ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 26 июня 2006, 14:03

Игорь Артемьев: У "Газпрома" трудно выиграть в суде

Когда говорят о бизнесе в России, обычно подразумевают огромные корпорации с многомиллиардным оборотом, большими возможностями. Такие компании, занимаясь вложением своих прибылей, волей или неволей вытесняют своих менее крупных конкурентов из различных сфер предпринимательской деятельности. Тем не менее, в стране есть ведомство Федеральная антимонопольная служба, задачей которого является защита рынков от монополизации. Корреспондент ЗАКС.Ру выяснял у руководителя ФАС Игоря Артемьева, что же его структура делает для того, чтобы не допустить доминирования на российском рынке небольшого количества российских и зарубежных компаний.


- Игорь Юрьевич, совсем недавно вы, возглавив Межгосударственный совет по антимонопольной политике СНГ, заявили, что "сегодня самым активным образом нужно стремиться к совместному расследованию деятельности международных картелей, существующих на территории СНГ". Думаете ли вы, что именно международные структуры более других нарушают антимонопольное законодательство на территории бывшего СССР?
- В каждой стране хватает своих нарушителей закона. С ними мы уже научились бороться, понимаем, что можно от них ждать и к чему это может привести. Однако рынки все больше глобализуются, поэтому острее встает проблема контроля над деятельностью транснациональных корпораций, которые осуществляют свою деятельность на территории нескольких стран. Страны Западной Европы, США, некоторые страны Азии уже научились бороться с международными картелями. Антимонопольные ведомства могут координировать свою деятельность, обмениваться важной информацией, сотрудничать в рамках разбирательств. Нередко они проводят скоординированные акции, когда одновременно производят выемку документов в разных подразделениях одной и той же корпорации в разных странах. И это эффективно!
Транснациональные корпорации научились себя вести законно в европейских странах, потому что уверены, что наказание весьма вероятно. А у нас в стране или странах СНГ во многих случаях они позволяют себе наплевательски относиться к законам и не соблюдать их. Поэтому в рамках МСАП мы должны объединить наши усилия, чтобы эффективнее бороться с их нарушениями.

- В последние годы компании с высоким долевым участием государства, прежде всего сырьевые, активно скупают частный бизнес или его активы. Началось это с покупки "Роснефтью" нефтяной компании "Северная нефть", потом "Юганск", "Сибнефть", газовые активы, были также менее заметные приобретения. В чем причина того, что антимонопольные органы страны не пытались вмешаться и как-то препятствовать образованию госмонополий?
- Тут нужно разделить два вопроса. Во-первых, монополий в результате осуществления этих сделок не образуется. По нашему закону монополией признается компания, занимающая долю на рынке более 65%. Доминирующее положение компании доказывает антимонопольный орган, и говорить об этом можно, если доля компании на рынке определенного товара превышает 35%. Ни одна из названных вами сделок не привела к образованию компании с рыночной долей более 35%! У нас не было оснований для запрета этих сделок.
Одновременно с этим доля присутствия государства на рынке растет. Я не раз уже выражал обеспокоенность ситуацией, при которой тот же Газпром выходит на другие рынки, скупает предприятия, а иногда проводит такую ценовую политику, при которой его конкуренты в этих секторах экономики разоряются. Т.е. для своего предприятия Газпром может поставлять газ по заниженным ценам, а другим предприятиям и вовсе перекрыть трубу, как это было в деле с Кирово-Чепецким химическим комбинатом. К сожалению, на сегодняшний день Газпром единственная компания, у которой нам редко удается выиграть дела в суде. Хотя наша статистика говорит, что в год мы выигрываем 85% всех оспоренных дел в судах. Почему с Газпромом происходит наоборот я могу только догадываться.

- Вопрос также про компании с высоким долевым участием государства. Подобные структуры, кроме покупки профильных активов, также нередко приобретают активы непрофильные. Как представителя прессы меня прежде всего интересуют медийные компании. Это и недавняя покупка РЕН-ТВ компаниями "Северсталь-групп" и ОАО "Сургутнефтегаз", и приобретения "Газпрома" на газетном рынке, и многое другое. Каково ваше отношение к этому, личное и с точки зрения антимонопольного законодательства?
- С точки зрения антимонопольного законодательства у нас нет оснований для запрета этих сделок. Ни у Газпрома, ни у Северстали нет доминирующего положения на медийном рынке. И эти приобретения не могут усилить доминирующее положение компаний на этом рынке, следовательно, нет и оснований для отклонения ходатайств. Хотя лично я негативно отношусь к усилению присутствия государства в СМИ.

- Не так давно вы заявляли о том, что в стране построен "государственно-монополистический капитализм", отметив, что около 60% дел ФАС ведет против чиновников. Насколько успешно ваше ведомство ведет борьбу против слияния бизнеса и власти, и каковы ее перспективы?
- Действительно, больше половины дел ФАС ведет против органов государственной власти и муниципалитетов. Особенно часто органы власти нарушают конкурсные процедуры, предоставляют необоснованные льготы и преференции отдельным хозяйствующим субъектам, создают препятствия для деятельности других компанийМы регулярно возбуждаем и выигрываем дела в отношении министерств и ведомств, губернаторов, местных органов власти. Проект закона "О защите конкуренции", который внесен Правительством на рассмотрение Государственной Думы на второе чтение, запрещает необоснованное предоставление льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам. В законе четко прописаны ситуации, когда госпомощь возможна. Например, для ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий или когда госпомощь будет проводиться публично через бюджет.
Мы планируем ввести следующую норму в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) дисквалификацию чиновников за регулярное нарушение антимонопольного законодательства на несколько лет. В настоящее время поправки в КоАП, где говорится о дисквалификации топ-менеджеров компаний за нарушение антимонопольного законодательства сроком до 3-х лет, уже одобрены Правительством и будут внесены в ближайшее время в Государственную Думу. Мы рассчитываем, что до конца года изменения в КоАП будут приняты во всех чтениях и вступят в силу в следующем году.
Также совместно с МВД и МЭРТом мы разрабатываем новую версию 178 статьи Уголовного кодекса, которая предполагает уголовное наказание за нарушения антимонопольного законодательства. После внесения поправок в эту статью в 2003 году, она практически не работает. Тогда был введен в статью материальный признака - "причинение крупного ущерба в сумме превышающей миллион", что парализовало правоохранительную деятельность в связи с невозможностью доказывания крупного ущерба. Возможно, поправки в КоАП и УК остудят тех, кто хочет нарушить закон.

- Какова, по-вашему, причина запрета ввоза в Россию некоторых напитков из Грузии и Молдавии? Как вы признавали сами, экономических причин для этого нет.
- По данным Роспотребнадзора, причина запрета содержание в напитках пестицидов и тяжелых металлов. Наш антимонопольный закон говорит о том, что конкуренция может быть ограничена, если речь идет о защите здоровья граждан.

- Игорь Юрьевич, будете ли вы принимать участие в парламентских выборах в 2007 году? Поддерживаете ли вы сейчас отношения с РДП "Яблоко" и планируете ли вы участвовать в жизни партии в будущем?
- Я был и остаюсь заместителем руководителя Российской демократической партии "ЯБЛОКО". Я поддерживаю отношения со своими коллегами по партии и горжусь тем, что я в нашей партии с момента ее основания. Правда, не могу сказать, что активно участвую в партийной жизни из-за большой занятости на работе, на это остаются только выходные дни.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама