ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Позиция 27 ноября 2010, 17:57

Без реальных шагов видеообращение Медведева останется профанацией

"С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации", — заявил президент РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге. Громкое политическое заявление вызвало споры и обсуждения как в лагере консерваторов, так и среди оппозиции. О чем говорит обращение Медведева — о расхождении с "Единой Россией" и с Владимиром Путиным, о начале предвыборной кампании? ЗАКС.Ру поинтересовался у петербургских политиков и политологов, почему слова о застое появились именно сейчас.

Владимир Дмитриев, руководитель фракции КПРФ:

— Все эти заявления не более чем предвыборные ходы. Видимо, сейчас уже время популистских заявлений о том, что надо что-то делать, в том числе и с улучшением политических начал в нашем обществе. И партии, оказывается, не такие оппозиционные, как хотелось бы. Поругивает президент и партию большинства — "Единую Россию", которую сама же власть и создала. Все это идет в нормальных рамках предвыборной кампании, чтобы потом сказать: "Мы критикуем и тех и других — все у нас хорошо".

Медведев позиционирует себя сейчас как будущего президента. Никто из дуумвирата "Медведев — Путин" не уступит другому просто так. Скорее кто-то из них сойдет с этой гонки, и это, по моему мнению, было бы верно. Но есть подозрения, что так они и выйдут двумя кандидатами. Разногласия между Медведевым и Путиным существуют, но больше на примитивно-бытовом уровне. Например, после того как Путин бросил Шевчуку: "А ты кто такой?" — Медведев через некоторое время собирается с музыкантами в бильярдном клубе в одной рубашке и с пивом, показывая, что он знает, кто они такие, и что он даже дружит с ними.

Никакого отношения к политическому курсу это видеообращение Медведева не имеет. Какой была ситуация с выборами, такой же она останется и на ближайших выборах. Как были спущены сверху цифры, сколько должна получить та или иная партия, так все это и будет продолжаться. И надо сейчас все это отслеживать, систематизировать. Ведь во время встречи Суркова с американскими студентами было заявлено чуть ли не то, что они будут отказываться от "Единой России" как от ведущей партии. Может быть, в голове главного идеологов всех сегодняшних дел в России Суркова есть уже что-то новенькое. Так что происходит прощупывание общественного мнения подобными заявлениями.


Аркадий Крамарев, член фракции "Единая Россия":

— Слова Медведева прозвучали очень своевременно. И я совсем не согласен с теми, кто говорит, что это запоздавшее заявление. Президент сказал, что "Единая Россия" бронзовеет, так оно и есть. Я и сам так считаю, и это давно меня тревожит. Но и другие партии замешаны в стагнации. Так что это оплеуха не только "Единой России", как сказал Зюганов, а всем партиям. Подвержены стагнации и все оппозиционные партии, если их таковыми вообще можно называть сегодня.

Россия нуждается сегодня в справедливости, и Медведев этим обращением указал, как нам прийти в правильное состояние. Мне кажется, это заявление сегодня точно назрело.

Владимир Гольман, член фракции "Справедливая Россия":

— С Дмитрием Медведевым я не разговаривал, и что у него случилось в голове, я не знаю. И почему он именно сейчас высказался, я не очень понимаю. Это его право, он же президент. Я комментировать президента не могу, тем более я не знаю его мнения по многим вопросам. С его словами о том, что у нас сегодня в обществе стагнация, я согласен.

Константин Сухенко, член фракции ЛДПР:

— Занимаясь проблемами модернизации, Медведев видит, что в сложившейся политической ситуации остается все меньше желающих активно участвовать в политической жизни страны. Причина в патернализме и вертикали власти. Так что президент правильно ставит диагноз. Ведь модернизация экономики неотделима от модернизации политической жизни. А действия уже происходят, хотя они, конечно, в существенной степени размываются "Единой Россией".

Президент говорит о своем видении будущего, и это сигнал для "Единой России" и для всего общества. Я не считаю, что его заявление как-то связано с предвыборной кампанией. В чем же тогда разница между словами двухлетней давности и сегодняшними? Тогда все, что говорит Медведев, можно отнести к предвыборной кампании. Я считаю, он просто реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается. Может быть, это и антивыборная кампания: я не убежден, что все поддержат обновления, предложенные президентом.

Михаил Амосов, член партии "Яблоко"

— Есть такая точка зрения, что признак демократии — это смена правящих партий. У нас этого не происходит, так что мы с этой точки зрения страна не демократическая. И в этом плане я не могу согласиться с президентом, который говорит, что у нас уже есть демократия. Но со многими оценками Медведева я согласен, просто я пошел бы дальше: ситуация хуже, чем он рисует ее.

Все большему числу людей в стране, в том числе и президенту, видно, что в стране у нас не все в порядке. Выстроенная система власти дает, мягко говоря, серьезные сбои. Происходят такие события, как открытие ситуации в станице Кущевской, нарастание противостояния в связи с демонстрациями, которые запрещались, выяснилось, что долго занимавший свой пост мэр Лужков не вызывает доверия у президента. И очевидно, что такая система не удовлетворяет общество. Поэтому, я думаю, и появилось сейчас заявление Медведева.

Можно, конечно, смотреть на это и как на начало предвыборной кампании. Но почему он тогда, например, не говорил о решении экологических проблем? Медведев говорит о том, что волнует людей. Я думаю, это отклик на неудовлетворенность общества. Видимо, он понимает, что в обществе эти вопросы тоже считают важными. Хотя, конечно, каждый политик думает о следующих выборах.

А насколько это серьезное заявление, мы узнаем в дальнейшем — по делам Медведева. Если удастся овладеть ситуацией с избирательными комиссиями, чтобы они не фальсифицировали результаты, если удастся создать информационное пространство, где партии могли бы себя проявлять и оппозиционные партии, значит, президент говорил действительно серьезно.

Андрей Пивоваров, руководитель РНДС в Петербурге:

— Наши руководители говорят правильные слова: это мы видели и при Путине, и при Медведеве. Однако эти слова не имеют ничего общего с делом. Мы не видим никаких либеральных подвижек, более того, законодательство по некоторым вопросам только ужесточается. Говорить об оттепели или о построении гражданского общества рано. Единственно, мне понравилась фраза Медведева о том, что демократия несовершенна. Власть хотя бы признает это, потому что ведь другие чиновники говорят, что они построили суверенную демократию, и говорят о том, что она работает.

Без допуска оппозиции к реальным выборам (я не считаю оппозицией парламентские партии КПРФ и ЛДПР — это те же карманные партии, только, условно говоря, "вид сбоку"), без доступа оппозиции к СМИ построение нормальной политической системы невозможно. И можно делать сколько угодно подобных заявлений, но без реальных шагов все это остается профанацией.

Скоро выборы в Госдуму, и, возможно, людей там готовят к каким-то косметическим изменениям. А в массовом сознании таким образом происходит понимание, что власть хочет что-то сделать, изменить. Вот похожий пример, который характеризует работу нашей власти: когда повышаются зарплаты бюджетникам, это преподносится как добрая воля властей, как благая весть. Хотя все экономисты знают, что это запланированный шаг.

А что касается "Единой России", то еще Путин говорил, что она не должна быть партией чиновников и бюрократов. Они могут озвучивать любые заявления, но "Единая Россия" превратилась уже в некий профсоюз чиновников. И никаких подобных сигналов она не может принять: рейтинги партии уже не так высоки, и она не может позволить честные выборы, так как в этом случае проиграет. "Единая Россия" будет вынуждена наращивать административное давление, и этот процесс не остановят заявления даже чиновника такого уровня, как президент.

Дмитрий Травин, политолог:


— Здесь могут быть два объяснения. Либо Медведев собирается создать президентскую политическую партию и поэтому указывает, что у нее должны быть равные условия с "Единой Россией". В таком случае это сигнал для "Единой России". Либо это ничего не означает, а на него просто воздействуют разные приближенные, разные группировки, и Медведев то делает жесткие заявления в адрес наследия путинского режима, то перестает что-либо делать.

Ни коммунистам, ни справороссам, ни тем более маргинализированным демократическим партиям ("Правому делу" и "Яблоку") робкая поддержка Медведева никакой пользы не принесет, добавляет Травин в своем блоге на Slon.ru. Но вот если президент вдруг захочет сформировать свою собственную партию, которая, естественно, окажется в оппозиции к "Единой России" и лично к Путину как ее лидеру, тогда любые действия по выравниванию доступа к СМИ и к формированию региональных органов власти приобретают реальный смысл. Формирование такой партии однозначно станет вызовом Путину. Если бы тот в свое время остался над схваткой и не возглавил лично "Единую Россию", любая новая партия могла бы формально рассматриваться как элемент путинской системы власти. Но в ситуации, когда имя Путина твердо увязано с одной политической силой, все остальные силы должны быть либо бессильными, либо оппозиционными, заключает Травин.

Беседовала Анна Тульская

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама