ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 9 августа 2004, 13:11

Виктор Лобко: Было бы полезно, если бы мы могли высказывать в СМИ официальную позицию Правительства Санкт-Петербурга, а рядом независимый журналист мог бы высказывать свое мнение

Об итогах первого политического полугодия 2004-го года, о судьбе органов местного самоуправления и о поездке в республику Беларусь корреспонденту ЗАКС. Ру рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Виктор Николаевич Лобко.

- Виктор Николаевич, закончилось первое полугодие 2004-го года. Какие итоги деятельности Правительства города за этот срок Вы для себя отмечаете?
- Самое главное Правительство четко сформулировало свою позицию практически по всем главным направлениям жизнедеятельности Санкт-Петербурга, обозначенным в предвыборной кампании губернатора. И в сфере экономики, и в социальной сфере, и в сферах образования и здравоохранения определены пути достижения намеченных целей. Это представляется самым главным.
Вторым важным моментом является тот факт, что нам удалось установить конструктивные взаимоотношения с Законодательным собранием. В условиях демократического общества эффективная работа на благо города во многом зависит от активного участия в этом процессе депутатов. Кроме того, в последний день парламентского года состоялось такое значимое событие, как подписание совместного плана законотворческой деятельности. Как сказала губернатор, это было политическим рукопожатием, и сам факт, что исполнительная и законодательная власти согласились сотрудничать в этой сфере, дает возможность рассчитывать, что совместная работа будет плодотворной.
Все это и работа исполнительной власти, и сотрудничество с законодательной создает определенную атмосферу в городе. Тот факт, что у нас неплохой показатель экономического роста, является лучшим подтверждением того, что власть работала эффективно.
Если говорить о других сферах нашей деятельности, то найдены новые подходы в развитии производства, строительстве жилья и т.д. Я имею в виду и переход на торги по земельным участкам, и начало ипотечного кредитования. Я был участником заседания коллегии ГУВД города, и могу сказать, что у нас улучшается ситуация и в этой области: сократилось количество тяжких преступлений, улучшилась их раскрываемость. То есть в целом обстановка в городе здоровая и стабильная. А это и есть лучший показатель, лучший результат работы Правительства.

- Говоря о взаимоотношениях с Законодательным собранием, хотелось бы спросить: время от времени можно услышать разговоры о том, что Смольный давит на депутатов, диктует им свою волю. Что бы Вы могли сказать в ответ на такие разговоры?
- А не говорят, как давят? Нет? Поверьте, никто ни на кого не давит, речь идет исключительно об активном сотрудничестве. Мы не допускаем даже мысли о том, что нет и не может быть никаких возражений и нареканий со стороны Мариинского дворца Для того и существует Законодательное собрание, чтобы в споре, в дискуссии, в сопоставлении мнений и точек зрения рождалась истина.
Поэтому разговоры о якобы существующем давлении на депутатов со стороны Смольного выдумки тех, кому скучно из-за отсутствия грозовых скандалов на политическом небосклоне. Для таких людей жизнь без интриги представляется неинтересной. А нам представляется интересным и наиболее значимым, что исполнительная и законодательная власти понимают всю свою ответственность перед горожанами за принятие тех или иных политических решений.

- Продолжая тему законодателей, спрошу о выборах в МСУ, которые сейчас повсеместно проходят, точнее, не проходят. Есть ли какие-то мысли, как бороться со сложившейся ситуацией, и собирается ли администрация что-то предпринять?
- Конечно, признать существующее положение с выборами МСУ нормальным невозможно. Я считаю, что эта ситуация в первую очередь результат несовершенства законодательной базы МСУ в целом, особенно когда речь идет о таких крупных мегаполисах, как Петербург и Москва. В 79-й статье федерального закона сказано, что местное самоуправление в Москве и Петербурге организовано несколько иначе и регулируется местными законами, но в рамках федерального. Эти рамки и не дают нам возможности сделать жизненное, эффективное МСУ, которое бы приносило пользу горожанам.
Но мы не опустили руки, работа продолжается. Мы очень рассчитываем, что Дума примет в федеральный закон поправку, которая позволит Законодательному собранию Петербурга принять решение о проведении выборов во все советы муниципальных образований в один день. Я убежден, что если выборы будут проходить не в летний период, когда людей ничем не удержишь в городе, а в другое время года, и будет проведена соответствующая разъяснительная работа, то люди отнесутся с пониманием и выборы состоятся.

- Сегодня все чаще и чаще звучат мысли о необходимости снятия порога явки
- Возвращаться к нулевому порогу явки считаю нецелесообразным. Что это за выборы, когда приходят несколько человек и избирают своего приятеля?! Нельзя же опускаться до такого понимания выборности!
Во-вторых, нам надо поработать с муниципальными советами, чтобы в конечном итоге переходить к одномандатной системе выборов. Избиратели должны знать в лицо своего конкретного депутата, а не какую-то группу людей, которые являются депутатами того или иного округа. Такой подход сильно снижает авторитет депутатов и интерес жителей к выборам вообще.
Кроме того, я думаю, что мы все равно придем к тому, чтобы передавать на исполнение органам МСУ часть функций исполнительной власти, и тем самым наполним их работу новым содержанием. Прежде всего, речь идет о вопросах местного значения: содержание жилых домов, дворовых территорий, организация работы по месту жительства. Это совершенно нормально, тем более что у нас уже есть неплохой опыт взаимодействия исполнительной власти с органами МСУ. Выражается это взаимодействие, например, и в том, что все руководители муниципальных советов вошли в состав коллегий администрации района. Они принимают участие в принятии решений относительно района в целом, и несут прямую ответственность за реализацию решений на своей территории. Мне представляется, что это хороший путь к повышению эффективности работы местного самоуправления.
Вообще я оптимистично смотрю на перспективы развития МСУ. Только не надо для этого разрушать старую систему, и пытаться выстроить ее по-новому. Возможно, это соответствует интересам каких-то политических групп, но никак не интересам горожан. Я надеюсь, что в ближайшее время будет принят закон об административно-территориальном делении города, где де-юре будет зафиксировано наличие районов и округов в них. Это позволит эффективно выстраивать систему и подключать органы МСУ к работе, к решению насущных проблем.
Ведь по своей сути органы МСУ незаменимы. И пусть не все они сейчас хорошо работают, но если мы добьемся высокой ответственности избирателей, чтобы были избраны действительно достойные, чтобы каждый знал своего депутата, чтобы депутат знал нужды и чаяния избирателей, то их роль может быть очень высока. Потому что, по существу, местное самоуправление это та самая единственная ниточка, непосредственно связывающая органы государственной власти с горожанами. И потерять ее нельзя. И со временем она должна стать прочным канатом.

- Некоторые депутаты Законодательного собрания осуждают практику досрочного голосования на выборах МСУ, говоря, что это ведет к скупке голосов
- Я тоже осуждаю. Все эти выдумки направлены на удовлетворение политических интересов отдельных групп.

- Можно ли сказать, что Вы приветствуете отмену досрочного голосования на выборах в органы МСУ?
- Обеими руками!

- В начале июля Вы посетили с рабочим визитом Беларусь. Вы не могли бы вкратце поделиться своими впечатлениями от этой поездки?
- У меня сложились очень хорошие впечатления от всего, что я видел и слышал. Мне было поручено возглавить делегацию от Санкт-Петербурга на праздновании 60-летия освобождения Белоруссии от фашистов. Во время поездки состоялась короткая встреча и с руководителем минского горисполкома, и председателем правительства Белоруссии. Мы обсуждали деловые вопросы сотрудничества Белоруссии с Петербургом, обменивались мнениями по самым разным темам. Общались также и с простыми горожанами.
Прежде всего, чувство глубокого уважения к народу Белоруссии у меня вызвало трудолюбие и жизнерадостность, которое проявляется во всех их делах. Проезжая на поезде окрестности, мы не увидели ни одного заброшенного поля, ни одного заколоченного окна, ни одной брошенной хозяйственной постройки. Кругом чистота и ухоженность. Это касается не только самого Минска, но и периферии. В деревнях есть разные дома, новые и старые, но запущенности нет. А Минск тот вообще подкупает своей чистотой и какой-то подтянутостью, праздничностью. А что касается людей, то лица у них приветливые и вся эта атмосфера создает доброе впечатление.
Парад, посвященный 60-летию освобождения Белоруссии от фашистов, состоял из трех частей: военный, технический и спортивный. Военный парад запомнился своей парадностью, если можно так выразиться. Настолько чувствуется отличная выправка, организованность, четкость в движениях. Хотя военная техника у нас и помощнее представлена, парад показал, что вооруженные силы Белоруссии это хорошо организованная структура в государстве.
Еще лучшее впечатление у нашей делегации сложилось от технического парада, который демонстрировал технику и продукцию республики Беларусь. Бросилось в глаза то, что, например, в колонне из 15 тракторов местного тракторного завода все 15 машин разных модификаций. Я считаю, что это лучшее свидетельство того, что промышленность Белоруссии начинает вписываться в рынок и адекватно реагировать на его запросы.
Минский автомобильный завод показал большое количество машин разных модификаций. Чувствуется, что сыграло свою роль и участие иностранных инвесторов, и сотрудничество с немецким концерном Манн, и это позволило МАЗу выйти на мировой рынок. Активно ведется и производство автобусов МАЗ, и мы это хорошо почувствовали в Петербурге: когда случился размыв в метро, то нас спасали двух-трехсекционные МАЗы. Хорошо показали себя и большегрузные самосвалы БелАЗы, треть мирового производства которых сосредоточена в Белоруссии. Последняя модификация этой машины достигла грузоподъемности в 240 тонн!
Продемонстрировали нам и самый быстродействующий в мире компьютер совместного российско-белорусского производства. Я не запомнил точную цифру, но количество операций в секунду у этой машины измеряется миллиардами! Конечно, показали и огромное количество машиностроительной продукции, приборостроения, электроники, а также бытовой техники.
Но самое сильное впечатление произвел спортивный парад. Хотя у нас в Петербурге больше достижений в спорте, но та массовость, которая есть в Белоруссии, вызывает восхищение. Это нечто вроде национальной идеи люди должны быть здоровы душой и телом.

- А помимо парада что Вы увидели в Белоруссии?
- Я интересовался структурой органов государственной власти Белоруссии. Выборность депутатов у них идет от уровня сельсовета до депутатов республиканского уровня. А что касается глав исполнительной власти, то они назначаются вышестоящим руководителем по согласованию с местным органом исполнительной власти. То есть руководители области назначаются президентом по согласованию с областным законодательным органом, руководители районов главой области по согласованию с районными советами и т.д. Я не думаю, что это недемократично. На мой взгляд, это весьма интересный опыт, который позволяет решать многие вопросы: преемственности власти, подбора и расстановки кадров.

- Какие еще вопросы интересовали Вас в Белоруссии?
- Я спрашивал людей, с которыми встречался, чем недовольна белорусская оппозиция. Мне отвечали: Оппозиция считает, что нет демократии. На мой вопрос, в чем конкретно проявляется отсутствие демократии, ответа, к сожалению, никто не знает. Но нельзя сводить в одно целое отношение к личности президента и отношение к системе власти. Одно дело личность со своими достоинствами, недостатками, симпатиями и антипатиями, и другое дело система.
Некоторые говорят, что в Белоруссии нет возможности для развития бизнеса и рыночных отношений. Не знаю, я как раз воочию убедился в обратном. Бизнес там вполне можно вести, но честно! Как только дал взятку, так сразу и чиновника уволят, и того, кто взятку дал, выгонят из республики. Кроме того, существует официальная позиция, что развивать бизнес не обязательно надо за счет приватизации созданного народом. Создай новое предприятие, и это будет твой частный бизнес! Так что у них есть свой взгляд, свой подход к этой проблеме, и я считаю, что это их право.

- Есть мнение, что демократическое государство отличается от недемократического не только выборностью властей и какими-то иными процедурами, но и отношением власти к гражданам. В демократических странах чиновник ощущает себя наемным работником, а в недемократических начальником народа...
- Я думаю, что это очень далеко от реальной жизни. Я посмотрел, как работает руководство, например, Советского района Минска, как они выкладываются, чтобы район развивался. Если оценивать по этому принципу, то Белоруссия одна из самых демократических стран, которые я посещал.
Хочу добавить, бытует мнение, что в Белоруссии притесняют средства массовой информации. Но я и в Минске, и выезжая в другой город, смотрел и CNN, и BBC, и немецкое, и литовское телевидение, и три наших канала. Частные газеты пожалуйста! Другое дело, что у них есть и государственные газеты, но я думаю, что это не так уж и плохо. Я глубоко убежден, что было бы полезно, если бы мы могли высказывать в СМИ официальную позицию Правительства Санкт-Петербурга, а рядом независимый журналист мог бы высказывать свое мнение. А когда у нас все идет в интерпретации независимых журналистов, независимых в том числе и от достоверной информации, то не всегда получается объективно.

- Вы могли бы прокомментировать заявление Александра Лукашенко о готовности баллотироваться на третий президентский срок?
- Готовность еще не значит, что он будет баллотироваться. У нас в Петербурге тоже был прецедент, когда готовность была, но баллотирование не состоялось. Ну а у Лукашенко очень высокий рейтинг. Его поддерживают даже люди, которые еще два года назад относились к нему критически. А что касается митингов, то должен же быть порядок если митинг не санкционирован, то не надо его проводить. Закон надо соблюдать. Если закон не нравится, то требуйте изменения закона.

- А для российско-белорусских отношений еще несколько лет президентства Лукашенко были бы злом или благом?
- Я думаю, что отношения России и Белоруссии не зависят от того, кто в какой должности находится. Это совершенно искусственное разделение единого народа, и время это все равно выправит.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама