ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 3 июня 2009, 17:45

Комментарии на ответы Валентины Матвиенко "Новой газете": часть 2

ЗАКС.Ру продолжает публикацию комментариев на ответы губернатора Петербурга Валентины Матвиенко на вопросы "Новой газеты" о градостроительной политике в городе. Напомним, ответы губернатора у многих экспертов вызвали сомнения, в них увидели передергивание фактов.

Первая часть комментариев здесь. Сегодня публикуется вторая часть.

Вопрос "Новой газеты"::
2. Действительно ли с тех пор, как Вы стали губернатором  Санкт-Петербурга, охранная зона города уменьшилась почти вчетверо: раньше в охранную зону входила большая часть Петроградской стороны, теперь только территория вокруг Петропавловской крепости, раньше – половина Васильевского острова, теперь – только Стрелка и часть набережной, раньше – весь Невский, теперь – только до Литейного? Чем обусловлено уменьшение охранной зоны Санкт-Петербурга, считаете ли Вы это оправданным?
ОТВЕТ В.Матвиенко::
Ну что же, как говорится, ближе к фактам. В апреле 2004 года, т.е. спустя 5 месяцев после избрания губернатором Санкт-Петербурга, мною было подписано постановление Правительства Санкт-Петербурга – так называемый "временный высотный регламент". До того высотность вообще не регулировалась правовыми актами и была на откупе согласовательных процедур. Отсюда  "выросли" проекты, получившие право на жизнь в 90-х годах – "Монблан", "Аврора", "Биржа", купол гостиницы "Ренессанс", жилой комплекс на Шпалерной улице, "Регентхолл" на Владимирском…
Что касается размера охранной зоны Санкт-Петербурга, давайте опираться на цифры.  Территория охранного зонирования по сравнению с 1988 годом увеличена более чем в три раза (за счет пригородных территорий, зоны регулирования застройки – 2).
Но какой был толк обсуждать границы охранной зоны, если режимы, т.е. правила и ограничения в них, не действовали? Охранная зона, в которой допускалось новое строительство путем вырезания участков-исключений (так называемых "лакун"), утратила свои защитные функции еще в 90-х годах. Настоятельно требовалось жесткое правовое регулирование. Охранная зона должна была стать по-настоящему запретной для нового строительства зоной. Таковой сегодня она и стала.
Для других территорий правила формировались в зависимости от их историко-культурной ценности, степени градостроительных утрат, возможности адекватных восполнений. В подготовке закона о границах и режимах участвовали не только органы администрации города и депутаты Законодательного собрания, но и представители общественности, в частности, ВООПИиК. В законе учтены конструктивные предложения общественности, которая прекрасно осознала, что режимы использования важнее границ. С точки зрения сохранения исторического наследия (как объектов культурного наследия, так и аккомпанирующей им исторической застройки) законодательная ситуация значительно ужесточилась, и историческая застройка одинаково строго будет сохраняться не только в одной, а во всех зонах охраны.

НАШ КОММЕНТАРИЙ:
Утверждение Валентины Матвиенко о том, что до 2004 года "высотность вообще не регулировалась правовыми актами", не соответствует действительности. Упомянутые ей объекты на момент получения согласований находились либо в охранной зоне (где вообще запрещено любое новое строительство), либо в объединенной зоне регулирования застройки первой категории. Высотность для ОЗРЗ-1 обязаны были определять и согласовывать с КГИОП. Это установлено двумя документами, вышедшими еще в 1998 г. и действующими до сих пор:

Распоряжением губернатора Сантк-Петербурга № 339-р "О порядке подготовки и издания правовых актов Администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта или реконструкции собственникам объектов недвижимости" и приказом КГА № 47 "Об утверждении Регламента подготовки и издания распоряжений председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта и реконструкции собственникам объектов недвижимости".

Цитата из первого документа (п. 8 Приложения):

"8. Проект распоряжения председателя КГА подлежит обязательному согласованию с:
8.1. Комитетом государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры в случае, если объект недвижимости является памятником или находится в пределах охранных зон, зон регулированной застройки и зон охраняемого ландшафта…"
Цитата из второго документа (собственно Регламента):

"1.5. Предпроектные предложения (обоснования инвестиций в строительство) разрабатываются лицензированной проектной организацией и согласовываются заказчиком с:
… — Комитетом государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры в случае, если объект недвижимости является памятником или находится в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого ландшафта…

2.4. Проект распоряжения согласовывается с:
… — Комитетом государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры в случае, если объект недвижимости является памятником или находится в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого ландшафта".

В своем заключении, предваряющем проектирование, КГИОП должен был отметить факт нахождения объекта проектирования в зоне ОЗРЗ-1 и указать регламент строительства в этой зоне, в частности то, что "новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий; при строительстве соблюдаются следующие ограничения: по высоте и силуэту: не выше поверхности ограничения высоты застройки в соответствии с расчетом", в соответствие с чем КГИОП должен был потребовать соответствующих расчетов, анализа допустимых параметров будущего здания. Далее он должен был согласовать предпроектное решение и в зависимости от этого – согласовать само распоряжение о строительстве.

Далеко не все из перечисленных Валентиной Ивановной высоток "получили право на жизнь в 90-х годах". Более того, практически по каждому из них разрешения на проектирование и строительство пролонгировались, причем неоднократно, уже при губернаторе Матвиенко. Так, корпорация "Строймонтаж", воздвигнувшая на берегу Невы 72-метровый "Монблан" (который, строго говоря, ни при какой высоте не мог строиться в границах объединенной охранной зоны) в 2002 году еще только получила пятно под застройку. Утвердили проект годом позже – причем без согласования КГИОП, что также является прямым нарушением закона. Предписывалось завершить строительство к 15 апреля 2006 года. Но установленные сроки неоднократно срывались. В общем, оснований для того, чтобы поставить на "Монблане" крест и спасти уникальные петербургские панорамы, у губернатора Матвиенко было предостаточно. Однако сделано было как раз противоположное – 31 мая 2005 года она подписывает постановление, продлевающее сроки строительства аж до декабря 2007 года. Хотя можно было, даже идя навстречу застройщику, обязать его ограничиться высотой, определенной уже вступившим на тот момент в силу высотным регламентом (не больше 42 м). Но и этим шансом на спасение петербургской "небесной линии" Валентина Матвиенко не воспользовалась. Очередное продление сроков строительства (еще на полгода) пожаловали в апреле 2008 года распоряжением главы смольнинского комитета по строительству Романа Филимонова - он, как и "Монблан", пошел на повышение, заняв кресло вице-губернатора.

По аналогичной схеме развивались истории и других названных градостроительных ошибок. Приведенный Валентиной Матвиенко перечень мог бы пополнить еще целый ряд объектов. Например, 90-метровый жилой дом SKY, построенный в глубине правобережной части города, в 2003 году существовал только на бумаге - в виде предпроектной разработки. А воплотился в годы правления Матвиенко и теперь прекрасно виден с Дворцового моста и набережной – вторгся в панораму между минаретами Соборной мечети, рядом с Петропавловской крепостью.

Отвечая на вопрос о сокращении объединенной охранной зоны Петербурга (ООЗ), Валентина Ивановна не случайно переходит к термину "территория охранного зонирования". Она и вправду увеличилась в сравнении с площадью охранной зоны, границы которой установили в 1988 году. Но – как откровенно признает и губернатор - "за счет пригородных территорий, зоны регулирования застройки-2". Однако в зонах регулирования застройки, в отличие от объединенной охранной зоны, сносы и новое строительство допустимы. Теперь это дозволено даже на половине Невского проспекта.

Что же до исторического центра, ранее полностью охваченного границами ООЗ, то лишь для его четверти оставили статус неприкосновенности. Ссылки Валентины Матвиенко на то, что-де от прежней охранной зоны все равно толку никакого не было, никакие ограничения там якобы не действовали, сродни жалобам дурного голкипера на слишком большие ворота. Вот только в футболе ответом на них будет замена слабого вратаря, а не уменьшение ворот.

Указанный Валентиной Ивановной механизм ослабления защитных функций через вырезание в охранной зоне "лакун" в Петербурге запущен был на полную катушку именно при ней. Только в 2004 году распоряжением правительства города "О перечне участков исключений (лакун) в границах объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга" таковых лакун выгрызли без малого три сотни. Хотя легитимность этого документа вызывает большие вопросы: границы устанавливались городским законом, а изменения в них оформили распоряжением правительства Петербурга, обойдясь без согласования Законодательного собрания.

Принятое в этом году изменение границ объединенной охранной зоны Петербурга, помимо прочих очевидных негативных последствий, имеет и еще одно – лежащее в русле международного права. В 1990 г. номинация "Исторический центр Ленинграда и сопряженные с ним группы памятников" была включена ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия т- в границах объединенной охранной зоны 1988 года. Следом наше государство ратифицировало целый ряд международных конвенций, взяв на себя обязательство сохранять в неприкосновенности этот объект именно в таких границах. И нынешнее волюнтаристское их изменение есть не что иное, как нарушение Россией международных соглашений.

Едва ли такое решение будет способствовать реализации поставленной руководством страны задачи, о которой поведал недавно Григорий Орджоникидзе: добиться избрания России в состав Комитета Всемирного наследия (куда входят 21 из 180 государств-участников Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия) и получить место ежегодно сменяемого председателя, предложив провести одну из сессий Комитета в Санкт-Петербурге.

Татьяна Лиханова

Первая часть комментариев здесь

Продолжение следует.:

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама