ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 28 сентября 2010, 12:38

Лужков и Кремль: поучительная история для губернаторов

Новость, пожалуй, года — президент Дмитрий Медведев отправил в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова, обладателя множества неофициальных титулов вроде политического долгожителя, тяжеловеса, лидера и так далее. В отличие от своих коллег, с которыми Кремль расправился ранее, Лужков попытался дать бой, который в итоге продемонстрировал, что сила солому ломит и с теми, кто сопротивляется, Кремль поступает без церемоний.

Мэру не помогли ни письма деятелей культуры, ни даже выступление московской городской организации "Единой России" в его поддержку. Поводом для проявления открытого недовольства Лужковым стал его случившийся некстати отпуск во время лесных пожаров в августе. За битвой Юрия Лужкова с президентом страна с увлечением следила целый месяц — Дмитрий Медведев выразил недовольство отпуском мэра; мэр по телевидению посетовал, что получил пинок из администрации президента, и побежал жаловаться премьер-министру Путину, а на следующий день в "Московском комсомольце" вышла статья с обвинениями в давлении на "верного соратника премьера" Лужкова из Кремля.

Чуть раньше стороны разошлись в оценке значения пресловутого Химкинского леса для России. Там сошлись и экологические проблемы, и политические. Дмитрий Медведев велел пересмотреть вариант прокладки скандальной трассы через лес, а за анализом альтернативных предложений его администрация обратилась к Юрию Лужкову. Тот заявил, да еще в газетной статье в "Российской газете", что все альтернативы не лучше и строить надо так, как начали. Конфликт перерос в публичны, и стало ясно, что стороны пойдут до конца.

Эксперты сразу единодушно пришли к выводу, что конфликт является для Медведева проверкой на состоятельность — мол, уволит Лужкова — значит, президент, не уволит — тряпка. Читающий интернет Медведев такого позволить не мог. Достали из рукава весь набор претензий к московскому градоначальнику — снос исторической застройки, жену-миллионера Елену Батурину и прочее, и показали по НТВ. Но испытанное оружие российских властей, с помощью которого громили и английских шпионов, и украинских премьер-министров, на этот раз дало осечку. Лужков, в свое время выдержавший не одну такую телеатаку от Сергея Доренко, категорически отказывался "все понимать" и менять место работы. Более того — пообещал подать на все СМИ в суд.

Убрать Юрия Лужкова федеральный центр хотел давно. Мэр с 1992 года, он выбивался из вертикали власти, был единственным, кто мог торговаться с Кремлем и правительством, был хозяином того города, где волей истории базируются органы управления страной. Которые, получается, железной рукой управляя Россией, ощущали себя все же гостями в собственном доме. И им, видимо, очень не нравилось такое положение. Москва — ключевой регион для любых выборов, а управлять им напрямую не получалось. Были и другие регионы, главы которых позволяли себе играть в свою игру. Но с ними получилось проще — и Минтимер Шаймиев, и Эдуард Россель, и Кирсан Илюмжинов ушли добровольно, только на Муртазу Рахимова пришлось немного надавить, но не очень сильно.

А вот Лужков чувствовал в себе силы. Уже не раз он отбивал атаки, удерживаясь на своем месте. Лужков пытался заниматься внешней политикой (дозанимавшись до запрета на въезд на Украину), предлагал амбициозные проекты вроде поворота сибирских рек в Среднюю Азию, выпускал книги по пчеловодству и через прессу давал Медведеву советы по модернизации. По отдельности все это выглядело для власти нестрашно, но в совокупности означало, что Юрий Лужков был самостоятельным политиком. Он даже позволил себе высказаться о возврате прямых выборов губернаторов, как бы проверяя Дмитрия Медведева на прочность, чем вызвал суровую отповедь президента — дескать, разговоры на эту тему прошу прекратить, а кому не нравится, пусть пишет заявление об отставке и уходит в оппозицию. А самостоятельность, при всей лояльности, — это единственное, чего не может простить региональным фигурам федеральный центр. Можно делать все, что угодно, но ни в коем случае не позволять себе политической самостоятельности. Лужков не гнулся до конца, до последнего дня твердил, что в отставку по доброй воле не уйдет, и не ушел, не согласившись даже на место председателя Совета Федерации. Недрогнувшей рукой Медведев подписал указ об отставке "в связи с утратой доверия".

Вот уже три года в стране не отставляли глав регионов с такой формулировкой (да и было такое всего трижды — в 2005 году губернатор Корякского АО Владимир Логинов, в 2006 году — губернатор Ненецкого АО Алексей Баринов, в 2007-м — губернатор Амурской области Леонид Коротков).

Очевидно, Лужков рассчитывал на поддержку Владимира Путина и "Единой России", одним из основателей которой он вообще-то является. То есть решил сыграть на тех самых "противоречиях в правящем тандеме", которые являются для власти абсолютным табу, красной тряпкой и чем угодно еще, короче, тем, что никак и ни при каких условиях не должно ни обсуждаться, ни тем более проявляться. Если бы не этот рискованный шаг, Лужков, возможно, и смог бы в очередной раз, как говорится, соскочить. Но ради тандема Лужкова пришлось сдать. "Единая Россия" до последнего хранила молчание, и только после отставки Борис Грызлов развел руками — к сожалению, Лужков сам дал повод для этого. Что следует понимать как то, что единороссы и рады бы были как-нибудь помочь, но здесь имела место битва титанов, в которой партия могла только хлопать глазами.

Снаряд московскому мэру поднесла только московская городская организация "Единой России": "Лужков был и остается единственным лидером городской партийной организации, с которым московские единороссы подтверждают готовность участвовать в выборах и побеждать", — недвусмысленно намекнули партийцы. Тем самым они сыграли последним козырем: сообщили и Медведеву, и Путину, что без Лужкова результат как на выборах в Госдуму, так и на президентских они не гарантируют. После этого, очевидно, стоит ждать смены руководства в парторганизации, которому должно быть, с одной стороны, обидно за то, что все равно не получилось, с другой — они могут утешаться тем, что, когда друг был в крови, они были рядом до конца.

Случай с Лужковым должен насторожить и других региональных тяжеловесов, считающих своей опорой Владимира Путина и "Единую Россию". Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, отметим, как раз неожиданно ушла в отпуск (обычно градоначальница отдыхает в день рождения в апреле или летом). Поэтому интересную и поучительную историю отставки Юрия Лужкова прокомментировать, к сожалению, пока не может.


Андрей Буйнов

ЗАКС.Ру решил спросить у петербургских единороссов, что они думают о конфликте Кремля и московского мэра, а также чью позицию они разделяют в споре — московских однопартийцев, поддержавших Лужкова, или президента Медведева.

Аркадий Крамарев, депутат ЗакСа:
— Таких вопросов с центром пока у нас не возникало. Я считаю, что московская "Единая Россия" должна соблюдать партийную дисциплину. Если надо, пусть доказывают свою позицию в центре. В этом конфликте я бы занял нейтральную позицию — пусть москвичи разбираются сами и убеждают в правоте своей позиции относительно Лужкова. Я сторонник партийной дисциплины, но и дискуссия должна быть.

В Петербурге подобная проблема не возникала, а я никогда не решаю проблем, которых нет. У нас много действительно острых и важных проблем, которыми надо заниматься. Если же такая, как в Москве, ситуация все же возникнет, тогда и будем ею заниматься.

Ватаняр Ягья, депутат ЗакСа:
— Мне по аргументации ближе сторона президента. Позиция московской "Единой России" была связана с тем временем, когда еще не открылись новые обстоятельства, многое в деятельности Лужкова было неизвестно. Сейчас, я думаю, они это решение пересмотрят. Потеря доверия президента была, насколько я понимаю, связана не только с обвинениями Юрия Лужкова в СМИ по его экономическим делам, а с его высказываниями.

Он посягнул на святое право президента — самостоятельно определять срок полномочий главы региона. У нас такое невозможно. Валентина Матвиенко — прирожденный дипломат, и она намного умнее, чем Лужков. К тому же масштаб деятельности Лужкова и масштаб фигуры не могут сравниваться с Петербургом. Еще при Ельцине Лужков добился того, что в Москве приватизация велась не так, как по Чубайсу во всей остальной России. Да и потом он выступал с критикой в адрес Ельцина. За те 18 лет, которые Юрий Михайлович провел у власти, он наломал столько дров, что было достаточно маленького огонька, чтобы вспыхнул пожар. В Санкт-Петербурге мы ничего такого не наблюдаем.

Дмитрий Юрьев, руководитель исполкома:
— Такой исход не просто закономерен, а единственно возможен. Лужков, человек мудрый, должен бы помнить, до какого угрожающего состояния довело страну в конце 90-х тотальное неуважение всех ветвей власти ко всем и фактический отказ от внутриэлитного сотрудничества. Показалось, что формирование сильной президентской власти — это понарошку, и все можно забыть как страшный сон.

Лужкову стало казаться, что автаркический характер выстроенных им в Москве систем носит абсолютный характер. Системы эти были действительно прочны, поэтому федеральная власть очень осторожно относилась к Лужкову, резать по живому никто не хотел. Но этот организм стал не способен к самоограничению. Своей самоуверенностью и неуважением Лужков перешел определенные рамки, и это перевесило те причины, по которым с ним вели себя вежливо. А его демарши — это лишь видимые миру искры в тот момент, когда ситуация уже стала для него необратимой.

Когда я говорил об определенной автаркии, созданной Лужковым, это относится ко всем элементам городского организма, и политическому в том числе. Его защищают и московские яблочники. То, что партийцы поддерживают главу региона, — это само по себе нормальное явление, и в большинстве регионов такая ситуация естественна и правильна. Но это особая ситуация — в данном случае была сделана попытка вывести отношения из контекста общей ситуации и оторвать московское отделение от партии в целом. Думаю, у них хватит сил разобраться и поправить тех, кого надо, внести уточнения в собственное понимание политики и приоритетов.

Константин Сухенко, депутат ЗакСа от ЛДПР, экс-координатор фракции "Единая Россия" в ЗакСе:
— Больше прав президент. Слишком долго продолжалось правление Лужкова, оно сопровождалось нарушениями, он позволял себе слишком много, в том числе пренебрежительные высказывания о президенте. Безусловно, это победа президента. Он продемонстрировал не только то, что его нельзя оскорблять, но и свою независимость и силу. Я бы, кстати, отметил роль, которую сыграла ЛДПР и Владимир Жириновский, который одним из первых заговорил об отставке Лужкова.

Если сравнивать с другими регионами, в частности с Петербургом, то всему есть мера. Этот сигнал относится ко всем главам регионов. В России начинает меняться отношение к тем, кто облечен полномочиями, и это не первый пример. В "Единой России" тоже происходят какие-то процессы, и то, что было прилично год назад, сегодня уже недопустимо. Думаю, претензии к Лужкову были и у Путина, и эти претензии возникли не в последние полгода. Но Медведев дожал Лужкова.

Если Лужков теперь захочет выступить с какими-то политическими откровениями — вопрос, найдутся ли те, кто захочет послушать. Один бывший охранник одного бывшего президента (Александр Коржаков. — Ред.) тоже в свое время решил выступить с откровениями. Но популярности не приобрел.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама