ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 июля 2005, 20:05

Вибрирующая вертикаль

Долгое выстраивание вертикали власти, приведшее около года назад к отмене прямых выборов губернаторов, неожиданно развернулось вспять. На праздновании 750-летия Калининграда президент Владимир Путин подписал указ, предоставляющий главам регионов право курировать руководителей силовых ведомств на местах. Он также пообещал собравшимся в течение двух месяцев вернуть 80% полномочий, отобранных ранее федеральным центром и поддержал их предложение отсрочить реформу местного самоуправления до 2008 года. Однако радоваться губернаторам рано.

Заседание Госсовета началось с доклада руководителя республики Коми Торлопова, собравшего предложения более полусотни глав регионов. Ряд полномочий уже согласовали с министерствами и ведомствами. При этом обращает внимание, что в субъекты федерации были переданы решение экологических вопросов, проблем ветеринарии и санэпидемиологического обслуживания, но недропользование, кассовое обслуживание бюджетов в региональных казначействах и т.п. федеральный центр вовсе не стремится отдавать губернаторам.

С неожиданно жесткими словами в адрес федералов выступила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, заявившая об утрате главами регионов реальных рычагов управления и вынужденном отвоевывании в боях дополнительных полномочий. По оценке градоначальницы, в территориальных органах власти теперь работают случайные, непрофессиональные люди с огромными полномочиями и амбициями, которых ни к чему не обязывают доводы членов Госсовета.

Судя по ответной реакции президента, высказанной в его заключительном слове, речь Матвиенко вряд ли была экспромтом. Вполне вероятно, что она озвучила обсуждавшиеся ею ранее с главой государства вопросы. Фактически Владимир Путин получил возможность сделать шаг назад от тщательно выстраиваемой им модели, которая так и не нашла полного понимания ни в обществе, ни среди элит. При этом формально он идет навстречу инициативе регионов, что при случае можно представить как внешнее свидетельство демократичности российской власти.

При этом в выигрыше оказывается в большей степени федеральный центр, нежели регионы. Согласно указу президента губернатор области или края теперь обязан не только руководить деятельностью подопечного (регионального) правительства, но и координировать взаимодействие региональных министров с территориальными подразделениями федеральных министерств, включая силовиков. А это означает: вся ответственность за предотвращение стихийных бедствий или террористических актов теперь целиком и полностью ложится на губернаторские плечи. Учитывая, что, по прогнозам экспертов, количество техногенных катастроф и терактов вряд ли сократится в ближайшие годы, становится ясно Москва аккуратно подготавливает объект для будущей критики со стороны населения.

Документ также предусматривает обязанность федеральных министров согласовывать с главами субъектов РФ кандидатуры на пост руководителя территориального подразделения того или иного ведомства. Это, однако, не исключает возможности обойти мнение губернатора. В случае двойного отказа главы региона согласовать кандидатуру чиновника, министр имеет право самостоятельно принять решение.

Есть и еще один скользкий момент в предполагаемой реформе. Президент отвел правительству срок в два месяца, но никакого понимания технологии передачи полномочий просто нет. Губернаторов, не решающихся открыто возразить центру, но недовольных изменением своего статуса, задобрили фактом расширения сферы их влияния. Тем не менее, финансирования новых начинаний пока что не предусмотрено. На местах же денег оказывается явно недостаточно даже в регионах-донорах, поскольку более 50% налоговых поступлений забирает федеральный центр. По предварительным оценкам Минфина, осуществление только 27 из 114 полномочий потребует бюджетного финансирования от 1 до 5 млрд рублей в год по каждому из полномочий. Может понадобиться увеличение численности чиновников в действующих органах власти или вообще создание новых органов власти. И пока непонятно, где и когда правительство найдет на это деньги.

Между тем президент дал ясно понять: если губернаторы не добьются улучшения экономических показателей и жизни населения, к ним будут применены самые жесткие меры, вплоть до лишения полномочий. У этого есть объективные причины. Осенью 2004 года строителям вертикали власти казалось, что избранная модель станет панацеей от многих бед. Но вскоре губернаторы стали перекладывать ответственность за неудачный ход монетизации льгот на Москву, что грозило снижением рейтинга центральной власти. В итоге Кремль решил сделать глав регионов соучастниками реформ.

Все это доказывает лишь одно радоваться губернаторам рано. На сегодняшний день они получают больше проблем, чем полномочий. При этом в отличие от назначения глав исполнительной власти новый порядок законом не прописан, что означает: Кремль в любой момент может забрать назад временно делегированные на места полномочия. Если губернаторы окажутся недостаточно лояльными.

Глеб ФРАНЦУЗОВ

Глеб Французов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама