ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 февраля 2004, 16:31

Шесть шестерок в скучной семерке

Предвыборная кампания в России продолжает развиваться. Старт успешной кампании преодолели семь кандидатов из первоначально собиравшихся одиннадцати. Но более содержательной пока что кампания не становится, и интрига в ней не так и не появляется. Впереди еще теледебаты, но предварительные оценки кандидатам можно дать уже сегодня, и они не в их пользу.

Еще в конце декабря лишился возможности баллотироваться Герман Стерлигов. Человек, стоявший у истоков одной из первой брокерских фирм в России, он давно оказался на политической обочине, да и в бизнесе играет не первую скрипку. Неоднократно он пытался вернуться в активную жизнь, но избиратели его регулярно не понимали. Теперь его не понял и Центризбирком господин Стерлигов неверно оформил представленные документы, не заверив нотариально протокол регистрации участников собрания избирателей, выдвинувших мастера похоронного бизнеса кандидатом в президенты. Судебных разбирательств, равно как и попытки повторно провести собрание, со стороны претендента не последовало. Видимо, не очень-то стремился возглавить государство.

Двое претендентов не дошли даже до процедуры сдачи подписей предприниматели Анзори Аксентьев-Кикалишвили и Владимир Брынцалов. Каждый из них постарался найти благовидный предлог для своего отказа от дальнейшей борьбы. Брынцалову так понравился действующий президент, что он возжелал сплотить общество вокруг Владимира Путина. Непонятно, правда, что мешало ему осознать факт президентства Путина в момент регистрации инициативной группы? У Брынцалова есть уже опыт участия в выборах в свое время он получил около 1 процента голосов, пытаясь обыграть Бориса Ельцина и Геннадия Зюганова. Видимо, бравый владелец аптечного бизнеса осознал, что сейчас число его сторонников окажется еще меньше.

Аргументы Кикалишвили и вовсе смехотворны он обвинил Литву в нарушении его гражданских прав, а посему и не стал продолжать предвыборную гонку. Не приходится, однако, сомневаться: он просто не сумел собрать требуемые два миллиона подписей избирателей.

Подписи не стал сдавать еще один кандидат, но уже по иной причине. Экс-глава Центробанка, а ныне депутат от блока Родина Виктор Геращенко был твердо уверен в праве баллотироваться. Его выдвинула в кандидаты Партия Российских регионов, входившая в состав Родины. Центризбирком решил иначе одна из трех партий блока не может решать за весь блок. Теоретически можно было бы заранее договориться и собрать съезды всех трех партий блока. Но Геращенко это не помогло бы. Многие родинцы вовсе не намерены его поддерживать и выдвинули его кандидатуру исключительно чтобы не допустить консолидации своего электората вокруг Сергея Глазьева. Еще в момент создания блока было ясно Родина создается для оттягивания голосов от коммунистов, а не для противостояния президенту Путину.

Конечно, у сопредседателя блока Глазьева еще остается шанс получить поддержку товарищей после отказа Верховного суда удовлетворить жалобу Геращенко на действия Центризбиркома, но это весьма маловероятно. Попытка позиционировать себя как жесткого оппонента власти обрекает его усилия на провал. В лучшем случае Родина займет позицию нейтралитета. Но наиболее вероятно, что другой сопредседатель блока Дмитрий Рогозин добьется поддержки своими коллегами кандидатуры действующего президента. Позиция же самого Глазьева пока что оказывается весьма маловразумительна. Из его речей следует: проводимая в стране социально-экономическая политика неверна и ошибочна. При этом виноватым у него оказывается правительство, а не президент, это правительство формирующий.

Про содержательную сторону кампании либерал-демократического кандидата Олега Малышкина и вовсе нечего сказать: сей политик знаменит только драками в телестудии, а речи за него намерен произносить партийный вождь.
Аграрный коммунист Николай Харитонов как раз ораторствовать самостоятельно в состоянии, но иногда, как гласит рекламный ролик, лучше жевать, чем говорить. Лейтмотив его избирательной кампании прост: он самый верный, самый надежный союзник Геннадия Зюганова. Это явно рассчитано на сохранение ядерного коммунистического электората. Надежда пока что зыбкая: социологические опросы не дают Харитонову более 2-3 процентов. И хотя кандидат КПРФ и заикнулся робко о том, что гарант Конституции Путин ничего никому не гарантирует, критика его в адрес властей звучит абсолютно беззубо и выглядит как дежурное злословие. Мало кого из россиян волнует и идея борьбы с семиговщиной. Неудивительно, что даже левые избиратели не спешат поддержать Харитонова.
Спикер Совета Федерации, уже возглавлявший благополучно провалившийся на думских выборах блок ПВР-РПЖ, на достигнутом смехотворном результате явно останавливаться не намерен. Он отправляется на выборы, заявляя, что кресло президента ему в общем-то и не нужно. Никаких программных заявлений от Сергея Миронова пока не слышно, и вряд ли теледебаты добавят что-то новое. Отправившись на выборы в качестве технического дублера Владимира Путина для обеспечения видимости состязательности, глава Совета Федерации полностью потерялся в тени президента.
Явно антипутинскую кампанию вознамерились вести Иван Рыбкин и Ирина Хакамада. Но практически сразу их борьба со всевластием федерального центра и президентской администрации скатилась на пацифистско-антивоенную истерику. Одного лозунга политического диалога может оказаться явно недостаточно для мобилизации ошарашенного итогами думских выборов демократического электората. Кроме того, и Рыбкин и Хакамада так и не дали вразумительного ответа на серьезный вопрос как они оценивают свою собственную роль в деле формирования путинского авторитаризма. А для неопределившегося электората это весьма важно.
Фактически семь из шести кандидатов играют в предвыборной кампании роль статистов. Результат во многом предопределен, и участники выборов знают, что одолеть фаворита выборов Владимира Путина для них практически невыполнимая задача.
Да и сам главный претендент на пост главы государства явно не стремится добавить содержательности в президентскую кампанию. Отказ Путина от теледебатов показывает два факта, и оба они неприятны. Во-первых, действующая власть считает оппонентов силой, недостойной участия в дискуссии, а следовательно, и в политической жизни страны. И, наконец, президенту просто нечего сказать и нечем ответить на аргументы критиков.

Борис Воронин

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама