очень тяжело, возникла идея создания театральных кукол, похожих и на людей, и на "знаки" антропогенного ландшафта.

Узнавание зрителем куклы на фотографии и фотографии в кукле само по себе эффектно. Но все-таки, о чем могут сказать эти существа, которые в форме кукол начали двигаться, издавать звуки, чего-то хотеть? Как они могут помочь понять смысл ландшафтных фотоснимков? И где здесь современный человек с его мыслями, чувствами, состояниями? С помощью петербургского антрополога Олега Николаева произошло философское  осмысление идеи постиндустриальных знаков.

Услышать…
"Об этом можно написать философский трактат, научно-фантастический роман, снять фильм… Мы избрали особую форму, пытаясь соединить языки художественной фотографии, кукольного театра, музейной экспозиции. Создаваемое нами странное "проектное существо", кажется, похоже на тех ландшафтных "монстриков", о которых мы и хотим говорить. Пусть это будет первым вкладом в создание Фонда защиты постиндустриальных существ! Мы убеждены: их тоже необходимо защищать, они не виноваты в том, что мы их породили,  – говорят авторы проекта. – Мы попытались воспринять ландшафт как пространство коммуникации. Тогда ландшафт природный является своего рода образцовой моделью. Каждая точка Земли связана с любой другой, если, конечно, не мешают сооружения цивилизации. Традиционный человек (ханты, ненец, русский крестьянин) знал этот "язык", пристраивался к нему и не нарушал его, добавляя пестроты и причудливости своими поселениями, священными местами, дорогами, охотничьими тропами…".

По мнению авторов проекта, индустриальная эпоха навязала пространству свою логику. Ландшафт рассыпался как целое – и теперь, чтобы его части могли услышать друг друга, недостаточно речки, где проходит лодка-долблёнка, или охотничьей тропы или крика. Нужны мощные автотрассы, нефтепроводы, телефонная связь, Интернет… Современное коммуникативное пространство организовано вдоль и поперек, перенасыщено всеми возможными видами связи.

"Наши куклы ("постиндустриальные существа"), с одной стороны, порождены "разорванным" нефтедобычей ландшафтом, с другой, похожи на нас, на современных людей – и не только внешне, а и тем, что тоже находятся в пространстве "недоделанной" коммуникации. А, может, мы стали больше похожи не на наших предков, знавших "язык" природного ландшафта, а на этих странных, порожденных цивилизацией существ?" – говорят создатели "Знаков".






Участники проекта:
ГЕОРГИЙ КОРЧЁНКИН (г.р. – 1954). 40 лет фотографической практики: Югра, Урал, Алтай, Тибет… Цикл фотографий "Знаки" создавался в 1999–2000 годах в экстремальных условиях: Корченкин, привязанный к люку вертолета "Ми-8", делал снимки, одновременно корректируя высоту полета, скорость движения, освещенность.  Профессиональный фотохудожник, издатель, путешественник. Живет в г. Сургуте.

ЮРИЙ ЕВДОКИМОВ (г.р. – 1957). Родился на второй день после "1-го Чернобыля" в Челябинске–40. Два главных события в жизни – встреча с философией и с женой. Любимые мастера – УГРЮМОВ, ХУСИД, ВОЛЬХОВСКИЙ. Работал в театрах: "Гулливер" (г. Курган), "Кукла" (г. Санкт-Петербург), ФЭТ (г. Сургут). Театральный режиссер, кукольник. Живет в г. Сургуте.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ (г.р. – 1960). 32 экспедиционных года: Северо-Запад России, Обь-Иртышский Север, Кольский полуостров, Туруханский край… Пространства, данные изначально и навсегда: Васильевский остров и псковская деревня Железница (исчезла в 1974 году). Основное дело – создавать архивы. Главная проблема: как отличить "живое" от "неживого". Филолог "широкого профиля", фольклорист, антрополог. Живет в г. Санкт-Петербурге.



Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама