ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 24 октября 2006, 15:45

Мувашар Акбар: Нужно всегда заглядывать вперед

23 октября в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках проекта "Мировые интеллектуалы в Санкт-Петербурге" состоялась лекция "Новые центры силы в эпоху глобализации". Лекцию прочел Мувашар Явед Акбар известный индийский писатель и журналист, эксперт по вопросам взаимоотношений сторонников ислама и индуизма.

В начале лекции господин Акбар выразил восхищение Санкт-Петербургом и подчеркнул разницу между Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами. Она, по его мнению, заключается в том, что в Москве воспитывают правителей России, а в Санкт-Петербурге людей, которые будут думать о России. В Индии такая же разница между университетами Дели и Калькутты (г-н Акбар житель Калькутты).
Индия долго была "немодной" страной, но сейчас настал ее черед в истории, считает г-н Акбар. Чтобы слушатели лучше поняли устройство современной Индии и ее роль в мировом сообществе, г-н Акбар счел нужным остановиться на основных этапах развития Индии в постколониальный период.

"Бедные должны восставать"
- В 1947 г. Индия стала первой страной, победившей английский колониализм. Когда наша страна получила свободу, мы считали это одним из десяти самых значительных событий мировой истории. Это еще подтвердится в XXI веке, - считает г-н Акбар.
Первый этап развития новой Индии (1947-1977 г.г.) связан с восстановлением после колониализма. Это был тяжелейший период, когда 3 млн индийцев умерли от голода. Но страна постепенно возрождалась. Самыми главными достижениями тогда стали продовольственная независимость от других стран и заложение основы индустриальной инфраструктуры. Навигационные сооружения и сталелитейные заводы, созданные в этот период, президент Индии Джавахарлал Неру назвал новыми храмами Индии.
В так называемый период восстановления инвестиции в стране шли исключительно в безопасность, в то время как армия стагнировала. Из-за такого дисбаланса в 1962 г. Индия проиграла войну с Китаем. После этого ситуация радикально изменилась, на первый план вышла проблема обеспечения безопасности страны.

На втором этапе своего развития (1977-1992 г.г.) Индия стала сближаться с СССР. Это было уникальное содружество, объединившее военные мощи двух стран. В тот период Индия представляла собой довольно мощную военную державу, но ее экономика развивалась крайне медленно. 3% в год это были так называемые "индийские темпы роста", вызывающие насмешку у остального мира.

Постепенно индийская экономика пошла по пути советской, развиваясь в соответствии с "ленинским курсом". Когда в 1991 г. СССР распался, индийская экономика обанкротилась.
- Свои золотые резервы мы вынуждены были вложить в банк Великобритании. Это было огромное унижение! - вспоминает г-н Акбар.
С начала 90-х г.г. прошлого века по сегодняшний день Индия переживает эпоху экономических реформ. Индийцы стараются развивать экономику, несмотря на то, что природных ресурсов в стране не так уж много.
- Есть такой анекдот, - рассказал писатель. - Где арабы там и нефть. Нефть - их Бог, и имя этого Бога Аллах. Так вот, единственные мусульмане, которым Бог не дал нефти, живут в Индии.

Индию спасло то, что в 90-х годах начали работать инвестиции, сделанные в середине века президентом Неру. Он решил вкладывать деньги не просто во всеобщую грамотность, а в высшую школу - вузы, научные и образовательные центры. Сегодня выпускники этих вузов работают в экономическом секторе, на рынке программного обеспечения. Они стараются не только поднять экономику, но и вывести ее из-под контроля власти, избавить от бюрократических преград.

Современная Индия - развивающаяся экономическая держава. По мнению г-на Акбара, со всеми трудностями страна справляется прежде благодаря своей уникальной Конституции. В основном законе страны заложены пять основных свобод: свобода передвижения, возможность экономической миграции, минимальное вмешательство во внутреннюю торговлю, этническая свобода и одинаковый курс национальной валюты - рупии.
Впрочем, экономическая ситуация в стране по-прежнему весьма далека от идеала.
- Сегодня темпы роста экономики в Индии составляют 8-10% в год, это уже "индуистско-мусульманский процент роста". Так говорит статистика, - комментирует индийский деятель. И приводит еще один анекдот: есть ложь, есть ужасная ложь, а есть статистика. По его словам, на 40% территории страны экономический рост составляет 12-15% в год, а остальные 60% "растут" лишь на 3-4%.
- Это ненормально, люди озлоблены, в стране происходят забастовки. Нужно охватить беднейшие слои населения, иначе будет гражданская война, - сказал г-н Акбар. И тут же, сам себе противореча, заявил, что, вообще-то, бедные и должны восставать, иначе они всегда будут на дне.
- Восстание во имя экономики это здоровое насилие. Восстание во имя религии гораздо хуже, - считает индийский мыслитель.

"Исламский фашизм" - какая чушь!"
От темы насилия г-н Акбар перешел к проблеме, волнующей сегодня все мировое сообщество борьбе с терроризмом. Он подчеркнул, что в Индии давно поняли: терроризм это не монополия одной религии. Индия потеряла трех великих лидеров Махатм Ганди, Индира Ганди и Раджив Ганди были убиты бомбистами, имевшими разное вероисповедание.
- Когда я был в Вашингтоне, великий "интеллектуал" Джордж Буш заявил, что будет бороться с "исламским фашизмом". Какая чушь! Исламу тысячи лет, а фашизм зародился в XX веке. Нужно понимать: не важно, что вы говорите, важно, что другие слышат! - заявил г-н Акбар.

Индийский деятель уверен: неправильно обвинять в терроризме те или иные религии, нельзя смешивать веру и войну. Г-н Акбар считает, что, затеяв войну в Ираке, США совершают публичное самоубийство. При этом он подчеркнул, что Правительство США не стоит отождествлять с американской нацией. По его мнению, американцы это в большинстве своем демократичные, либеральные люди, которые "почему-то выбирают странных правителей".

Иракская война это не борьба с терроризмом, уверен лектор. Это народная война, борьба иракского народа с оккупантами.
- Иракцами нельзя манипулировать, у них, как у любого другого народа, есть самоуважение. И неправильно говорить, что христиане уходят из Ирака. Христианство пришло в Ирак 2000 лет назад и до сих пор там. Оттуда уезжают представители разных религий, но только потому, что хотят спастись от хаоса, - сказал г-н Акбар. При этом он подчеркнул, что президент Путин правильно сделал, что устранился от иракской войны.

"Ядерное оружие самое безопасное"
Следующая важная тема, которую затронул лектор ядерное оружие. Он признался в том, что между 1955 и 1998 г.г. Индия лгала миру о том, что создает атомную энергию в мирных целях. Но в 1998 г. Индия официально стала ядерной державой. Мир, созданный пятью победителями второй мировой войны США, СССР, Британией, Францией и Китаем, - был разрушен. Люди начали понимать, что система маленьких клубов, управляющих планетой, больше не работает.

Сегодня для серьезного мирового игрока единственная возможность стать независимым обзавестись ядерным оружием, считает г-н Акбар. Так называемое "нераспространение" ядерного оружия, по его мнению, это не что иное, как неоколонизация. Ядерная мощь не должна быть прерогативой отдельных государств. Наш мир должен стать миром оси равных, - уверен индийский писатель.
Уравновесить ядерный баланс, по его мнению, может альянс стран, составляющих так называемый "ядерный полумесяц". Россия, Индия, Израиль, Иран, Пакистан, Китай, Северная Корея эти страны, расположенные по соседству, вместе содержат порядка 80% энергетических запасов мира. Если они обеспечат ядерную безопасность в определенной зоне планеты, никакие США, расположенные за тысячи миль, не смогут им диктовать свои условия.
- Я больше не верю в то, что ядерное сдерживание это плохо, - заявил г-н Акбар. - Парадокс с ядерным оружием заключается в следующем: оно настолько опасно, что его нельзя использовать. Именно поэтому оно является самым безопасным оружием в мире. По мнению индийского эксперта, ядерное оружие это баланс страха, который удержит мир от войны.

Отвечая на вопрос о том, верит ли он в существование и жизнеспособность альянса Россия Индия Китай, г-н Акбар ответил так.
- Со времени распада СССР мир думал о том, как обеспечить баланс сил. Альянс Россия Индия Китай вполне может сложиться, и Евросоюз не может ему противостоять, будучи слишком "жирным и беззубым". И России, и Индии нужен такой стратегический альянс, но Китай к этому пока не готов. Китай считает, что может доминировать в Юго-Восточной Азии. А для того, чтобы альянс получился, все его участники должны существовать на равных. В общем, по мнению г-на Акбара, необходимо, чтобы эта идея жила. Но чем она обернется пока неясно.

В заключение индийский мыслитель призвал слушателей никогда не измерять историю мерилом собственной жизни и не пытаться ее спрогнозировать. В качестве примера он предложил мини-тест.
- Посмотрите на начало каждого десятилетия XX века и попробуйте спрогнозировать развитие событий. Реальность превзойдет самые смелые ожидания. Кто в 1910-м мог думать, что вскоре начнется первая мировая война? Кто в 1920-м мог предсказать коллапс Американской фондовой биржи, в 1930-м приход к власти Гитлера, в 1940-м вторую мировую войну? Происходят абсолютно непредсказуемые вещи, которые изменяют ход истории. И с этим ничего не поделать

Помимо г-на Акбара, по приглашению ИА "Росбалт" в 2006-2007 гг. Петербург посетят знаменитые политологи, экономисты, деятели мировой общественной мысли. Они дадут оценку основным тенденциям развития общества в целом и месту России в глобализирующемся мире, а также ответят на вопросы экспертов и журналистов.


Зоя КАРПОВА

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама