ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 5 февраля 2009, 14:43

По новым правилам

В Ленинградской области начали подготовку к муниципальным выборам, которые состоятся в регионе в октябре. Главный выборный муниципальный закон в скором будущем будет принят в новой редакции.

О решении избирательной комиссии Ленинградской области по изменению действующего закона "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" стало известно недавно: на первом в этом году заседании избирательной комиссии Ленинградской области, прошедшем 21 января. Сейчас законопроект начали обсуждать депутаты. По словам самого председателя облизбиркома Владимира Журавлева, "это не новая редакция областного закона, а небольшой перечень уточнений в тексте областного закона, приведение его в соответствие с федеральным".

Правке, между тем, подвергнуться довольно обширные части текста. Отменяется, к примеру, минимальная явка избирателей на участки. По такому пути законодатели идут во многих регионах. Интересно, что число избирателей, принявших участие в голосовании, теперь будет определяться не по числу выданных бюллетеней, а по числу бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Притом, что избранным будет считаться кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Председатель Леноблизбиркома Владимир Журавлев ничего странного в этом не видит: "А если избиратель вынес бюллетень? В том то все и дело, что волеизъявление этих избирателей не определить, потому что их бюллетеней нет в ящиках для голосования". "Это две отдельные позиции: количество выданных бюллетеней и количество избирателей, принявших участие в голосовании, - говорит он. - Человек проголосовал, значит, свое волеизъявление определил, зафиксировал в бюллетене - где это можно найти? Только в бюллетене, который можно найти в ящике для голосований. Не на улице же в корзине?"

Журавлев уверен, что новые правила голосования не подстегнут протестное голосование, когда недовольные представленным выбором кандидатов избиратели будут уносить свои бюллетени с собой. "Есть такие факты, когда сознательно уносят с собой бюллетени. Кстати, когда отменили строку "против всех", я тогда подумал, что эта разница покажет протестное голосование. Переживал, что их может быть много. Но их набралось на самом деле несколько десятков, максимум сотня по Ленинградской области на федеральных выборах", - делится опытом наблюдений глава регионального избиркома.

На первый взгляд, такая формулировка грозит опасностью возможных вбросов бюллетеней. Но, уверен председатель облизбиркома, любых попыток махинаций с бюллетенями  удастся избежать. Журавлев уверен, что отработанная схема движения бюллетеня от типографии до избирательной урны позволяет наблюдателям держать их под постоянным контролем и наблюдением, исключая любые попытки их злонамеренного использования.

Другой любопытный момент закона заключается в том, что проверке теперь будут подлежать все подписи на подписных листах, а не какой-то процент, а повторная проверка будет осуществляться только после решения суда, и только в пределах подписей, подлежащих проверке. Раньше повторной проверки подписей, после их принятия, не допускалось вовсе.
     
Журавлев считает такую норму вполне оправданной и даже необходимой. По его словам, на муниципальных округах речь идет не о тысячах подписей, как во время избирательных кампаний в Госдуму или региональный парламент, а о десятках-сотнях, поэтому "разумнее было бы проверить все подписи". "Их просто мало. Никакого смысла вычленять десятую часть подписей нет", - говорит он. А введение процедуры проверки, по его словам, должно повысить ответственность избирательных комиссий, чтобы избежать случаев повторных проверок. "Предположим, комиссия проверила подписи, а потом что-то вспомнила и решила какого-нибудь кандидата еще раз "посильнее" проверить. Вот чтобы такого не было в законах о выборах теперь установлено: если какие-либо обстоятельства всплыли после проверки подписей комиссией, то тогда уже суд примет решение о повторной проверке. А комиссия должна иметь ответственность - раз проверила, значит, проверила", - рассуждает Владимир Журавлев.

Стоит, однако, отметить, что в этом случае прочнее станет положение тех, кого зарегистрировали без проблем, а вот тем, к чьим подписям комиссия придралась, сложнее будет добиться перепроверки.

Несколько ужесточились требования к кандидатам. Например, граждане, ранее привлекавшиеся правоохранительными органами за экстремистскую деятельность и пропаганду фашистской символики, уже не смогут быть зарегистрированы кандидатами. Это может касаться, например, активистов официально запрещенной НБП или других радикальных оппозиционных движений.

Лидер движения "Коммунисты Петербурга и Ленинградской области" Сергей Малинкович уверен, что такие правила попросту отсекут от участия в выборах активистов и сторонников оппозиционных организаций. "Сейчас мы отказались от проведения несанкционированных акций – такая деятельность может стать отказом в будущей регистрации. Мы будем проводить только разрешенные акции, и использовать легальные методы агитации", - поясняет он. В целом же, считает Малинкович, "в Ленинградской области будут самые грубые методы борьбы с политической оппозицией".

Члены комиссий и наблюдатели, нарушившие порядок в ходе выполнения своих обязанностей, говорится в новой версии закона,  теперь будут отправляться в отделения милиции, а не просто отстраняться от работы, как прежде. По словам Журавлева, это также норма федерального закона. Остается выяснить, будет ли считаться нарушением, например, слишком настойчивое требование наблюдателя присутствовать при подсчете голосов.

Максимальный избирательный фонд кандидата будет увеличен в два раза, до 500 тысяч рублей. И делается это, говорит Владимир Журавлев, для того, "чтобы не побуждать кандидатов при необходимости использовать большие суммы на свою агитацию, если они чувствуют, что это надо -  не побуждать их нарушать закон. Максимальный фонд установлен такой, чтобы кандидатам хватило бы на законных основаниях обеспечить потребности своей избирательной кампании". Глава избиркома говорит, что после проведенного анализа выявилось, что ряд позиций на товары в регионе вырос, почему и подняли размер фонда. А ведь, стоит отметить, одновременно вырастает и размер избирательного залога, который продолжает составлять 15% от предельного размера фонда, что, конечно, осложнит выдвижение по залогу для независимых кандидатов.

Из других новшеств можно выделить, например, то, что повторные выборы в случае досрочного прекращения полномочий муниципального совета проводятся в течение четырех месяцев после этого, а не в установленные единые дни голосования (второе воскресенье марта и октября).

Как выяснил корреспондент ЗАКС.Ру из бесед с депутатами и политиками, ни одна из оппозиционных политических организаций региона еще толком не видела и не читала новую версию закона, впрочем, как и ряд депутатов областного парламента, даже члены профильных комиссий. Это не мешает депутатам начать его обсуждать – 3 февраля комиссия областного ЗакСа по вопросам образования и науки под председательством депутата-единоросса Николая Пустотина уже рекомендовала парламенту принять обсуждаемый закон в первом чтении. Уже после заседания комиссии, ее председатель Николай Пустотин заявил корреспонденту ЗАКС.Ру, что "в этом законе нет ни одного пункта, который вызывал бы у нас противоречия".

Илья Евстигнеев

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама