ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 19 июня 2009, 17:37

Константин Мерзликин: "Шанс, что власть пойдет по пути закручивания гаек, велик"

У демократической оппозиции в России все меньше возможностей для активности - уже общим местом стали заключения о том, что Кремль настолько контролирует политическое пространство, что пробиться туда с какими-то несанкцинированными кандидатами невозможно, публичные акции власть также научилась подавлять. Первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков уже объяснил, что политическая система в России сложилась, стабилизировалась и выполняет свою функцию: четыре парламентские партии выражают весь спектр значимых мнений общества. Тем не менее очередной раунд политической борьбы начался на выборах мэра Сочи и продолжится осенью на выборах в Мосгордуму. Оппозиция, создавшая новое движение "Солидарность", конечно, будет участвовать в нем. О перспективах ЗАКС.Ру расспросил секретаря президиума РНДС Михаила Касьянова, экс-главу аппарата правительства РФ в 2000-2004 годах Константина Мерзликина.

- РНДС до сих пор считется оппозицией или уже нет?
- Если под оппозицией понимать позицию против политического курса действующей власти, то безусловно. Курс не изменился, поэтому и наша позиция не изменилась.

- А антикризисные меры правительства как оцениваете?
- Без подвижек в политической системе, которые позволили бы иметь систему, при которой власть несет ответственность перед гражданами, в принципе никакие экономические антикризисные меры не могут дать долгосрочного эффекта. Кризис носит системный характер по типу того, который наблюдался в СССР в 80-е годы - речь не о каких-то конкретных экономических проблемах, а о том, что система в целом не работает. Нынешняя ситуация напоминает застой, и выход из него возможен только на политических путях, что, собственно, и происходило в позднесоветские времена - перестройка, гласность. Но этого заряда реформ не хватило, после чего распался Советский Союз. Те задачи, которые стояли перед страной в начале 90-х, не были выполнены до конца, что и привело к системному кризису - узкая группа людей контролирует государственные институты и эксплуатирует их в частных интересах, а широкие массы остались вне политических процессов. Эта система абсолютно неэффективна и чревата коррупцией на всех уровнях власти.

- То есть мы сейчас где-то в 1978 году?
- Динамика событий в современном мире ускоряется, поэтому я полагаю, что события будут развиваться намного быстрее. Есть два сценария - либо общество найдет в себе внутренние силы преодолеть системный кризис и войти в другую парадигму развития, недореализованную в 90-е годы, или маятник качнется сильно, и начнутся неконтролируемые события. И эту революционную ситуацию предсказать невозможно.

- В обоих случаях придется как-то менять власть?
- Власть сама по себе не способна к изменениям, у нее отсутствует мотивация к этому. Поэтому нужно гражданское давление для того, чтобы власть позволила себя контролировать. В цивилизованных формах, которые, впрочем, включают в себя и уличные выступления, нужно давить на власть. но и власть должна найти в себе волю и ум для того, чтобы адекватно реагировать на давление.

- В конституции США записано право народа на бунт. Такое право не помешло бы россиянам?
- Эту фразу бессмысленно записывать в конституцию, потому что конституция - это документ, фиксирующий некий общественный консенус. А бунт выходит за пределы любых общественных консенсусов. Мы должны использовать конституционные инструменты для гражданского давления на власть, Чтобы бунт не оставался единственной возможностью для того, чтобы защитить свои интересы.

- А если дело дошло до той черты, когда, грубо говоря, жрать нечего?
- В этом случае конституционная политика отходит в сторону. Никто не может заране описать эту ситуацию. Но сначала надо постараться использовать законные методы, а их множество. В первую очередь это общественное мнение. Оно формируется элитами - бизнес-элитами, интеллектуальными элитами. И если кто и несет ответственность за то, что в обществе нет мнения, то это они. Если в среде людей, которые могли бы стать элитами, царит цинизм и стремление встроиться в вертикаль лояльности власти, то чего пенять на власть и тем более на народ, который якобы не готов к демократии? При чем тут народ, если его элита не способна среди того же народа распространять и сеять те ценности, которые прописаны в конституции?

- В Пикалево правильно поступили люди, которые перекрыли трассу, врывались в здание администрации?
- Они действовали абсолютно мирно, там не было незаконных эксцесов. И в перекрытии трассы я не вижу нарушения закона, так как в конституции прописано право людей собираться в любом месте. То, что они добились какого-то результата, это, конечно, слава Богу, но это ведь не системное решение. С системным кризисом невозможно бороться затыканием дыр, и в этом смысле это локальное, частное событие, которое властям удалось в ручном режиме разрулить. Причем временно разрулить, потому что никаких системных решений даже на локальном уровне не принято. Заключены какие-то трехмесячные контракты на поставку сырья, а зарплата выплачена из личных средств одного из собственников одного из предприятий вне рамок каких-либо экономических процедур. Это никакое не решение, а театрализованная постановка, призванная убедить телезрителей в том, что наш так называемый национальный лидер держит руку на пульсе.

- Когда создавался РНДС, было понятно, что его цель - выдвижение Касьянова в президенты, а сейчас в чем смысл движения?
- Не соглашусь с такой формулировкой. Целью была смена политического курса, а выдвижение Касьянова и других кандидатов является инструментом. Мы рассчитывали, что участие в выборах поможет достижению цели, но не надо путать цель и средства.

Не видно и не слышно организацию не потому, что мы ничего не делаем, а потому что каналы коммуникации - пресса, телевидение - не действуют должным образом. Деятельность любой политической организации сводится к четкому позиционированию по всем вопросам и в этом смысле наша организация работает. Мы непрерывно оцениваем и глобальную обстановку, и эпизоды под политическим углом зрения.

Это главная функция политической организации - давать оценки для граждан, которые хотят знать, какие бывают взгляды на те или иные события и процессы. Плюс мы проводим и иные мероприятия, в том числе пикеты. Мы намерены использовать политические поводы для усиления работы, например, в октябре в Москве будут выборы в городскую Думу. Мы уже выступили с инициативой участвовать в них по одномандантным округам, потому что у нас нет регистрации как партии, чтобы участвовать по спискам. Обратились также к дружественной организации "Солидарность" с тем, что бы они тоже приняли участие. Одно из предложений - разделить округа. Для начала разговор идет о том, чтобы закрепить по два округа за организациями.

- А кандидаты есть?
- Конечно, есть. Но главное - определиться с целями. Если в стране ничего не изменится, и будет действовать тот же механизм, который делает выборы технической управляемой процедурой, рассчитывать на реальную победу не приходится. Это показали и выборы мэра Сочи. Но эти выборы показали и то, что они являются инструментом для повышения работы с населением, для доведения альтернативной точки зрения. В этом смысле можно дать бой властям в городе. Во время избирательной кампании мы можем четко излагать свою позицию.

Сам не исключаю, что буду участовать. Проблематика города мне хорошо известна. Это обсуждается и мы в скором времени определимся.

- За последний год РНДС участвовал в каких-нибудь выборах?
- Мы участвовали в выборах президента. Естественно, это потребовало это от нас серьезных усилий. Правда, дошли только до стадии сбора подписей, которые потом ЦИК зарубил, но мы собрали 2 млн подписей что само по себе грандиозное предприятие.

В регионах наши сторонники участвуют в выборах. Есть наши сторонники и в законодательных собраниях, например, в Астраханской, Калининградской областях, в муниципальных советах.

- А почему не участвуете в выборах мэра Петрозаводска?
- Было принципиальное решение, что кроме города Сочи, где мы поддержали Немцова, в выборах именно исполнительной власти не участвуем. Человек, попадающий на исполнительную должность, автоматически попадает в вертикаль исполнителей. Понятно, что горожане ожидают в первую очередь решения хозяйственных вопросов, и кандидат от оппозиции, особенно после вступления в силу нового закона о возможности отзывов мэров, должен будет действовать по существующим правилам, которые предусматривают абсолютную политическую лояльность. Тут и возникает противоречие. Со стороны наших региональных соратников была такая инициатива, но кандидат не прошел регистрацию.

- Немцов в Сочи тоже должен бы был встроиться в вертикаль?
- В какой-то степени да. Он мог бы, опираясь на опыт административной работы, хорошо поторговаться от имени сочинцев в свете грядущей Олимпиады, чтобы одновременно с ней были решены городские вопросы, но конечно, все равно имелось это проитворечие. У федеральных властей явно было бы желание создать у жителей Сочи впечатление, что Немцов не способен решать их проблемы. Но нам удалось навязать интригу на этих выборах, привлечь внимание к проблемам горожан.

- Получается, что сейчас для демократической организации единственная роль - просветительская?
- Почему, в законодательной власти ведь такое противоречие отсутствует. Депутаты могут отстаивать интересы жителей без особого риска подвергнуться федеральной обструкции. И просветительская работа в том числе. Только через просвещение людей можно добиться способности людей доверять политикам, друг другу, верить в себя и в достижение целей.

- Верите, что при Дмитрии Медведеве произойдет либерализация и вам, может быть, удастся зарегистрировать партию?
- За год президентства никаких позитивных подвижек не произошло. Изменения ничтожны и носят имитационный характер. Никаких подвижек к тому чтобы настоящая политика стала возможной, нет. И не будет до того момента, пока критическая масса элиты не осознает, что происходит, и какую ответственность они несут за это. Не широкие массы населения, которые каждодневно решают свои вопросы, балансируя на грани нищеты, а сначала элиты должны это осознать. И тогда президент будет под влиянием гражданского давления принимать решения. Обществу в целом надо выбираться из тупика, а не Медведеву лично.

- Как у вас сейчас с кадрами и финансированием? С этим связано то, что очередного съезда не будет?
- Безусловно, есть сложности. К благам, карьере можно двигаться сегодня только будучи встренным в вертикаль лояльности. А люди, идущие в оппозицию, берут на себя риски - лишения бизнеса, места, карьеры. Устав наш не обязывает ежегодно проводить съезды, они как правило приурочены к каким-то масштабным событиям. С финансированием ситуация всегда была тяжелой, главным источником денег является бизнес, а здесь есть определенные трудности. "МК-аналитика" - частный бизнес, который и не рассматривался как базовый источник.

- Вы продолжаете сотрудничать с Каспаровым и Лимоновым?
- Гарри Каспаров является одним из лидеров "Солидарности", а с ней мы сотрудничаем на выборах, на акциях вместе выступаем. Что касается Лимонова, то в принципе с распадом коалиции "Другая Россия" у нас не было точек пересечения, но контакты с активистами поддерживаются.

- Не кажется, что слишком много коалиций создается в демократическом движении?
- В какой-то степени соглашусь - слишком много информповодов в виде организационных процессов, технологического пара. Можно было бы этой энергией распорядиться с большей эффективностью. Ну что поделать, если наши коллеги склонны к такой работе и считают что помимо ОГФ нужно еще и "Солидарность", нет проблем, мы готовы сотрудничать и с "Солидарностью".

- По поводу Маршей несогласных отношение РНДС не изменилось?
- Мы были одними из организаторов маршей в Москве, участвовали в Марше в Петербурге в марте 2007 года, когда удалось достичь неплохой динамики и определенного доверия граждан к процессу становления оппозиции, но потом, как нам показалось, коллеги увлеклись процессом, забывая, ради чего все это происходит, и начали частить. Каждое последующее мероприятие должно быть организовано так, чтобы оно было успешнее предыдущего. Была утрачена динамика и то политическая логика, в результате многие граждане потеряли доверие к этому явлению. Плюс давление со стороны властей сыграло роль. Хотя это были законные и мирные мероприятия.

- С "Правым делом" и "Яблоком" ведете переговоры?
- С "Правым делом" никоим образом не сотрудничаем. Это кремлевский проект, имеющий целью запутать граждан. Часть из этих людей, создавших "Правое дело", имели прямое отношение к гибели партии СПС, с которой мы на последнем этапе вели активные переговоры об объединении на базе СПС, и я как человек причастный к этим переговорам, могу утверждать, что они были использованы этими людьми для усиления своих позиций в торговле с Кремлем. После этого даже человеческие отношения трудно сохранить, не то что рабочие.

Что касается "Яблока", здесь все зависит от них. Мы планируем официально обратиться к "Яблоку" с предложением рассмотреть вопрос о создании на базе партии коалиционного списка оппозиции на выборах в Мосгордуму, куда вошли бы представители РНДС и "Солидарности". Но тем самым они возьмут на себя опредленные риски. Эта партия обладает лицензией, но как только такой список образуется, в лучшем случае его не зарегистрируют, в худшем - партия лишится лицензии. "Яблоку" предстоит определиться, готовы ли они на такой риск.

- Есть версия, что на выборах в Мосгордуму Кремль не заинтересован в появлении подконтрольного Лужкову парламента. Планируете на этом сыграть?
- Возможные конфликты во власти, безусловно, могут накладывать определенный отпечаток на тактику и стратегию , но ставить это во главу угла наивно и недальновидно.

- Вы встречались с коллегами по оппозиции в Петербурге. Планируете какие-то совместные действия, шаги? Может быть, участие в муниципальных выборах в Ленобласти?
- Были такие разговоры и с коллегами, и с нашим активом в Ленобласти... Вопрос - какова цель? Если мы имеем человеческий и организационный ресурс для того, чтобы навязать интригу, тогда надо участвовать. Если не можем, то не надо. Сейчас это как раз и обсуждается, решение не принято. И по Ленобласти, и не за горами выборы в ЗакС Петербурга. Здесь тоже надо договариваться с "Яблоком". Переговоры пока не начались, но какие-то обмены мнениями уже происходят. Я слышал, что наоборот, Питер перейдет на смешанную систему выборов, как в Москве.

- На что вы в принципе рассчитывате через 3-4 года? Участие в следующих выборах президента?
- Основной целью остается приход к власти с целью смены политического курса. Сейчас наша задача - организовать в доступной степени гражданское давление на власть. Заставить власть открыть политическое пространство. Или оно будет открыто под гражданским давлением и начнется соревновательная политика, или системный кризис заведет страну в тупик, близкий к позднесоветскому периоду. О президентских выборах говорить слишком рано. Не исключается ничего - мы же не знаем, как будет развиваться кризис.

- Так в случае возниковения позднесоветского тупика, возможно, снова откроется политическое пространство.
- В этом-то и проблема, что автоматически это не произойдет, и реакция может быть асболютно обратной. Именно потому важность гражданского давления огромна. Вероятность того, что все в этом случае пойдет по пути закручивания гаек, велика, а бездействие людей подталкивает власть к этому.

Беседовал Михаил Шевчук

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама